По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Святоотеческое учение о внешних чувствах и их месте в природе человека

После того, как во втором веке христианское Евангелие коснулось образованного эллинистического мира, апостольская простота и харизма уступила место утонченному философскому анализу. Богословие становится аристократической дисциплиной[1]. Принявшие благовестие философы пытались объяснить христианское мировоззрение в категориях греческой философии (святой Иустин Философ). Это нужно было для апологии перед язычниками, подвергавшими христиан гонениям и осмеянию, а также для распространения веры. Христианские мудрецы имели отточенную философскую методологию и, разумеется, не видели оснований отказываться от нее. Христианская мудрость вбирала в себя все лучшее, что содержалось в античной мысли и не противоречило Откровению[2].

Подробнее...

Шатровые храмы в православном зодчестве

Введение

Большинство древнерусских храмов построены в византийском стиле (в Киеве Десятинная церковь, Софийский собор, Киево-Печерская лавра, Михайловский монастырь; в Новгороде Софийский собор, в Пскове Собор св. Троицы, во Владимире Успенский собор, в Ростове Успенский собор и другие). Но в русских храмах существовало множество отличий в сравнении с византийскими образцами. Так, вследствие отсутствия мрамора и камня, колонн не было; между прочим, количество каменных храмов было небольшим. Стены храма украшались изящной отделкой и окнами с красивой резьбой из камня или с изразцовыми наличниками. Рядом с храмом или вместе с храмом над его притвором воздвигается высокая шатровая колокольня с крестом наверху. В постройке деревянных церквей, которых, вследствие обилия древесного материала, особенно много было на севере, русские мастера проявили много своего вкуса и самостоятельности. Характерную особенность и отличие русских куполов от куполов греческих составляет то, что над куполом под крестом устраивалась особая главка, напоминавшая луковицу. Первый вид чисто русского стиля носит название «шатрового», или столбового. Об этом архитектурном стиле и пойдет речь в данном сочинении.[1]

Подробнее...

Принцип религиозного воспитания в воззрениях М. М. Манасеиной.


В России инициатором многих педагогических принципов и методик в конце XIX в. была Мария (Марья) Михайловна Манас(с)еина-Коркунова (1843 — 1903). Допустим, фундаментальная роль религиозного воспитания в системе воспитания впервые по-настоящему отражается именно в педагогическом наследии Манасеиной. Хотя ее имя было широко известно на рубеже XIX – ХХ вв. по достижениям в области физиологической (биологической) химии, ее педагогические взгляды остались практически безвестными. Многие важнейшие обзоры и учебники не упоминают ее вовсе, да и Интернет дает минимум сведений. Лишь в настоящее время проявляется некоторый интерес к М. М. Манасеиной, но ее жизнь и ее личность пока остаются темным пятном.

Подробнее...

Концепция Премудрости Божией в учительных книгах Ветхого Завета

Божественная Премудрость (евр. «hokma», греч. «Sofia») составляет основную тему библейской дидактической письменности, получившей по этой причине наименование «хохмической» в современной библейской науке. Рассуждая о премудрости, авторы книг Премудрости говорят о последней в двояком смысле: в богословском и морально-практическом, обозначая то Божественное свойство, то человеческое качество, в известной степени дарованное свыше, иначе говоря, то саму Премудрость, то причастность к ней или же ее дела. Но в некоторых местах Премудрость неожиданно принимает черты некой умной сущности и даже ипостаси, что особенно характерно в Притч. 8 – 9, Сир. 24, Прем. 7 – 8 и отчасти в Иов. 28. Этот образ ветхозаветной ипостасной Премудрости не раз привлекал внимание экзегетов и богословов.[1]

Подробнее...

Три завета князя Владимира

Во всех епархиях Русской Церкви проходят празднования в честь 1030-летия Крещения Руси. Но, совершая торжества, помним ли мы заветы Крестителя Руси - святого князя Владимира нам, потомкам? Об этом размышляет клирик Тверской епархии протоиерей Димитрий Кунченко
 

Подробнее...

Характеристика личности и служения Феофана Прокоповича.

В исторической литературе уже были предприняты попытки обозначить основные типы архиереев Петровской и послепетровской России. Непревзойденными исследованиями по данной теме следует считать труды И. А. Чистовича[1] и К. В. Харламповича[2]. В трудах этих и других авторов была показана недостаточность противопоставления великорусских и малороссийских элементов в деле Петровской церковной реформы. Было также показано, что борьба между Феофаном Прокоповичем и его противниками по вине обеих сторон принимала характер политических интриг, которые для проигравших заканчивались в Тайной канцелярии. Здесь стоит выделить группу последовательных сторонников модернизаторских усилий императора Петра I; именно к таковой, на наш взгляд, можно отнести исследуемого нами архиерея – Феофана Прокоповича. Этой группе иерархов-реформаторов свойственны следующие черты: во-первых, общая к ним ненависть большей части православного духовенства и мирян, а во-вторых, последовательная просветительская позиция. Ярче всего эта позиция проявилась в реформе благочестия, когда под видом борьбы с суевериями оскорблялись религиозные чувства православного, сжившегося со своей стариной народа. Феофан Прокопович принадлежал к числу самых образованных людей Петровского времени, причем первый проявил себя более как писатель и проповедник. Его нравственные качества как члена «прогрессивной партии духовенства» симпатии не вызывают. Для него характерны стяжательность, корыстолюбие, заносчивость, склонность к интригам и другие качества, свидетельствующие о сознательном предпочтении «сует мира сего».[3]

Подробнее...

История Славянской Библии в ХХ веке

ВВЕДЕНИЕ

Библия, священная книга христиан, Книга Книг, заключающая в себе глубокий смысл, сыграла значительную роль в истории человеческой культуры. Без знания Библии нельзя познать истоки и содержание этих культур, приобщиться к ним, сделать их частью своего духовного богатства. Для славянского мира Библия также стала инструментом включения этих стран в общий контекст мировой культуры. Славянская Библия, объемлющая все славянство по его культурно-христианскому рождению и возрастанию, есть живительный источник и органический центр общеславянского единения, которое обязано воспитывать и лелеять в библейской колыбели и с библейскими славянскими благословениями.

Священное Писание не может рассматриваться как рядовое произведение средневековой славянской литературы, в его природе священного и церковного текста слишком много таких черт, которыми оно обособляется от окружающих его произведений. Как объект научного изучения славянская версия ставит перед исследователем немало своеобразных задач, обусловленных природой этого текста и обилием его источников.

Подробнее...

Становление научной дисциплины «Библейская археология» в XIX-XX веках

Интерес к прошлому.
 
Библия – собрание древних книг, писавшихся и редактировавшихся на протяжении тысячелетий. Культуры, создававшие эти книги, давно погибли. Что касается эпохи Нового Завета, то мы можем многое узнать о ней из сочинений греческих и римских авторов. Но об эпохе Ветхого Завета нет почти никаких письменных свидетельств, кроме самой Библии. Конечно, для того чтобы понять главное в этих книгах, достаточно самых общих представлений о жизни в древнем мире: ведь Слово, возвещаемое людям Библией, - вечно. Оно предназначено всему человечеству, всем эпохам. Но очень многое в содержании Библии неразрывно связано с конкретными судьбами отдельных людей и народов. Библия совсем не похожа на современные богословские книги. В ней нет ничего абстрактного. Сам Бог участвует в конкретных событи­ях жизни израильского народа и первых христиан. Эти события яв­ляются частью общей истории че­ловечества, и поэтому все, что уда­ется нам узнать о нашем прошлом, помогает лучше понять Библию.Так, например, раскапывая ру­ины городов IX века до нашей эры, можно узнать, как выглядел дом, в котором гостил пророк Елисей, и какой светильник поставила тогда у изголовья кровати богатая сонамитянка (4Цар, 4:8-10).Иногда археологам удается со­вершить открытие, непосредственно связанное с конкретным библей­ским рассказом: найти предмет или здание, о которых говорится в Библии. Самые ценные находки – древние тексты, в которых упоминаются те же, что и в Библии, люди или описываются те же события. Такие открытия случаются редко и всегда требуют тщательной проверки. И все же именно благодаря археологии нам удалось немало узнать о мире Ветхого Завета, не говоря уже о более близкой новозаветной эпохе.[1]
 

Подробнее...

Седьмой Вселенский Собор и богословское влияние преп. Иоанна Дамаскина

В 787 г. Седьмой вселенский собор в Никее сформулировал православное вероучение о священных изображениях и иконопочитании, исходя из учения св. Иоанна Дамаскина. Епископы-иконоборцы получили на Соборе прощение, а на последних заседаниях было составлено определение о почитании икон, где говорилось: «Мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно и не письменно. 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus