По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Экзегеза повествования о Потопе

В то время как в Быт. 1 – 3 истории о творении священнического писания и Яхвиста следуют друг за другом, в Быт. 6 – 9 обе версии рассказа так переплетены, что теперь мы имеем один рассказ о потопе. Каждому из источников свойственен особый характер и стиль, и оба относятся к различным историческим эпохам. То время как автор Яхвиста обнаруживает живой интерес к личности и судьбе описываемых им людей, то автор Жреческого (Священнического) кодекса видит в представителях человечества орудие Божественного промысла и пишет историю сакральную.[1] 

Так, если приглядеться, то и в Быт. 6:5 – 9:17 узнаешь различные предания об этой истории, которые ведут к напряжению и противоречивым данным. Согласно Быт. 7:4, потоп длился 40 дней, а согласно 7:24; 8:3 – 150 дней. Потоп согласно 7:12; 8:26 вызван великим дождем, а по 7:11; 8:2а разверзлись источники великого океана бездны, и открылись окна неба. В 7:2 указано, что Ной должен взять с собою от всех чистых животных по 7 пар, а от нечистых – по одной паре. Автор Яхвиста заставляет Ноя строить алтарь, на котором Ной принес Богу жертву[2] в благодарность за спасение от гибели во время потопа, а в кодексе же ничего не говорится о таковых.[3] Однако в 6:19; 7:15; 8:19 подчеркивается, что Ной ведет с собою в ковчег только по одной паре от всякой плоти. Наблюдения над сменой имени Бога, которое варьируется от отрывка к отрывку, иногда от стиха к стиху, – дополнительное указание того, что в этом комплексе преданий представлены обе истории, яхвистская и священническая.[4] К периоду Патриархов относится благословение Ноя (Быт. 9:24). К периоду царей – Яхвистическое предание, куда входят следующие отрывки интересующего нас рассказа: 6:1 – 8; 7:1 – 5, 7 – 10, 12, 16б, 17б, 22 – 23; 8:2б – 3б, 6 – 12, 13б, 20 – 22.[5]

«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем...». В этих стихах Быт. 6:5 – 8 в первый раз в праистории можно услышать голос самого яхвистского рассказчика. Если в других местах он является как собиратель и редактор, чьи повествовательные намерения можно открыть только в композиции материала преданий, то здесь он говорит своими собственными словами. JHWH кается, что Он сотворил человеков (6:6) и это Его глубоко печалит (6:7). «Раскаялся» – антропоморфизм, назначение которого передать скорбь Бога о растлении мира. 1 Цар. 15:29 исключает буквальную интерпретацию. Это образное выражение указывает не на изменение в Боге, а на проявление любви во времени, то как правосудия или милосердия.[6] Он хочет уничтожить их вместе с другими живыми существами. Только один человек находит благодать в очах JHWH, а именно Ной (евр – утешенный; Ное – отдыхать)[7]. Почему именно Ной должен быть спасен, в то время как другие – погибнуть, и чем он заслужил это, об этом не говорится. Это решение только одного Бога, что Он уделяет Ною благодать. Очевидно, при составлении источников следующий отрывок истории утрачен. Ибо в 7:1 рассказывается уже, как Бог приказывает Ною идти в ковчег и только теперь открывает свой план навести потоп. Предположительно выпал тот отрывок текста, в котором было рассказано, как Ной получает приказ для постройки ковчега и как он этот приказ послушно исполняет. Однако Ной должен быть спасен не в одиночестве. Он должен взять с собою в ковчег от всех чистых животных по семь пар и от всех нечистых животных по одной паре, ибо Бог желает спасти с Ноем в ковчеге все свое творение от суда. После потопа должны снова множиться и животные. Ной делает все, что ему сказал Господь, и со всем своим домом входит в корабль. И Сам Господь «закрыл его за ним». Это предложение, которое в нынешнем тексте следует только в 7:16, должно было некогда стоять сразу после 7 ст., куда его большинство толкователей и переставляют. Та же рука, которая в следующий момент произведет смертельный суд, в заботе о Ное и всех живых существах с ним, закрывает за ним, охраняя, ковчег. И тут начинается великий дождь. Рассказчик, очевидно, может представить себе великий потоп только как результат долгого дождя. Очевидно также, что дождь, длившийся 40 дней, был столь неизвестным явлением, что можно было подумать, что он в состоянии затопить всю землю.[8]

Однако после 40 дней дождь с неба иссяк. Воды начали спадать. Тогда Ной открыл окно ковчега и выпустил голубку, чтобы узнать, есть ли уже сухая земля. Но в первый раз голубка вернулась, потому что она нигде на земле не могла спуститься. Во второй раз она уже принесла зеленый лист маслины в клюве, знак надежды и новой зародившейся жизни. Только в третий вылет голубка не вернулась. Тогда Ной понял, что воды спали. Он открыл крышу ковчега, вышел и принес Господу жертву сожжения от всех чистых животных и птиц. И тут произошла замечательная перемена в настроении сердца Бога. Господь «обонял приятное благоухание» (8:21) жертвы сожжения и поклялся в Себе: «Не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его» (8:21).[9]

Версия священнического писания похожа на рассказ Яхвиста. Поэтому оба рассказа могли быть легко вставлены один в другой. И согласно Кодексу Бог решил положить «конец всякой плоти», потому что земля была развращена и полна насилия. Поэтому люди должны быть истреблены от земли (6:11 – 13). Исключение Бог желает сделать только для Ноя и его потомков. Ибо «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем» (6:9), то есть он был нравственно чистым и цельным (евр. – тамим), выделявшимся из среды порочных современников.[10] Там, где у Яхвиста шла речь о беспричинном, благодатном избрании JHWH, в жреческом кодексе вставлено благочестие Ноя. Поскольку Бог нашел Ноя праведным, Он желает спасти его, его сыновей, жену и невесток от потопа. Также и от всех животных Ной должен взять с собою по одной паре, чтобы им была сохранена вместе с Ноем жизнь в ковчеге. Ной сделал все так, как повелел ему Бог, и тогда начинается великий потоп: «В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великого океана (бездны), и окна небесные отворились» (7:11).

Здесь речь о «великой бездне», tehom, которая уже в священнической истории творения означала воды хаоса (Быт. 1:2), который Бог в акте творения потеснил, давая пространство для жизни Его творений. Эта древняя власть хаоса теперь снова прорывает шлюзы неба и одновременно поднимается через колодцы из глубины. Мрачное пра-море вновь обрушивается на творение. Бог погружает Свой мир в хаос. После 150 дней, в течение которых всякая плоть, имевшая дыхание жизни, погибла. «Женящиеся и пирующие быстро вскакивали из-за пиршества с бледными лицами и искали, куда бы убежать; жених и невеста поспешно с одра вставали, выбегали из чертога и разлучались друг с другом, бегая то туда, то сюда, желая избежать вод; метались из угла в угол трепещущие матери, держа в руках малых младенцев и не зная, куда скрыться»[11]. Далее Бог навел на Землю дуновение ветра, так что воды уменьшились[12]. Колодцы бездны и окна неба закрылись. Наконец появились в виде вершины гор, и ковчег смог пристать к горе Арарат. Тогда Бог послал ворона, который летал туда и сюда, пока не высохла вода. По приказу Бога Ной на 601-й год жизни, во 2-й месяц вышел из ковчега, а с ним жена, сыновья, невестки и все животные. И тогда Бог повторяет Свое благословение, какое Он уже дал при сотворении людей и всех животных: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». По словам Златоуста, «Как Адам был началом и корнем всех живших до потопа, так и этот праведник становится как бы закваской, началом и корнем всех после потопа»[13]. Но ситуация в корне изменилась. На животных напал страх и трепет перед людьми, ибо они даны в пищу человеку. И люди будут убивать друг друга и проливать кровь. Однако Бог взыщет от каждого за пролитую кровь, кто убьет другого человека. «...кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» (9:6).

Кодекс не видит, что человечество стало лучше после потопа. Потомство Ноя, историческое человечество, стоящее перед очами рассказчика, как и роды перед потопом, полно греха и насилия. Мир при творении, описанный в Быт. 1:29 – 31, и мир между людьми и животными более не возвращается. И тем не менее Бог заключает завет с Ноем и его потомством и дает им знамение того, «что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа» (9:11). Когда приходят грозовые облака и появляется радуга, «Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти: (9:15).

Бог действует в обоих рассказах в суверенной свободе. Он наводит потоп, и Он же охраняет человека от гибели Своим свободным избирательным решением. Да и решение навести потоп возникло не из произвольного каприза Бога. Гибель вызвало зло людей, то, что названо порчей земли. Однако Бог оставляет одну семью и по одной паре от всех творений, чтобы с ними все начать снова, как в начале. Ной выживает не для того; чтобы уподобиться богам и стать бессмертным, но через него Бог желает начать новую историю человечества. И хотя Он знает, что это человечество не будет лучше прежнего. Он больше не желает губить землю из-за человека. Согласно яхвистскому рассказу JHWH дает обетование, что пока стоит земля, «посев и жатва, и холод и жара, и лето и зима, и день и ночь не прекратятся» (Быт. 8:22). Согласно священническому писанию Бог поставляет Свой лук на облаках как знамение союза, «и не будет больше вода потопом, чтобы истреблять всякую плоть» (9:15). Именно этот особенный конец показывает цель библейской истории о потопе.[14]

Ориген посвятил теме Ноева ковчега специальную беседу в своих Гомилиях на Книгу Бытия. Ощущая особую значимость этого символа, он проводит толкование его по трем уровням раздельно: буквальному, духовному и нравственному; обосновывая наличие этих уровней ссылкой на трехэтажную надводную часть ковчега. Три этажа указывают на три смысла в Писании, а два подводных этажа – на то, что в некоторых текстах не бывает буквального (исторического) смысла (Гомилия на Книгу Бытия 2, 6). В буквальном изъяснении Ориген достаточно подробно стремится показать критикам и скептикам, что все изложенное в этом тексте вполне могло быть осуществлено и нет никаких оснований считать рассказ о ковчеге выдумкой, включая его форму и размеры. В духовном плане рассказ о Ноевом ковчеге представляется Оригену символическим изображением основ христианского миропонимания. Ной выступает прообразом самого Иисуса Христа, потоп знаменует конец мира, который со страхом и надеждой на спасение ожидается христианами. Этажи ковчега и содержащиеся на них различные живые существа указывают на структуру Церкви и различные уровни совершенства ее членов – от нижнего уровня, где обитают те, чьи сердца «не смягчила сладость веры» (свирепые животные) до высшего, где находятся умудренные в вере (Ной и его родственники, то есть сам Иисус Христос и близкие к нему по духу). Числа, указывающие на размеры ковчега, «освящены великими тайнами» и каждое из них наполнено символическим содержанием. Этажи ковчега означают также и преисподнюю, землю и небо, согласно словам ап. Павла; «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2:10). Объединенность всех живых существ в ковчеге является образом Царствия Божия. Наконец, на уровне нравственного толкования Ориген видит в Ноевом ковчеге ковчег нравственного спасения, который представляется ему «библиотекой Божественного слова», складывающейся из нравственных норм, заповедей, и добродетелей (библиотекой души).[15]

Рабство, на которое человек себя обрек, думая достичь независимости, само по себе окончательно; грех, однажды вошедший в мир, может только множиться, и по мере его роста жизнь действительно идет на ущерб, вплоть до того, что совсем прекращается при потопе (6:13). Начало разрыва исходило от человека; ясно, что почин примирения может прийти только от Бога. И уже в этом первом повествовании Бог и дает надежду, что придет день, когда Он примет на Себя этот почин (3:15). Благость Божия, которую человек презрел, в конце концов, победит, – «победит зло добром» (Рим. 12:21). В Быт. уже показано, что эта благость действует: она сохраняет Ноя и его семью от всеобщего развращения и от наказания за него (Быт. 6:5 – 8), чтобы начать через него как бы новый мир; в особенности, когда «из смешанных в единомыслии зла народов» (Прем. 10:5) она избрала Авраама и вывела его из грешного мира (Быт. 12:1), чтобы «благословились в нем все племена земные» (Быт. 12:2, явно составляя противовес проклятиям в 3:14).[16]

Начатое по повелению Божию построение ковчега выглядело в глазах окружавших Ноя откровенным безумием, в том числе и с технической точки зрения. Здесь мы впервые встречаем в Священном Писании, как Сам Бог дает человеку конкретные указания чисто технического порядка, что собой должен был представлять ковчег, его размеры, внутреннее устроение, материал и способ изготовления (Быт. 6:14 – 16). В этом действии Божием видно, как посредством технического средства – ковчега – предмета насмешек людей «технически образованных», посрамляется «мудрость века сего», и «немудрое Божие» оказывается «премудрее человеков» (1 Кор. 1:25). В данном случае Господь благословляет создание и использование определенного технического сооружения, посредством которого и должно было совершиться спасение праведного рода от воцарившегося кругом нечестия и развращения. Первое технократическое общество возникло на заре человечества среди потомков братоубийцы Каина – и было истреблено Потопом.

Боговдохновенный автор книги Бытия, излагая Божественное откровение о природе мира и человечества, был приведен к истинному пониманию природы и ее начал и описал их на современном ему языке. Более того, автор использовал современные ему литературные традиции с тем умыслом, чтобы донести до читателя истинные богословские факты первобытной истории. Автора рассматриваемого нами отрывка не интересовало удовлетворение любознательности в вопросах биологии или геологии. Рассказ о Потопе, хотя и является предельным примером Божественного осуждения человеческого греха, также свидетельствует, хотя менее очевидно, чем в предыдущих случаях, о сохраняющейся милости Божией, направленной на исправление. Потоп является как мерой осуждения, так и мерой милости Живого Бога. Этот контраст, здесь выражен через сопоставление двух стихов: 1). Условие, которое было представлено как основание для Божественного осуждения: «все помышления сердца их были зло во всякое время» (6:5) и 2). Основание для Его милости и прекращения подобных наказаний: «помышление сердца человеческого – зло от юности его» (8:21). Хотя человеческая испорченность осталась неизменной. Бог переводит человечество в заново устроенный мир, в котором обеспечена правильная последовательность природных событий: «впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (8:22)[17]. Знамением этого завета является радуга (9:13). В этом выражена постоянная надежда Божия на исправление человека.

В завете, данном Богом Ною, содержится обещание не истреблять человеческий род (9:13), Аврааму Бог торжественно обещает произвести от него избранный народ, который будет наследовать земли и распространяться (15 и 17). Этот завет является заветом обетования, Божественным Произволением Милости и Благословения, зависимым лишь от неизменного характера Того, Кто эту клятву дает. Это отличает его от завета с Моисеем, где от Израиля, являющегося получателем завета, требуется дать клятву и таким образом принять на себя обязательные условия исполнения завета. Завет, таким образом, приобретает двустороннюю форму, что могло быть вызвано возросшей склонностью отчуждения человека от Бога.

Праистория до сих пор наводила на вопрос, сможет ли Бог и далее выносить этот мир, все более наполняющийся нечестием. Не раскается ли Он в сотворении человека, мира, неба, земли и всякой души живой? Библейский рассказ о потопе дает ответ, который, подобно другим рассказам праистории, имеет этиологический, обосновывающий смысл. Он изображает, что Бог некогда действительно раскаялся, что сотворил человека и других живых существ. Бог действительно перед началом нынешней истории человечества поддался разочарованию и уничтожил все живое на земле. Однако в Своей благодати Он в то же время спас от гибели одного человека с семьей и одну пару от всякого рода живых существ. Им Он дал, после того, как они вышли из ковчега, чудесное обетование, что больше никогда не проклянет землю и не погубит никакую плоть из-за человека, «потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его» (8:21). Итак, Бог хранит Свое творение вопреки злу человечества! Он не отнимает Своей руки от него, хотя земля испорчена. Эта история в ее библейской версии говорит об «эсхатологическом суде над миром», но с точки зрения его спасения. Собственно, Бог мог бы погрузить в хаос этот мир в любое мгновение. Он мог бы отнять Свою охраняющую руку. Ибо неправда и зло человеков вопиет к небесам. Они заслужили только погибель. Но тем не менее. Бог больше этого не допустит. Его необусловленное решение благодати в том, что несмотря на развращение. Он человечество несет и держит. В Его неизменной творческой верности основано то, что Он более не погружает мир в хаос. Этот мир удерживается над бездной только благодатью Божией.[18]


иерей Максим Мищенко


[1] Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. / Дж. Фрэзер. – М.: Издательство политической литературы, 1985. С. 74.
[2] Жертва всесожжения – особый вид жертвоприношения, при котором убитое животное полностью отдано Богу: оно сжигается на жертвеннике целиком, без остатка. См.: Ветхий Завет. Перевод с древнееврейского. Книга Бытия. / Пер., вступ. ст. и ком. М. Г. Селезнева. – М.: Российское Библейское общество, 2001. С. 30.
[3] Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. / Дж. Фрэзер. – М.: Издательство политической литературы, 1985. С. 79.
[4] Ианнуарий (Ивлиев), игумен. Библейское богословие. Курс лекций. [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб).- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
[5] Мень А., протоиерей. История религии. В поисках пути, истины и жизни. Т. V. Вестники Царства Божия. / А. Мень. 
[6] Комментарий к Ветхому Завету / Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с приложениями. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. С. 1857.
[7] Иной перевод имени Ной см.: Священное Писание Ветхого Завета / под ред. Еп. Александра (Милеанта). [Электронный ресурс]. – Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. –HolyTrinityOrthodoxMission, 2001. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
[8] Ианнуарий (Ивлиев), игумен. Библейское богословие. Курс лекций. [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб).- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
[9] Ианнуарий (Ивлиев), игумен. Библейское богословие. Курс лекций. [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб).- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
[10] Лопухин А. П. Толковая Библия или комментарий на все книги Ветхого и Нового Завета. Т. I. / А. П. Лопухин. – СПб., 1904 – 1913. Репринтное издание: Стокгольм, 1987. С. 34.
[11] Святитель Димитрий Ростовский. Синопсис или Летопись. / Димитрий Ростовский. – М., 1998. С. 152.
[12] Талмуд утверждает, что, благодаря своему росту Ог, царь Базана, упоминаемый в Библии, не утонул во время потопа. Когда самые высокая горы были покрыты водою, его голова всегда возвышалась над поверхностью волн. Он, тем не менее, находился в большой опасности быть сваренным, так как вода, покрывавшая землю, была очень горяча, но он был хитер, и заметил, что вода около ковчега оставалась холодной и не отходил от него ни на шага. См.: Бренье Ф. Евреи и Талмуд. [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб).- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
[13] Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений в 12 т. Т. IV. Кн. II. / Святитель Иоанн Златоуст. – М.: Свято-Троице Сергиева лавра, 1993. С. 264.
[14] Ианнуарий (Ивлиев), игумен. Библейское богословие. Курс лекций. [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб).- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
[15] Бычков В. В. Неформализуемый гнозис Оригена / В. В. Бычков // Социальная философия и философская антропология. Труды и исследования. – М.: Институт философии РАН, 1995. 
[16] Словарь библейского богословия / под ред. К. Леон-Дюфура. – Киев: Кайрос, 2003. С. 237 – 238.
[17] Сор Ла У. Обзор Ветхого Завета. / Ла Сор У., Хаббард Д., Буш Ф. – Одесса: Богомыслие, 1998. С. 78.
[18] Ианнуарий (Ивлиев), игумен. Библейское богословие. Курс лекций. [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб).- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

Навигация

Система Orphus