Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Дмитриев Н. А. Послевоенная история Знаменской церкви (к 70-летию восстановления церковной жизни) (1947-2017).

После Октябрьской революции 1917 г. начались гонения на Православную церковь. Храмы закрывались, разрушались и переоборудовались под хозяйственные и культурные нужды, духовенство лишалось избирательных прав и подвергалось репрессиям. 

По воспоминаниям ветерана Великой Отечественной войны, художника Б.Ф. Карпова, в Воскресенском храме г. Осташкова расположился склад, в Троицком соборе – хлебозавод, в Житенном мужском монастыре – маслозавод, Преображенскую церковь взорвали. В Знаменской церкви был городской музей и мучной склад, в Крестовоздвиженской на кладбище – механический техникум, в Рогоже – МТС, в Ниловой Пустыни – репрессивные лагеря . 

В 1930-е гг. пострадали за Христа тысячи новомучеников и исповедников Церкви Русской. В их числе священнослужители Знаменской церкви       г. Осташкова Михаил Люберцев, Владимир Рясенский. Они были обвинены в контрреволюционной деятельности, содержались в осташковской тюрьме и расстреляны в 1937 г. 

Знаменский монастырь был упразднён в 1927 г. и там расположилось зернохранилище и краеведческий музей. По воспоминаниям одной из старейших прихожан Вознесенского собора М. В. Совковой , до открытия храма в Осташкове в 1947 г. в частном доме жили и служили монахини бывшего монастыря под руководством  монахини Рафаилы (позже схимонахиня). Кроме матушки  Рафаилы,  жили там инокиня Ангелина, инокиня  Анна, ещё  Анна, Карелия и другие. Пропитание себе добывали трудом: по заказу стегали одеяла, белили потолки и прочее. Иногда приезжали туда священники, и служили литургию.

С 1943 г., после встречи местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) с И. В. Сталиным, Русская православная церковь и советское правительство стали официально сотрудничать. По разрешению властей стали открываться храмы, возвращаться из ссылок духовенство. В июле 1946 г. по многочисленным ходатайствам верующих Совет по делам РПЦ принял решение об открытии Знаменской церкви г. Осташкова, первая служба состоялась в марте 1947 г. Краеведческий музей был переведён в здание на улице Володарского. 

Начались труды по приведению церкви, центральная часть которой в годы войны пустовала, а в боковых приделах располагался зерновой склад, в надлежащий для совершения богослужений вид. Епископ калининский Арсений (Крылов) распорядился, чтобы останки угодника Нила Столобенского переложили в новую гробницу ко дню празднования обретения его мощей 27 мая ст.ст. Это ответственное поручение было возложено настоятелем Вознесенского храма прот. Александром Соколовым на о. Нила Рясенского .

Несмотря на то, что о. Нил не был настоятелем, а вторым священни-ком, в памяти жителей Осташкова запечатлелись именно его труды по вос-становлению храма. По свидетельству Б.Ф. Карпова, в церкви расписали не только внутреннюю живопись, но и наружную. Известно, что осташковский художник Виталий Михайлович Петухов расписывал правый придел Усекновения главы Иоанна Предтечи. Повесили колокола, поставили кресты. Здание храма покрасили. Народ не жалел денег. Поднос за каждую службу уносили несколько раз заполненный деньгами. Церковь восстанавливалась и крепла. Народ валил в неё валом, осташи любили своего пастыря .

В отчёте уполномоченного в Совет по делам РПЦ за второй квартал 1948 г. сказано: «От исполкома Осташковского райсовета поступило письмо, в котором исполком просит перевести в другой район священника городской церкви Рясенского. По сообщению исполкома Рясенский, без разрешения органов власти проводит различные церковные шествия по городу. Организовал сбор меди и серебра на отливку колокола. Подготовил четырёх подростков в послушники. (У осташей, знавших отца Нила, сохранились фотографии 1948 г., где он в Знаменской церкви в окружении детей. Два брата Абакшиных, Пачковский  Володя в облачениях прислуживали в алтаре). Привлекает школьников в церковный хор. Рясенский Н. Ф., 1906 г. р. С 1937 по 1946 г. отбывал наказание за антисоветскую деятельность. В церковь гор. Осташкова устроен епископом в апреле 1947 г. В конце 1947 г. им же отмечен как хороший священник» . 

За активную религиозную деятельность о. Нил Рясенский был переведён в д. Котицы в храм Казанской Божией Матери. Там он служил не долго. «Стукачи» не дремали.  Они сообщили в органы власти, что внук председателя колхоза был крещён отцом Нилом (такая версия была). Только один год служил отец  Нил в Котицах, ходил пешком туда  и обратно по 10 км при варикозном  расширении вен и открытой язве на ноге, которую он залечил  лишь перед кончиной .

За ревностное выполнение пастырских обязанностей о. Нил Рясенский был сослан в Казахстан. 36 лет служил он  клириком  в Алма-Атинской епархии Казахстана. С  1953 года до своей кончины (15 марта 1987г.) он настоятель Покровского храма в  городе Джамбуле. В настоящее время  в Казахстане священник Владимир Воронцов готовит материалы для канонизации священника Нила Рясенского.

После отца Нила (Рясенского) настоятелем Знаменской церкви стал архимандрит Стефан (Светозаров), бывший белогвардеец, эмигрировавший в 1920 г. из РСФСР и снова в 1947 году переехавший в Советский Союз из Франции. Он некоторое время жил в недавно открытой Троице-Сергиевой лавре, затем назначен настоятелем Вознесенского (Знаменского) собора в г. Осташкове, но пробыл на этом месте недолго. Архимандрит сделал раку для мощей преп. Нила Столобенского, подобно раке преп. Никона Радонежского.

Уполномоченный по делам РПЦ по Калининской области В.И. Хевронов писал в отчётах: «В церкви гор. Осташкова служит священник Светозаров, который в течение 30 лет находился за границей как белый офицер, бежавший с остатками белой армии. 9 июня он организовал церковную службу в память мощей Нила Столобенского. В целях привлечения наибольшего количества верующих он пригласил на эту службу митрополита Рижского Вениамина, широко оповестив об этом население. Служба проходила с большим стечением верующих. Светозаров настоятельно добивается от епископа ввести в штат церкви второго священника и дьякона. Под руководством Светозарова, церковь гор. Осташкова заметно укрепилась, увеличилось количество посещающих её, прекратились недоразумения в церковном совете. Второй священник и дьякон нужны ему для расширения церковной деятельности» . После г. Осташкова архимандрит Стефан служил настоятелем собора «Белая Троица» в г. Калинине.

По регистрационным справкам уполномоченного можно установить, что с 1950 по 1955 г. в Знаменской церкви г. Осташкова служили священники Николай Велтистов, Квинтилиан Вершинский (духовник преподобноисповедника Сергия (Сребрянского)),  Леонид Чижов, Павел Георгиевский, Алексей Шереметьев, Симеон Наумов, Василий Евстафьев. К сожалению, об их пастырской деятельности в храме г. Осташкова сведений не осталось .

Кадровый состав духовенства изменился с назначением на Калининскую кафедру епископа Варсонофия (Гриневича) (на Калининской кафедре с 1954 по 1958 г.). Епископ Варсонофий возобновил богослужения во всех открытых храмах епархии, в которых не было службы 5 лет и обновил кадровый состав духовенства молодыми активными священнослужителями. Владыка пригласил за своё пребывание в должности 46 священников и дьяконов из Западной Украины и Белоруссии . 

Одним из них был и отец Владимир Шуста. Он закончил Минскую духовную семинарию и Ленинградскую духовную академию со степенью кандидат богословия. 21 ноября 1955 года рукоположен в сан иерея и назначен настоятелем Знаменской церкви города Осташкова Калининской области. В Знаменской церкви, по его словам, «потолок был побелен извёсткой, живописи в нём не было, иконостасы примитивные, иконы на щитах висели». За два года стараниями молодого настоятеля и паствы храм был расписан: «Успели. Вскоре началось второе, уже Хрущёвское гонение на церковь».

Архимандрит Вассиан неохотно вспоминает последующие годы. Многократно вызывали его «на ковёр» в исполком и «в органы», устраивали обструкцию в местной газете: «Не раз вопрос вставал об изъятии мощей преподобного Нила Столобенского. Но я нашёл способ, как избежать этой напасти – утраты святыни и возможно, уже навсегда – таких примеров немало» –  вспоминает отец Вассиан . Благодаря его стараниям мы имеем возможность и сегодня прикладываться к мощам преподобного и просить у него помощи. 

Несмотря на запреты властей совершать таинства, протоиерей Владимир никому не отказывал в совершении треб, ходил по домам. Уполномоченный Совета по делам РПЦ по Калининской области в отчёте за 1964 г. отмечает, что количество крещений и венчаний увеличилось с приходом отца Владимира, в том числе и крещения молодёжи – коммунистов (напр. были окрещены 8-летний Миша и 14-летняя Лиза Фёдоровы) . Отец Владимир Шуста выделил деньги из личных средств и одежду прихожанам Звонарёвым, у которых сгорел дом, хотя в то время было запрещено заниматься благотворительностью . Это показывает, что он – самоотверженный священник, всей душой любящий Бога, не жалеющий даже жизни ради служения Ему, ведь за каждое требоисполнение он мог оказаться в те годы в тюрьме.

55 лет отец Вассиан беспрерывно служил на одном месте – в Знаменской церкви города Осташкова. По традиции, ни одно важное городское мероприятие не проходило без его благословения и участия. Многих он крестил, и большинство – в сознательном возрасте, напутствовал в вероисканиях, поддерживал в дни отчаянья, сопереживал в горестях утраты. Трудами наместника архимандрита Вассиана и неравнодушных осташей возродилась Нило-Столобенская пустынь. Вплоть до самой смерти 2 мая 2010 года отец Вассиан ревностно служил Богу и осташам. 

После архимандрита Вассиана пастырское служение в должности настоятеля Вознесенского собора продолжил епископ Филарет (Гусев) и протоиерей Димитрий Марковский. При церкви были открыты детская и взрослая воскресные школы, трапезная, библиотека, прихожанами совершаются регулярные паломнические поездки. Собор осуществляет социальную деятельность по окормлению осташковского детского дома, дома престарелых и малоимущих. 

Жизнь прихода невозможна без верующих. Хочется отметить постоянных прихожан, которые несмотря на гонения со стороны безбожных властей донесли свет Христовой веры нынешнему поколению. Это Мазик А. М., Совкова М. В., Ивашкина Е. М., Шашулина Н. Н., Рыжова М. Г., Новикова В. В., Калачёва В. А. и др. прихожане.

Таким образом, несмотря на все испытания советского периода приходская жизнь Вознесенского собора г. Осташкова продолжает развиваться. Хочется закончить выступление словами архимандрита Вассиана: «Я благодарю Бога за то, что Господь послал мне паству в лице осташей, имеющих давние религиозные традиции. Благодарю и желаю, чтобы они были ближе к Богу, посещали святой храм. Ибо в этом только и будут находить постоянное утешение и моральное удовлетворение. Желаю, чтоб между людьми мир был и согласие, любовь процветала и добрые дела. Желаю всем здравия, радости и многая и благая лета».

Источники и литература

1) Воронцов В., свящ. Под молитвенным покровом Столобенского чудотворца. Очерк исповеднического пути настоятеля храма Покрова Божией Матери города Джамбула митрофорного протоиерея Нила Рясенского (к 30-летию его блаженной кончины) // Свет православия в Казахстане. 2017. № 4 (235). С. 26-29.

2) ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 9. Л. 48.; Д. 15. Л. 73-75. 

3) Дмитриев Н. А. «В память вечную будет праведник…». Жизнь архимандрита Вассиана (Шуста). Б. м., б. г. // Тверская епархия РПЦ МП. [Электронный ресурс]. URL: www.tvereparhia.ru/publikaczii/tverskie-drevnosti/3421-v-pamyat-vechnuyu-budet-pravednik-zhizn-arximandrita-vassiana-shusta (дата обращения 1.05.2017).

4) Карпов Б. Ф. Осташков – наш город, мой дом, моя суть. Б. м., б. г. // Старый Осташков. [Электронный ресурс]. URL: http://ostashkow.narod.ru/karpov/karpov_22.htm

5) Совкова М. В. Воспоминания. Записаны автором 25.04.2017. Разрешение на цитирование получено.

6) Хомутов А. Курсовая работа. Калининская епархия. 1943-1953 годы.    Б. м., б. г. // Храмы России. [Электронный ресурс]. URL: http://temples.ru/kalininsky.php (дата обращения 25.04.2016).

 

Навигация

Система Orphus