Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Экскурс в толкование на Евангелие от Иоанна св. Кириллом Александрийским

Составление обширного толкования на Евангелие от Иоанна в 12 книгах св. Кириллом Александрийским относят к разным хронологическим периодам (из VII-ой и VIII-ой книг сохранились только отрывки, катены). Точно датировать это классическое экзегетическое сочинение весьма проблематично. Одна группа исследователей относит его написание ранее 428 г. Однако уже существуют меты «антинесторианской» полемики: «Никто, думаю, если он имеет здравый ум, не станет от Логоса Божия отделять храм (воспринятый им) от Девы, поскольку это относится именно к сыновству, ибо один Господь Иисус Христос (1 Кор. 8, 6), но слову Павла. А кто разделяет Единого и Единственного на двоицу сынов, тот да знает, что он совершенно отрицает веру».[1] Есть компромиссное мнение: толкование начато в «донесторианский» период, а завершено после открытия полемики с Несторием. Несомненно одно, святитель Кирилл Александрийский в своем пространном сочинении опирался на богатую толковательную традицию: богословие этого «духовного» Евангелия осваивали ведущие теологи II – III вв. (к примеру, св. Иустин Философ, св. Ириней Лионский). Впрочем, первый комментарий на данное Евангелие был написан еретиком Гераклеоном, представителем валентиниановской гностической секты; в противовес ему Ориген выпустил в свет обширнейшее «Толкование на Евангелие от Иоанна» (в 20-30 гг. III в.). Проследить прямые источники, обусловившие создания этого экзегетического памятники трудно, но безусловен один факт – влияние св. Афанасия Великого.

Подробнее...

Мастера Оружейной палаты в XVII веке

XVII столетие – период решительного столкновения исключающих друг друга художественных устремлений. Эта противоречивость ярко выразилась в художественной практике. Руководство искусством было централизовано, изменения в нем регламентировались властью. Архитекторы, живописцы, мастера других видов искусства сосредоточились в Приказе каменных дел и в Оружейной палате в Кремле. Последняя стала своеобразной школой, где объединялись лучшие художественные силы. Для всех русских земель Москва была непререкаемым авторитетом в области искусства.

Подробнее...

Таинство евхаристии в Церковном Предании

Величайшее Таинство Евхаристии было даровано самим Богом и Творцом вселенной, Который в образе раба нисходит на землю, чтобы помочь подняться падшему человеку. Об установлении Господом нашим Иисусом Христом Таинства Евхаристии нам повествуют евангелисты и святой апостол Павел: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам предал, что Господь Иисус в ту ночь, В которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «примите, едите сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Так же и чашу после вечери и сказал: «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11:23 – 26).

Подробнее...

О самобытности экономической этики в России

В России исторически сложилась самобытная национальная традиция отношения к труду, собственности, получению образования и накоплению богатства, основанная на органическом сочетании материальных и духовно-нравственных критериев, причем последние были преобладающими.[1] Каковы же особенности православной трудовой этики, ее отличительные черты?

Подробнее...

О происхождении историософской концепции «Москва – третий Рим»

Истории национально-религиозного самосознания конкретной народности посвящено много разнообразных монографий, несмотря на то, что идея «нации», или «национальности», достаточно молодая. Идеологеме «Третьего Рима» можно найти ряд параллельных концепций в историческом континууме. Хотя теза о «Третьем Риме» потеряла прежний авторитет и глубинное значение в силу усиливающихся и доминирующих в современной светской культуре антирелигиозных тенденций, все же ее универсалистский смысл не потерян для небольшой группы консервативных верующих христиан. Большинство же нынешних популярных церковно-государственных доктрин страдают внутренним интеллектуальным провинциализмом, ограниченностью, закрытостью. Не многие идут на диалог с совершенно иными культурами. При этом большинство пытаются представлять себя претендующими на универсализм и истину в последней инстанции, избирая своим источником небольшую совокупность исторических событий, ограниченных локальной интерпретацией. Вселенское нынешнее оценивается с позиций конкретно фиксированного территориального прошлого (частное событие во временно-пространственном континууме является центральным и определяющим для всех остальных). Здесь возникает проблема забвения «Другого», отдаленного от нас во времени или пространстве. Доктрина «Третьего Рима», всегда претендовавшая на внутреннюю силу, вселенскость и универсализм, вероятно, сможет здесь помочь современным религиозно-политическим концепциям отказаться от закрытости и провинциализма.

Подробнее...

«Царство Духа и царство Кесаря». Н. А. Бердяев о взаимоотношениях Церкви и государства.

Темы религиозной природы государства и взаимоотношений Церкви с государством считаются одними из самых животрепещущих в теологической публицистики. Часто решением в этом проблемном поле занимаются глубоко ангажированные мыслители, узко детерминированные каким-то уже сформированным церковно-социальным идеалом, что естественно приводит к искусственному обеднению господствующих мнений  и сужению взглядов большинства. Если в начале 20 века в среде церковной интеллигенции всепобеждающими и бескомпромиссными были «лево» ориентированные церковно-политические концепции, то теперь, устав от репрессивного реализма «левизны», симпатии общественного мнения православной среды расположились на стороне, такого далекого в историко-пространственном смысле, монархизма.

Подробнее...

Рождество Господа Иисуса Христа в проповедях митрополита Антония Сурожского

В Священном Писании Ветхого и Нового Завета рождение представляется как дар Божий. Это подчеркивается сказаниями о детях, рожденных от бесплодных или престарелых родителей (например, Исаак, Самуил, Иоанн Креститель). Провиденциально чудесный характер рождения достигает высшей точки в тайне Рождества Христова. Оно является началом нового мира, новым творческим актом, который совершается под воздействием Духа Божьего. 

Подробнее...

Филон и зарождение Александрийских экзегетических принципов аллегоризма

В патристический период принято выделять две основные экзегетические школы – александрийскую и антиохийскую. По способам толкования Священного Писания они расходятся в начальный период своего становления. В Александрии уже ко времени учеников апостольских приобретает популярность и получает широкое распространение аллегорический метод толкования Священного Писания. «Аллегория... есть иносказание, в котором вообще между тем, что говорится и тем, что разумеется под сказанным, не существует необходимой связи, и эта последняя устанавливается лишь самим аллегористом».[1] Аллегорический метод – один из основных методов толкования Священного Писания, наряду с историко-филологическим (буквально-историческим) и типологическим (феорическим). Прибегая к аллегории, толкователь предлагает рассматривать библейские лица и события в качестве образов, символизирующих собой либо философские и богословские идеи, либо законы духовной жизни и понятия из нравственной сферы. Соответственно, различают философскую, богословскую, духовную и нравственную аллегорию. Философская аллегория более характерна для Филона Александрийского и Оригена, в то время как у подвижников христианской Церкви большей популярностью пользовалась богословская и нравственная аллегория.[2]

Проследим историческую канву формирования Александрийских экзегетических принципов аллегоризма.

Подробнее...

Дмитриев Н. А. Послевоенная история Знаменской церкви (к 70-летию восстановления церковной жизни) (1947-2017).

После Октябрьской революции 1917 г. начались гонения на Православную церковь. Храмы закрывались, разрушались и переоборудовались под хозяйственные и культурные нужды, духовенство лишалось избирательных прав и подвергалось репрессиям. 

Подробнее...

Взаимодействие античных и христианских традиций в образовательной системе раннего христианства

По вопросу соотношения античных и христианских традиций наиболее типичные подходы были отражены уже в ранний период христианской теологической мысли. По вопросу правомерности заимствования (рецепции) античных идей христианской образовательной программой существовало два противоположных взгляда и множество промежуточных вариаций. Первый подход разрешал выборочное использование языческой классики как ступени в обучении и познании учеником мира (Климент Александрийский, Ориген, свт. Василий Великий, свт. Иоанн Златоуст). В процессе заимствования античных знаний важнейшим становился вопрос критериев, принципов «рецепции» и заключался в обыкновенной формулировке «Что можно позаимствовать у язычников?». Второй подход рассматривал античную культуру, как духовного противника, которого надо знать исключительно для борьбы с ним (Тертуллиан, свт. Киприан, блаж. Иероним и Августин)[1].

Подробнее...

Навигация

Система Orphus