По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Палестина Христа


Иисус Христос, как свидетельствует история, родился примерно в 12 - 4 году до н.э. в Палестине. Это была земля благочестивых патриархов еврейского рода Авраама, Исаака и Иакова. Когда-то у евреев было собственное царство. Они были богатым и сильным народом; отстаивали свою независимость, воюя с воинственными соседями и торгуя с не воинственными. Имена еврейских царей Давида и Соломона знали далеко за пределами Палестины; их уважали и боялись. 

Подробнее...

Особенности и риски православной миссии в социальных сетях


В настоящее время христианство в своем миссионерском регистре столкнулось с такой актуальной проблемой как возможность проповедования в рамках платформы социальных сетей. Многие зададутся вопросом: какая здесь проблематика, если духовенство и миряне довольно органично интегрировались в интернет среду социальных сообществ и заняли свою нишу?

Подробнее...

Диалог с мусульманином. Чему учит Евангелие


Сегодняшнее российское общество является поликонфессиональным, в нем соседствуют представители разных религий, как традиционных, так и нетрадиционных. Кроме того, велик процент людей неверующих, считающих себя атеистами. Добрососедские отношения с представителями других конфессий – это то, чему учит нас Новый Завет. В притче о милосердном самарянине сам Христос показывает, что представитель другой религии (самаряне были крайне не любимы иудеями) может быть для нас в определенных жизненных ситуациях ближе, чем единоверец. В вопросах веры тот же Новый Завет учит нас быть твердыми в своем уповании и не уклоняться от него, являя своей жизнью учение Христово.

Подробнее...

Ранние свидетельства Отцов и учителей Церкви о гностицизме.


Свидетельства отцов и учителей Церкви о гностицизме. Общая характеристика гностицизма.

До середины 19 века знания о гностицизме в основном извлекались из полемических произведений отцов Церкви и древних церковных писателей[1]. Эти сведения создают довольно пеструю картину сект, учений и школ, системы которых часто противоречат друг другу. В то время, когда христианские апологеты 2 века полагали столько усилий, чтобы своими произведениями содействовать церкви в ее борьбе с языческим правительством, языческим обществом, народной религией и современной философией, другие церковные писатели посвятили себя на служении Церкви в ее борьбе с доктринальными заблуждениями, угрожавшими ее вере, которые не отрицали права Церкви на существование, но стремились подорвать доверие к чистоте и неповрежденности ее апостольского учения. Наиболее значительным и наиболее опасным между этими заблуждениями был гностицизм, почему и противоеретические писатели второго века называются антигностическими.[2]

Подробнее...

Митрополит Антоний (Вадковский) и попечение о будущем Поместном Соборе Русской Православной Церкви

     


  С надеждой на Собор

С наступлением ХХ века, когда особенно остро стали чувствоваться растерянность и раздор в русском обществе, окончательная утраты силы традиции, и начало распада Русского государства, председатель Кабинета министров граф С. Ю. Витте и другие государственные деятели активно высказывались за созыв Поместного Собора. Православная Церковь в лице такого выдающегося иерарха, как митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) указывал на необходимость созыва подобного Собора. И можно с уверенностью сказать, что деятельность митрополита Антония (Вадковского) и Председателя Комитета Министров С. Ю. Витте, представлявших два класса (церковный и светский), сыграли решающую роль в созыве Собора и собирании материала для проведения реформы. «С. Ю. Витте был один из самых деятельных сторонников созыва Собора и проведении реформ. 

Подробнее...

Социальные сети и коммуникативные риски


В начале десятых среди девелоперов социальных сетей появилась такая категория как «социальный дизайн», описывающая современные изменения в интернет-индустрии. Суть этого нового концепта заключается в описании той ситуации, когда популярность и успех интернет-продукта заключается в максимальном социализировании его, используя социальное измерение. Развлекательная сфера, к примеру, перестает быть чем-то индивидуализированным, а требует коллективного потребления, социального облечения. То есть любой интернет-продукт начинает приобретать черты социальной сети, требует обратной связи и коммуникативного формата. Любой фильм, книга, или трек, потребляется уже не индивидуально, а в контексте сообществ, комментирования, дискуссии. Само культурологическое потребление как некогда приватный акт становится частью статистического континуума, глубинного социального измерения (музыка в Last.fm, книги в livelib.ru и пр.). Многочисленные сервисы с рекомендованным контентом, советами экспертов, отзывами блогеров, создают уникальную ситуацию, когда некогда частный бытовой акт, сфера повседневного становятся глубоко социализированными (совершение покупок онлайн при активном участии зрителей, различные приложения на основе геолокаций).

Подробнее...

Биография и религиозное становление митрополита Антония (Блума)


В истории Русской Православной Церкви второй половины XX – начала XXI веков, богатой великим сонмом несгибаемых учеников, духоносных старцев, обильных благодатью подвижников, глубоких мыслителей и богословов, а главное, смиренных тружеников на ниве церковной, трудно найти более цельную личность, чем владыка Антоний. Совмещая в себе дары яркого проповедника и неусыпного молитвенника, скромного христианина и вдохновенного архипастыря, он был словно вытесан из одной глыбы камня адамантовой породы. Митрополит Сурожский Антоний (Блум) принадлежит к тому, по мировым масштабам, крохотному кругу западных христиан, которые свидетельствуют о Вселенском Православии, будучи членами Русской Православной Церкви.

Подробнее...

Дореволюционное обновленчество: историческая оценка


Большинство авторов совершенно негативно оценивают послереволюционное «обновленческое» движение (сама «обновленческая» церковь не просуществовала и полстолетия, поэтому не оставила своих апологетов), выявляя всю «пошлость и фальшь политического приспособленчества живоцерковников и других групп советских обновленцев, которых не приняло большинство церковного народа». Находят многие глубокие различия, которые существовали между дореволюционным движением за церковное обновление и «советскими» обновленцами. До революции виден протест против государственного пленения Церкви и засилья светского чиновничества в синодальном руководстве. Советские «обновленцы», напротив, желали государственной опеки и соглашались на контроль безбожного большевистского «обер-прокурора» из ГПУ[1]. Но не все исследователи одинаково положительно относились к дореволюционному обновленческому движению, есть и отрицательные оценочные суждения. Можно даже вывести причинно-следственную цепочку: чем консервативнее исследователь, тем критичнее его отношение к дореволюционным обновленцам, например, к «группе 32-х священников». Например, по мнению В. Цыпина, появившиеся в Церкви в годы Гражданской войны модернистские группировки «подхватили идейное наследие «группы 32-х священников»[2]. На последних же лежит «часть вины» за то, что император Николай Второй не допустил созыва Поместного Собора, опасаясь, «как бы Собор ни приобрел направления, параллельного тому, который был выбран Государственной Думой двух первых созывов». Причиной появления дореволюционных обновленческих тенденций мнением большинства исследователей считается необходимость исправления нарушений канонического строя церкви, утвердившихся в результате реформ Петра.

Подробнее...

Критика учения об искуплении митрополита Антония (Храповицкого)

Искупление рода человеческого Иисусом Христом является важным учением Христианской религии. Ибо оно составляет по существу все содержание новозаветного благовестия. Проблемой догмата искупления занималось и занимается довольно большое количество христианских богословов и мыслителей, как западных так и восточных, почти на протяжении тысячи лет. Самые глубокие и плодотворные исследования проблемы заключены в работах русских богословов и религиозных мыслителей ХIX – XX веков. Самые крупные из них: «Догматическое богословие» Митрополита Макария (Булгакова), «Опыт православного Догматического Богословия» епископа Сильвестра (Малеванского), «Значение Креста в деле Христовом: Опыт изъяснения догмата искупления» протоиерея Павла (Светлова), «Православное учение о спасении» патриарха Сергия (Страгородского), статьи протоиерея Сергия (Булгакова), «О смерти крестной» протоиерея Георгия (Флоровского), «Очерк мистического богословия» В. Лосского, «Работы по богословию» А. С. Хомякова, «Чтения о Богочеловечестве» Вл. Соловьева, «Догмат искупления в русской богословской науке» протоиерея Петра (Гнедича). Стоит особенно выделить многочисленные статьи (и центральная работа - «Догмат искупления») архиепископа Антония Храповицкого.

Подробнее...

Использование категории «мимезис» в посланиях святого апостола Павла.

Экзегеза категории «подражание» в посланиях апостола Павла.

Общая характеристика.

О понимании «подражания» святым апостолом Павлом мы будем говорить подробнее, начиная с тщательного экзегезиса тех мест, в которых упоминается данная тематика, а потом перейдем к обобщающим выводам.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus