По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Екатерина Детушева. Я верю, мир победит войну. К Дню рождения митрополита Алексия (Коноплёва) - 10.02.1910 г.

Я видел в нем ревностного служителя Божия. Он мне рассказывал, как в 1920-30-е годы был лишен избирательных прав, как он не мог обувь купить, как был псаломщиком в Павловске. Он сидел в тюрьме, был в Свирских лагерях. Потом его судимость сняли. Очень даровитый человек, труженик. Никогда на месте не сидел: ноты писал, в столярке строгал, золотом вышивал, облачения и подрясники себе шил, иконы писал и реставрировал…/ Протоиерей Валерий Ильин.

Подробнее...

К приезду мощей святителя Спиридона Тримифунтского: литургический и церковно-исторический аспекты


К такому, несомненно важному, событию, как принесение мощей святителя Спиридона Тримифунтского, можно подходить с разных сторон. Конечно, примечателен церковно-исторический аспект, момент текущей ситуации диалога двух православных традиций – греческой и русской. Многие вещи, скорее имеющие светскую современную природу, нас могут разделять, но не подлежит сомнению наше общее уважение и любовь к Традиции. Безусловным проявлением этого пиетета перед церковной историей, богатой христианскими реликвиями, считается, конечно же, почитание такой святыни, как мощи святителя Спиридона Тримифунтского. Но смысл и значение данного события невозможно понять без вводных пояснений, апеллирующих к догматике, литургике, церковной истории.

Обратимся к доктринальной и церковно-исторической сторонам почитания святынь, мощей, реликвий в Православной традиции.

Подробнее...

Неоплатоническая философия и православное богословие


Роль, которую сыграла античная философия в становлении христианского богословия, часто оценивается неадекватно. Со стороны ученых-атеистов можно наблюдать попытки редуцировать достижения богословия к философским наработкам прежних веков, со стороны некоторых их оппонентов – наоборот, принизить значимость философского субстрата, на котором формировалось богословие. Поэтому представляется важным правильно расставить акценты в разговоре о развитии христианской богословской традиции.

Подробнее...

Учение святого апостола Павла о смешанных браках по 7:12 – 17


В смешанных браках, где один из супругов уверовал во Христа, а другой остался язычником, Апостол высказывается против расторжения брака, в надежде, что верующий супруг может обратить неверующего (1 Кор. 7:12 – 16). «Прочим же я говорю, а не Господь, если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1 Кор. 7:12 – 13). Святитель Иоанн Златоуст толкует эти слова следующим образом: «Если говорит апостол, жена имеет неверного мужа или муж жену неверную, то они не должны оставлять друг друга. Что говоришь ты? Неверный должен оставаться с женою, а блудник нет? Блуд маловажнее неверия. Блуд маловажнее, но Бог сильно печется о твоей пользе. Но, если прилепляющейся к блуднице делается одним телом с нею, то не следует ли, что и прилепляющийся к идолослужителю есть одно с ним тело? Так, она одно «с ним тело, но не делается нечистою, а чистота жены побеждает нечистоту мужа, равно, как чистота верного мужа побеждает нечистоту жены».[1]

Подробнее...

Экзегеза Ветхого и Нового Завета св. Кириллом Александрийским


Немало потрудился св. Кирилл Александрийский над истолкованием Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

Подробнее...

Петр Великий и имперское самосознание: трансформация концепции «Москва – третий Рим»

Культурные реформы в России начала XVIII века были подчинены логике и воле одного человека – Петра I. «Церемониальные инновации Петра», полагает В. М. Живов, можно интерпретировать «как единый комплекс, связан­ный единством пропагандируемых идей и перепле­тением конкретных действий».[1] Именно такой подход объединяет наиболее плодотворные ис­следования нескольких последних десятилетий, посвященные официальной культуре Петровской эпохи. В работах Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского, Г. П. Гребенюка, В. М. Живова, Р. Вортмана Петровская эпоха предстает не причудливым соединением «варварства» и «европейского просвещения», какой она казалась, например, современникам-иностранцам, а воплощени­ем идеологической программы царя. В этой перспек­тиве каждый «историко-культурный объект»[2] обретает свое место и свой смысл.В самое последнее время наметился несколько иной подход к культуре Петровской эпохи. В первую оче­редь здесь следует назвать работы О. Г. Агеевой, кото­рая уделяет особое внимание эволюции идей и культурных форм при Петре I.[3] Так, например, ей удалось убедительно показать, что «концепция» Петербурга на протяжении первых два­дцати лет его существования «не была неподвижной». «Жизнь менялась стремительно, – пишет Агеева, – менялись взгляды и приоритеты в деятельности людей, а, следовательно, претерпевала изменения и «программа» града Петрова». Петербург исходно возводился как торговый центр, и только в 1710-е годы на первый план выходит «репрезентативная функция».[4]

Подробнее...

Христианская теология III века и «психология» Плотина

Когда святоотеческая мысль свидетельствовала об истинной философии и усматривала ее начатки у каких-то греческих философов, она имела в виду Платона и Плотина (неоплатоников). Конечно, наиболее образованные святые отцы пользовались достижениями иных философов и философских школ, но вершина философской мысли, философия, которой содействовала Божественная благодать, ассоциируется именно с неоплатонизмом.

Подробнее...

Зарождение христианской космологии и история богословского жанра «Шестодневов»

Следует иметь в виду, что святоотеческая космология может дать нам правильную перспективу для рассмотрения важнейших вопросов происхождения и существования вселенной, мироздания. Эта перспектива основана на Священном Писании, она позволяет нам адекватно подходить к осмыслению сложнейших явлений, которые фиксирует современная наука. Кроме того, в связи с научной революцией в точных областях знания, свершившейся в XX столетии, возникает необходимость вновь обратиться к святоотеческому наследию, чтобы найти там понятийный язык для мировоззренческой интерпретации научных фактов.

Подробнее...

Церковная печать начала 20 века о насущных реформах.

Конец 19 века как начало пересмотра победоносцевских взглядов.

Понятия о том, что необходимо разделять церковное от светского, у императора Николая Второго мы не находим. Он полагает, что вправе самостоятельно принимать решения, напрямую затрагивающие интересы церкви, и при этом не согласовывать их с иерархами и Синодом. Практически все самодержцы были едины, предпочитая поддерживать связь с «церковным правительством» при помощи светского чиновника. Фальшивость положения обер-прокурора не могла укрыться от архиереев: ведь с одной стороны, обер-прокурор был ничто в Синоде, так как не имел там права голоса. С другой стороны он был там все, ибо в его полном распоряжении состояли: письменное производство дел Синода, контакты Синода со всеми государственными властями, со всеми епископами и духовенством, представление императору синодальных дел, равно как и принятие от него повелений Синоду.[1] Особенно выросла власть обер-прокурора в эпоху Победоносцева, занимавшего этот пост более 25 лет – с апреля 1880 по октябрь 1905 гг.

Подробнее...

Богословская и философская характеристики гностицизма

Теологическая система гностицизма представляет собой внешне сложную (ведь в ее составе переплетаются этические, религиозные, мистические и социальные тематики) и внутренне стройную (это комплексная богословская структура освящается, вероятно, некоей единой интуитивной идеей; к сожалению, нынешние исследователи не могут согласованно и последовательно ее вывести) конструкцию мысли, повлиявшей в некотором смысле на христианскую кафолическую традицию. Интересно, что вместе с историческим развитием изменением христианского кафолического направления в частности и западноевропейской культуры в целом изменяется и облик типичного представителя античного «гностицизма» в представлениях и оценках носителей этой культуры. То есть «гностик» свят. Иринея совершенно не сходен с «гностиком» Бультмана или Гарнака. Теперь очень трудно понять личности руководителей «гностицизма», их духовные устремления и исходный, первоначальный смысл их писаний. В нашем распоряжении только тексты, совмещающие в себе разнородные идеи. Сопоставление теологических трактатов «гностицизма» с похожими античными литературными памятниками дает ощутить духовную и социокультурную атмосферу тех лет, удостовериться в исторической естественности «гностицизма», но не продвинет в процедуре понимания основных мыслей «гностицизма». К сожалению, в современном научном сообществе метод литературной аналитики в отношении к текстам является единственным и наилучшим. В такой ситуации следует опираться на святоотеческую толковательную традицию и частично использовать контекстуальные свидетельства памятников античной духовной культуры. В качестве типичных примеров специфического изображения гностицизма можно привести мнения современных 20 веку исследователей этого религиозно-философского направления.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus