Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Житие прп. Рафаила Шейченко исп. (1957)

Даты: 19 июня

Иеромонах Рафаил (Родион Иванович Шейченко) происходил родом с Украины и по специальности был ветеринарным фельдшером. 25 августа 1917 года он поступил в Оптину пустынь послушником.

Подробнее...

Житие прмч. Тавриона Толоконцева (1939)

Даты: 7 июня

Преподобномученик Таврион родился 5 августа 1871 года в Никольском уезде Вологодской губернии в семье крестьян Григория Максимовича и Ольги Павловны Толоконцевых и в крещении наречен был Матфеем. 26 августа 1908 года он поступил в Спасо‐Преображенский Валаамский монастырь и 26 июня 1912 года был зачислен в него послушником. 23 декабря 1920 года на Валаамском подворье в Москве послушник Матфей был пострижен в монашество и наречен Таврионом.

Подробнее...

Свмч. Фаддей (Успенский). О преподавании славянского языка

О значении церковнославянского языка в школе для религиознонравственного воспитания и умственного развития

Начнем с выяснения того значения, какое имеет славянский язык в церковноприходской школе. Тогда как одни, например С. А. Рачинский, считают славянский язык кладом для наших школ, которого лишены школы других народов, другие думают, что долго останавливаться на изучении славянского языка – дело малополезное и излишнее; они приравнивают славянский язык к языкам мертвым и отжившим и потому долговременное изучение его в школе считают столь же излишним, как, например, изучение в школе археологии, даже называют его вредным по педагогическим соображениям, так как Часослов и Псалтирь мало доступны пониманию детей. Любовь народа к славянскому языку, говорят они, привита искусственно, благодаря тому, что на этом языке народ читает и слышит о предметах божественных, а школа поддерживала церковнославянскую грамоту по веками установленной привычке. Да и вообще очень многие из учителей и учительниц находят в церковнославянском языке гораздо менее интереса, чем в других предметах. 

Подробнее...

Священномученик Фаддей (Успенский). Слово при открытии педагогических курсов для учителей и учительниц земских школ

Бе свет истинный, иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир (Ин.1:9).

Посмотрим ныне, братие, на предстоящее нам дело народного просвещения с той высоты духовного созерцания, на которую возводит нас «зритель неизреченных откровений» и изъяснитель будущих судеб всего мира святой апостол Иоанн Богослов, написавший «духовное» Евангелие и глубже всех предызобразивший духовное настроение человечества во времена последние в своих писаниях. Этот возлюбленный апостол Христа Бога, который возвестил о «Слове жизни» то, что он видел и слышал, который осязал руками это Слово, имевшее «славу Единородного от Отца, исполненного благодати и истины» (Ин.1:14), как бы прозрев сквозь духовную тьму, в течение веков имевшую облегать мир, указывает нам на истинный свет, всегда «во тьме светившийся» и тьмою заблуждений людских никогда не объятый. Этот саможизненный свет давал всегда жизнь миру, «во зле лежащему», и в «належащей мгле языков» сиял всегда, как «звезда светлая и утренняя» (Откр.22:16).

Подробнее...

Житие преп. Матфея (Швецова) священноинока, Яранского (1927)

Даты: 29 мая

Преподобный старец иеромонах Матфей (Швецов) родился 23 мая (4 июня) 1855 года в городе Вятке. Через шесть дней новорожденного крестили в Спасо-Хлыновской церкви и нарекли Митрофаном, в честь святителя Митрофана, Патриарха Константинопольского. Его отец, Косма Феодорович Швецов, происходил из нолинских крестьян. Мать, Надежда Варфоломеевна, была из мещанского сословия. В семье у Швецовых росло шесть детей: четыре мальчика и две девочки. Митрофан был четвертым. Косма Феодорович работал мастером цеха башмачников. Благочестивое семейство каждое воскресенье и в праздничные дни посещало Божий храм. Мать и отец любили подолгу молиться дома, и с раннего возраста приучали к этому детей. Уже в это время сердце Митрофана загорелось любовью к Богу, и он часто один убегал в церковь, где долго простаивал в пустом храме, молясь всей душою, пока кто-либо его не замечал и не отправлял домой.

Подробнее...

Участие в деяниях Священного Собора 1917-1918 годов архимандрита Иллариона (Троицкого). Восстановление патриаршества.

15 августа 1917 года в Успенском соборе Московского Кремля, в самом сердце православной России, торжественным богослужением ознаменовал начало своей работы Поместный Собор Русской Православной Церкви, или (как его именовали современники) Священный Собор Православной Российской Церкви, собравший 564 делегата, среди которых были иерархи, клирики, миряне и монашествующие со всех концов необъятной страны. Членам Собора предстояло решить ряд важнейших вопросов, касавшихся церковного управления, канонической дисциплины, приходского устройства, церковно-государственных отношений. Важнейшим вопросом стал вопрос о восстановлении патриаршества. Мнения членов Собора по этому поводу разделились, и в начале казалось, что противники патриаршества среди них преобладают. Однако решение вопроса о восстановлении патриаршества первое время оставалось проблематич­ным. И дело заключалось не только в том, что «при открытии Со­бора лишь немногие были убежденными поборниками восстанов­ления патриаршества».[1]

Подробнее...

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.) Освященіе государства и власти [1].

Что такое коронованіе на царство православныхъ христіанскихъ царей православнаго христіанскаго народа — среди завѣтныхъ святынь народныхъ, въ осѣненіи молитвъ, при священномъ мѵропомазаніи и полнотѣ благословеній Христовой Церкви? Что это? Пышный обрядъ для впечатлѣнія на зрителей? Остатокъ старинныхъ обычаевъ? Пережитокъ ненужныхъ и отжившихъ воззрѣній? Или священное коронованіе и доселѣ имѣетъ свой глубокій смыслъ, и если такъ, то какъ же оно относится ко всему нашему государственному и общественному строю, а также и къ жизни личной каждаго изъ насъ, поскольку мы участвуемъ въ общей жизни государства?

Подробнее...

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.) Смыслъ Царскаго коронованія [1].

Вознесохъ избраннаго отъ людей Моихъ; елеемъ святымъ Моимъ помазахъ его. И истина Моя и милость Моя съ нимъ, и о имени Моемъ вознесется рогъ его. Той призоветъ Мя: Отецъ мой еси Ты, Богъ мой и Заступникъ спасенія моего (Псал. 88, 20-21. 25. 27).

Немного лѣтъ прошло съ тѣхъ поръ, когда нашъ Царь, какъ бы во исполненіе приведенныхъ словъ царя-псалмопѣвца, въ Своей древней столицѣ, посреди Своего народа, во имя Божіе пріялъ помазаніе на царство и отдалъ Себя и народъ Свой Богу, Его заступничеству и спасенію, Его истинѣ и милости.

Подробнее...

Житие сщмч. Николая Тохтуева диакона (1943)

Даты: 17 мая

Священномученик Николай родился 9 мая 1903 года в заводе Бымовский Осинского уезда Пермской губернии в крестьянской семье. Род Тохтуевых происходил от крещеных татар, которые поселились здесь в первой половине ХVIII века; это были потомственные кузнецы, отличавшиеся в своем деле большим мастерством. Прадед Николая Тохтуева, Осип Антипович, мог исправить такую поломку, которую в то время никто из бымовских кузнецов исправить не мог. Но, как среди многих мастеровых, в их среде тогда был широко распространен грех винопития. Погрешал этим и дед Николая, Николай Осипович; до пятидесяти лет это был прекрасный кузнец и добропорядочный человек, но, поработившись страсти, он подорвал свое здоровье и вскоре умер. Видя с детства, к чему приводит человека грех пьянства, отец Николая, Василий Николаевич, дал Богу обет не пить ни капли ничего хмельного – и выдержал его в течение всей своей долгой жизни.

Подробнее...

Житие сщмч. Николая Беневоленского пресвитера (1941)

Даты: 16 мая

Священномученик Николай родился 30 марта 1877 года в городе Москве в семье священника Владимира Павловича и его супруги Екатерины Алексеевны Беневоленских. Отец Владимир служил в храме в честь преподобного Симеона Столпника, сменив здесь своего тестя, священника Алексея Петровича Соловьева, отца будущего старца иеросхимонаха Алексия. Николай стал впоследствии его любимым племянником и в свою очередь очень любил отца Алексия и во время учебы в Московской Духовной академии едва ли не каждое воскресенье посещал его. Летом 1897 года старец, тогда еще протоиерей Феодор, ездил вместе с ним выбирать себе место для жизни в монашестве.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus