По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Загреба Василий Филиппович, преподобномученник


Василий (Загреба Владимир Филиппович) родился в 1870 в поселке Кутейниково, ныне Амвросиевского района Донецкой области - умер 15.02.1938, Калининская область), преподобномученник. Память совершается 3 февраля.  

Подробнее...

Свщмч. Григорій, еп. Шлиссельбургскій († 1937 г.) Слово на Крещеніе Господне.


Сегодня, братія, я опять утомлю васъ. Сегодня я хочу закрѣпить въ васъ истину, о которой говорилъ вамъ въ прошлый разъ. Я говорилъ о томъ, что съ пришествіемъ Христа началось новое Царство и что въ Крещеніи Господнемъ было какъ бы твореніе новаго человѣка, что Христосъ — это новый Адамъ и отъ Него пошли новые люди и началась новая жизнь. Эта истина очень важна для васъ, потому что и вы призываетесь въ новое Царство для этой новой жизни.

Подробнее...

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.) Завѣты Крещенія [1]. 1. Наше крещеніе.


Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.

Эта пѣснь церковная, напоминающая намъ о томъ, что мы въ Христа крещены, особенно сегодня много и властно говоритъ нашей совѣсти. Крещеніе Господне напоминаетъ намъ о томъ, что и мы нѣкогда погружались въ воду крещенія, и надъ нами разверзались небеса, и на насъ сходилъ Духъ Святый, посланный Отцомъ Небеснымъ, по обѣтованію и по искупительнымъ заслугамъ Сына Божія. И въ тотъ мигъ крещенія нашего во имя Святой Троицы о каждомъ изъ насъ какъ бы изречено было Отцомъ Небеснымъ: «Сей есть Сынъ Мой возлюбленный; въ Немъ Мое благоволеніе». Да, мы чрезъ крещеніе — дѣти и сыны Богу, усыновленные Ему, по Его великой милости. Оттого и говоримъ Ему въ молитвѣ съ дерзновеніемъ: Отче нашъ, Иже еси на небесѣхъ. Оттого и слышимъ отрадное слово евангелиста: «Тѣмъ, которые приняли Его, Іисуса Христа, вѣрующимъ во имя Его, Онъ далъ власть быть сынами Божіими» (Іоан. 1, 12).

Подробнее...

Иерей Александр Ребячьих, Христа ради юродивый


 
Юродивые — сонм святых подвижников, избравших особый подвиг — юродство, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, с целью достижения внутреннего смирения. Юродство как путь святости реализует то противоположение мудрости века сего и веры во Христа, которое утверждает апостол Павел: «Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» (1 Кор. 3, 18-19), также: «Мы безумны Христа ради» (1 Кор. 4, 10). 
 

Подробнее...

Свщмч. Григорій, еп. Шлиссельбургскій († 1937 г.) Слово на Рождество Христово.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Въ сегодняшній день, братія, съ какимъ привѣтствіемъ я могу обратиться къ вамъ, какъ не съ рождественской пѣснью: Слава въ вышнихъ Богу! Мы привыкли къ этимъ словамъ, и они уже, можетъ быть, мало даютъ нашему уму, но въ эти рождественскіе дни пѣснь эта должна звучать какъ торжественный гимнъ Неба, потому что это пѣснь Неба. Ее пѣли ангелы, какъ сообщаетъ евангелистъ Лука (2, 14).

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Духовная школа должна быть церковной!

О реформе духовной школы говорят много. Для всех ясно и несомненно, что церковная власть намерена провести реформу в строго церковном направлении. И вот на наших глазах произошла удивительная метаморфоза, правда нередкая в последние годы. Самые ярые "прогрессисты" вдруг объявили себя решительными сторонниками застоя. То старая духовная школа казалась никуда негодной, то вдруг стала хороша, так что ничего нельзя сделать лучшего, чем оставить ее в том виде, как она есть теперь. Казалось бы, как не желать усиления церковности в церковной школе! Не тут то было! Менее всего слышно речей в защиту церковности. Договорились наконец, кажется, до самого полного абсурда. Церковная власть, видите ли, плохо понимает, в чем состоит истинная церковность, а потому и хорошо, что проект уставов средней духовной школы пойдет на рассмотрение законодательных учреждений. Там лучше понимают истинную церковность и больше заботятся об интересах Церкви, нежели церковная власть и вообще выдающиеся иерархи Церкви, составлявшие новый устав духовной школы. С затаенным нетерпением ждут поэтому, что синодальный законопроект в Думе провалится и реформа будет разработана в ином направлении. И так рассуждают люди, именующие себя церковными, публикуют свои рассуждения даже в "церковных!" журналах (см. "Церковный вестник", 1911. №38. Особенно стлб.1185).

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Христианство и социализм. На современные темы.

Люди клянутся высшим (Евр.6:16). Эта истина остается всегда и всюду неизменной. Какая-либо одна или какой-нибудь ряд истин для человека всегда составляют "высшее", и это высшее - авторитет для человека, на него он ссылается, им он клянется. Но не для всех людей одни и те же истины - "большее"; иногда "высшее" и совсем ложно; человек, однако, все же клянется и этой призрачной истиной как авторитетом. Мерки, с которыми люди подходят к явлениям окружающей жизни, весьма разнообразны. Каждый избирает тот авторитет, который кажется ему лучшим, а потому и можно признать положение: скажи мне, каковы твои авторитеты, и я скажу, что ты за человек.

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Воплощение и Церковь.

"Тайно родился еси в вертепе, но небо Тя всем проповеда, якоже уста, звезду предлагая, Спасе", - поет Святая Церковь в навечерие Христова Рождества. Великая тайна благочестия: Бог явился во плоти - была именно тайной. О рождении Бога на земле проповедовали небеса, но эта проповедь была величественной и молчаливой, потому что устами небес была звезда. То событие, которое теперь празднует весь христианский мир, оно прошло в свое время почти совсем незамеченным. Разве знал греко-римский мир, разве чувствовал даже мир иудейский, что где-то в пещере, в Вифлееме Само Божество, воплотившись, соединилось "неслитно и нераздельно, неизменно и неразлучно" с естеством человеческим? Да и скоро ли обратило человечество свое внимание на величайшее событие в своей истории? Прошли не годы, а столетия до того времени, когда высокие умы стали богословствовать о воплощении и о его значении для человечества.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus