По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Новомученики и исповедники Осташковской земли


Исследовательская работа о новомучениках и исповедниках Осташковской земли выполнена учеником 9 «Б» класса МБОУ «Гимназия № 2» г. Осташкова Николаем Дмитриевым под руководством Елены Владимировны Егоровой.

Вступление

Разрушенный храм…… Такая картина предстаёт перед несколькими поколениями не только наших земляков, но и всех россиян. Но ведь храм - это символ веры, чистоты, место, где человек становится чище душой, где верующий общается с Богом, направляется на пусть истинный.

Так почему посмели разрушить этот символ чистоты и духовности? Что за сила двигала деяниями этих «варваров» 20 века?

Но ведь вера осталась жива ... Жила она и теплилась в душах каждого верующего, а помогали хранить этот очаг служители церкви порой даже ценой жизни. В миру их называют героями, Русская Православная церковь вспоминает в молитвах своих как Новомучеников и исповедников. Память об этих людях, несущих светлую службу Господу в лютую годину гонений на Русскую Православную церковь, надо хранить в наших душах. Надо знать и понимать, насколько велик их подвиг перед будущими поколениями.

Борьба идеологий

Для изучения первопричин уничтожения Православия в 20-80 годах прошлого столетия, нельзя не отметить очевидной актуальности проблемы взаимоотношений власти и церкви. Любое противоборство церкви захватнической политики «новой власти» трактовалось как действия «враждебные народу».

После победы в России социалистической революции отношения молодого Советского государства и церкви формируются на основе принятых декретов, началась непримиримая борьба со всеми другими видами идеологии.

Цель большевиков – создать духовную основу для удержания власти и реализации своих политических установок.

Об этом замечательно сказали в своем послании 17 заточенных на Соловках архиереев : «Церковь признает бытие духовного начала, коммунизм его отрицает. Церковь проповедует любовь и милосердие, коммунизм – беспощадность борьбы. Церковь внушает верующим возвышающее смирение, коммунизм унижает его гордостью… Церковь хочет процветания религии, коммунизм – ее уничтожения. При таком глубоком расхождении в самих основах миросозерцания между Церковью и государством не может быть никакого внутреннего сближения или примирения… потому что душою Церкви, условием ее бытия и смыслом ее существования является тоже самое, что категорически отрицает коммунизм…»

Духовный подвиг новомучеников и исповедников

Это противоборство обернулось миллионами жертв, защитников веры. Многие тысячи иерархов, священнослужителей, монашествующих, мирян прославили Господа мученической кончиной, безропотным перенесением страданий и лишений в лагерях, тюрьмах, ссылках. Они умирали с верою, с молитвою, с покаянием на устах и в сердце. Их убивали как символ Православной Руси.

Память всех, пострадавших за веру в ХХ веке, Русская Православная Церковь отмечает 10 февраля.

Каждый год православным открываются имена Новомученников и Исповедников,свидетельства их духовной стойкости и подвига во имя веры.

Точно не знает никто, только один Бог ведает, сколько жизней русских людей отдано во славу Христа за XX век. Большинство статистиков придерживается такого мнения, что погибло более 100 млн. человек, начиная с революции 1905 года и за последующие 80 лет.

Но за этой огромной цифрой не должно быть безликости. Мы должны знать об именах и судьбах наших земляков новомученников и исповедников.

В 1931 году ОГПУ арестовало епископа Великолукского Тихона (Рождественского) и вместе с ним духовенство Великих Лук, Торопца, Осташкова, насельников Ниловой пустыни, многих монахинь и послушниц, всего - сто девяносто одного человека: девяносто девять священно-иноков и монахов, двадцать пять - белых священников.

 

Священномученик Михаил (Люберцев) (память 22 августа по старому стилю)

Священномученик Михаил родился 21 октября 1883 года в городе Осташкове в семье портного Сергея Люберцева. В 1907 году поступил псаломщиком в Преображенскую церковь города Осташкова. С 1918 года, он стал служить в Осташкове, в Знаменском монастыре. Глубоко переживал диакон Михаил нападение большевиков на Нилову пустынь, изъятие церковных ценностей из храмов Осташкова.

Диакона Михаила арестовали 19 марта 1931 года по обвинению в организации, нелегального монастыря и другой духовной деятельности.

Желая придать обвинениям политический характер, власти заявили, что их религиозная деятельность привела к развалу колхозов в этих районах.

Диакон Михаил был приговорен к трем годам ссылки в Северный край. Тюремное заключение и ссылка не сломили его дух.

Из ссылки он вернулся в 1934 году и был рукоположен в сан священника к Успенской церкви в селе Щучье Осташковского района, где прослужил до мученической кончины в 1937 году.

Власти всячески препятствовали священнику ходить с молебнами по дальним деревням своего прихода, исповедовать и причащать тех, кто не мог дойти до храма. Однако отец Михаил игнорировал распоряжения властей. И не мог отказать верующим в просьбе о Крестном ходе в день Троицы и в Ильин день. Верующие обратились с прошением в сельсовет за разрешением, но им было отказано. Священник настаивал на нём и заявлял о готовности нести личные лишения во благо веры.

НКВД арестовал священника и обвинил отца Михаила в контрреволюционной агитации.

23 июля о. Михаил был заключен в Осташковскую тюрьму, жестоко допрошен, но свою вину не признал. В качестве вещественных доказательств его преступлений из его дома были взяты книга сочинений святого праведного Иоанна Кронштадтского и двенадцать иллюстраций к Священной истории. Свидетели следствия указали, что Люберцев часто призывал верующих стоять за веру и защищать Церковь от нападок.

Священник Михаил Люберцев был расстрелян 4 сентября 1937 года.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских .

Священномученик Александр (Богоявленский) (память 3 ноября).

Священномученик Александр родился в 1879 году в селе Кукарево Осташковского уезда Тверской губернии в семье псаломщика. Был рукоположен в сан священника. Во время гонений конца двадцатых - начала тридцатых годов был арестован за неуплату налога. Таким образом, власти достигли цели - арестовали священника и закрыли храм.

Отец Александр был приговорен к двум годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, из которого вышел совершенно больным,но не оставил служение в церкви и в марте 1937 года был определен в Никольский храм в село Грядцы Торопецкого района Тверской области.

27 сентября, в сельсовете состоялся пленум, по служению о. Александра, который постановил, что священник своей религиозной деятельностью и агитацией за сохранение Божьего храма, призывает крестьян чаще ходить в церковь вместе с детьми и молиться Богу.

Нашлись и свидетели из числа «верующих», которые подтвердили обвинения.

Председатель церковного совета, сломленный угрозами следователей НКВД, отказался от защиты церкви уже на допросах и подписал протокол, обвиняющий отца Александра.

9 октября сотрудники НКВД арестовали священника, и он был заключен в тюрьму в городе Торопце. 1 ноября Тройка приговорила священника к расстрелу. Священник Александр Богоявленский был расстрелян через день, 3 ноября 1937 года.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Росиийских.

 

Священномученик Рясенский Владимир Федорович (Память 5 декабря)

Священномученик Владимир родился в 1891 году в городе Осташкове Тверской губернии в семье священника Федора Рясенского. Был рукоположен в сан священника к церкви села Ясенович Вышневолоцкого уезда. В двадцатых годах он служил в Знаменском храме в Осташкове. Много раз священника вызывали в ЧК и с угрозами требовали, чтобы он прекратил произносить проповеди, но каждый раз он отвечал: "Произносил и произносить буду".

По лжесвидетельству рабочего кожевенного завода, который утверждал, что он ходит на тайные религиозные контрреволюционные собрания в Житный монастырь, что существует организация, называющая себя "Красный якорь" которую организовывает отец Владимир. По доносу в Осташковское ГПУ в конце декабря 1929 года Отец Владимир был вызван к следователю для допроса. Свидетели показали, что священник Владимир Рясенский произносил антисоветские проповеди.

Летом 1930 г. был арестован как один из тех, кто принимал деятельное участие в церковной жизни города, заключен в тюрьму в г. Великие Луки. Во время заключения в тюрьме о. Владимира жестоко мучили, били, вырывали на голове волосы по волоску, но священник остался тверд в своем исповедании - не отрекся от Бога и не признал себя виновным в вымышленных преступлениях, никого не оговорил под пытками.

На заданные вопросы о знакомых ему священнослужителях о. Владимир отвечал:

"Священнослужителей знаю, но разговоров на политические темы мы никогда не вели. Я лично – аполитичен и вопросами политики не интересуюсь... Я никогда не вел разговоров на темы о советской власти. В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю".

26 декабря 1930 г. приговорен к 5 годам ИТЛ. Решением особого совещания отец Владимир 30 января 1931 г. был отправлен в Сибирский ИТЛ (Мариинск).

Тяжелые условия следствия, путешествия по пересыльным тюрьмам и непосильная работа в лагере привели к тому, что о. Владимир через полтора года 4 декабря 1932 года скончался в лагере.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

 

Преподобномученик Виталий (Кокорев) (память 24 сенября)

Виталий Иванович, родился 10 августа 1890 в деревне Дьяково Старицкого уезда. После окончания школы полгода жил в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре, где и избрал монашеский путь. Вернулся на родину и в 1912 г. поступил в Нило- Столобенскую пустынь и принял монашество. После закрытия обители в 1928 г. Виталий подвизался в монашеской общине «Божье дело». Через год община была ликвидирована, монахи арестованы и обвинены в неуплате налогов. Виталий был приговорен к 5 годам заключения в ИТЛ, сослан в г. Николаевск-на-Амуре на Дальнем Востоке. В 1935 г. вернулся в Тверскую обл., снимал комнату в дер. Пустошке, работал сторожем в храме в с. Хвошня Пеновского р-на, исполнял обязанности пономаря.

В январе 1937 г. Пеновское районное отделение НКВД начало собирать материалы для ареста храмового причта и закрытия храма. Виталий был арестован 4 августа того же года, заключен в тюрьму в Осташкове, обвинен в «антисоветской агитации», виновным себя не признал. Председатель местного колхоза «Путь Ленина» на допросе сообщил, что в сторожке Виталия собирается «антисоветская группировка» крестьян-единоличников, читающих Священное Писание, но Виталий не признал себя виновным в «антисоветской деятельности», тройка УНКВД по Калининской области 3 окт. 1937 г. приговорила преподобномученика к расстрелу.

Виталий причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

Вывод:

Подвиг новомучеников и исповедников дает возможность сегодня всем желающим увидеть, что существует духовный мир и он важнее, чем материальный. Что душа дороже всего мира.
Следует вспомнить слова Святого Патриарха - исповедника Тихона: “...Если пошлет Господь испытание гонений, уз, мучений и даже смерти, будем терпеливо переносить все, веря, что не без воли Божией совершится это с нами, и не останется бесплодным подвиг наш, подобно тому, как страдания мучеников христианских покорили мир учению Христову”.

Духовным подвигом наши земляки помогли сохранить Православную веру для будущих поколений.

Литература
1. Иеромонах Дамаскин (Орловский) «Мученики,исповедники и подвижники благочестия Русской Православной церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним» Кн. 3 – Тверь,1999 г.
2. Кашеваров А. Н. Государство и церковь : Из истории взаимоотношений Сов. Власти и Рус. Православной Церкви, 1917 -1945 гг. СПб. СПб ГТУ 1995.
3. Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. – М.: Республика,1995.
4. Русская православная церковь и коммунистическое государство. 1917-1945. Документы и фотоматериалы. М.: ББИ, 1996. 356 с.
5. Статьи о новомучениках и исповедниках (Осташковский муниципальный архив)

Николай Дмитриев, ученик 9-го «Б» класса МБОУ «Гимназия № 2» г. Осташкова


Навигация

Система Orphus