По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Святоотеческое учение о внешних чувствах и их месте в природе человека


После того, как во втором веке христианское Евангелие коснулось образованного эллинистического мира, апостольская простота и харизма уступила место утонченному философскому анализу. Богословие становится аристократической дисциплиной[1]. Принявшие благовестие философы пытались объяснить христианское мировоззрение в категориях греческой философии (святой Иустин Философ). Это нужно было для апологии перед язычниками, подвергавшими христиан гонениям и осмеянию, а также для распространения веры. Христианские мудрецы имели отточенную философскую методологию и, разумеется, не видели оснований отказываться от нее. Христианская мудрость вбирала в себя все лучшее, что содержалось в античной мысли и не противоречило Откровению[2].

Подробнее...

Экзегетические школы в христианстве и развитие «Шестодневов»


По мере развития жанра, между увеличивающимися в своем числе Шестодневами установились значительные различия. Причины тому были вполне объективные. Поскольку отношение к мирским наукам в средневековье было разное, постольку возникали и разные трактовки Книги Бытия. В зависимости от философско-мировоззренческих ориентаций толкователей обычно выделяют три основных богословских школы: александрийскую, антиохийскую и каппадокийскую, представители которых значительно отличались друг от друга в толковании Священного Писания. Каждая из этих школ представлена целым рядом Шестодневов.

Подробнее...

Митрополит Савва (Михеев), А.Е. Виденеева: К биографии настоятеля Новоспасского монастыря епископа Порфирия (Успенского)


Аннотация: Статья посвящена жизнеописанию епископа Порфирия (Успенского) – известного русского востоковеда и византолога, собирателя рукописей, исследователя истории и древних памятников Православного Востока, который в 1878-1885 гг. являлся настоятелем Московского Новоспасского монастыря.

The present article is concerned with the life history of bishop Porphiry (Uspenskiy) (1804-1885), a famous Russian orientalist and byzantinist, collector of manuscripts, historian and researcher of ancient historic monuments of Eastern Orthodox Churches. In 1878-1885 Porphiry was the abbot of Moscow Novospasskiy Monastery.

Подробнее...

Митрополит Савва (Михеев), А.Е. Виденеева: Благотворительность как пример нравственного служения Церкви и обществу: шереметевские храмы Новоспасского и Спасо-Яковлевского монастырей


Благотворительная деятельность в России является нравственной традицией, имеющей глубокие корни. Вклад Русского Православия в ее развитие способствовал тому, что в нашей стране, пожалуй, в большей мере, нежели чем в других местах, к благотворительности относились не только как средству общественного благоустройства, но преимущественно, как к способу нравственного совершенствования и делу спасения души.

Блестящие приметы тому мы видим в императорской России. Славу одного из крупнейших благотворителей своей эпохи снискал граф Николай Петрович Шереметев (1751-1809) – аристократ, царедворец, государственный деятель, меценат и покровитель искусств.

Подробнее...

Митрополит Савва (Михеев): Патриарх Филарет и Новоспасский монастырь


Макариевские чтения 2018 года были посвящены знаменательной исторической дате – 400-летию окончания Смутного времени. Одним из выдающихся деятелей этого сложного, переломного периода в истории нашей страны является патриарх Филарет (род. ок. 1554-1555; † 1633)[1] – глава Русской Православной Церкви, отец и соправитель первого царя рода Романовых.

Подробнее...

Иудейство и язычество до пришествия Спасителя.


 

Введение.

В ту эпоху, междузаветный период, языческий мир отчаянно искал новой веры и новых идеалов. Вряд ли в более ранние времена иудаизм смог бы получить такую популярность. Официальный культ римской империи все менее и менее мог удовлетворять религиозные потребности населения. 

Подробнее...

О Таинствах Церкви


«Таинства – вот путь, который начертал нам Господь, дверь, которую Он нам открыл. Вновь проходя по этому пути и через эту дверь, Он возвращается к людям» (Высказывание св. Николая Кавасилы «О жизни во Христе»). Слово «таинство», или точнее «тайна» (еврейское слово «сод»; арамейское слово «раза»), употребляется еще в Ветхом Завете для обозначения промыслительных деяний Божьих, которые открыты пророкам (Ам. 3:7; Дан. 2:28). В аналогичном значении слово «тайна» (греческое слово «misterion») встречается и в Евангелии, когда Христос Спаситель говорит о «тайне Царства» (Мк. 4:11). Апостол Павел прибегал к слову «тайна», благовествуя о спасении язычников (см., например, 1 Кор. 2:7).

Подробнее...

Псалмы: весть о великой миссии Помазанника.


Мессианизм Псалтири

После смерти пророка Моисея и занятия евреями Обетованной Земли пророчества о Мессии замолкают на многие столетия. Новая серия пророчеств о Мессии возникает во время царствования Давида, потомка Авраама, Иакова и Иуды, управлявшего еврейским народом за тысячу лет до Р.Х.

Подробнее...

Богословие и проповеди митрополита Антония (Блума)


Опыт прошедших годов показал, что интерес и внимание к творчеству митрополита Антония не только не угасают, но, как представляется, переходят в новое, глубинное измерение. Владыка умел не только говорить, но и слушать (этой способности лишены многие пастыри, привыкшие к амвону, к кафедре). Вероятно, в этой способности быть всецело обращенным к собеседнику заключался один из секретов той потрясающей популярности, которой пользовался митрополит Антоний в самых широких кругах – как среди православных верующих, так и среди людей, далеких от Православной Церкви. В России в последнее время стали часто говорить о «религиозном возрождении». Для Русской Церкви это возрождение преимущественно сводится к восстановлению церковных стен, к увеличению числа храмов, монастырей, духовных школ и других церковных институтов. При этом живая человеческая личность нередко остается как бы за кадром. Многим в Церкви просто не хватает ни времени, ни сил, чтобы обратить внимание на живых людей – не только на тех, которые уже в Церкви, но и на тех, кто вне нее. А Владыка Антоний именно этим всю жизнь и занимался: восстанавливает, исцеляет, врачует человеческие души, то есть делает самое главное, от чего зависит духовное возрождение русского Православия.[1]

Подробнее...

О новомучениках и исповедниках Российских


Двадцатое столетие есть трагичнейшее время в жизнедеятельности Русской Православной Церкви. Этот кратковременный индустриальный период совместил в себе множество вопиющих противоречий. Он стал временем абсурдного воплощения социальных утопий (таких как богоборческий коммунизм, грезящим «светлым будущим»), так и кровавой, предельно антигуманной, эпохой беспрецедентных гонений на православных христиан, граничащих с иррациональным, безумствующим геноцидом, истреблением веры и инакомыслия. С представленными гонениями на религиозную веру и социополитическое инакомыслие с точки зрения людских потерь и невероятной жестокости гонителей могут сравниться более масштабные исторические прецеденты – бесчеловечный Холокост, незаслуженно игнорируемый историографией геноцид армян в Турции в начале XX века.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus