Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

А. П. Лопухин. Книга Руфь

О КНИГЕ РУФЬ

В ряду исторических книг Ветхого Завета после книги Судей в греческой (LXX), латинской (Vulg.) и славяно-русской Библии помещается книга Руфь (LXX: «Ρоύθ, Vulg.: Ruth) «Восьмая книга Ветхого Завета, Руфь, называется так потому, что содержат историю Руфи. Руфь была родом моавитянка; но отказавшись от родства и отеческого суеверия, она обратилась к истинному Богопочитанию и переселилась в Вифлеем Иудейский; там сочеталась браком с Воозом, из колена Иудина. От нее производится родство Давида таким образом: Вооз от Руфи родил Овида, Овид - Иессея, Иессей - Давида» (Синопсис Афанасия). В еврейской же Библии кн. Руфь стоит в третьей части ветхозаветного канона - в разделе агиографов, «кетубим», занимая в ряду их пятое место (после кн. Псалмов, Притчей, Иова и Песни Песней). Последнее положение кн. Руфь в Библии, надо думать, было первоначальное; помещение ее в греческой Библии между книгами Судей и Царств могло быть вызвано тем, что описанное в ней происшествие относится ко времени Судей, а по указанному отношению Руфи к Давиду книга является, по блаж. Августину (Xрист. наука, кн. 2, гл. 13), началом или преддверием к книгам Царств, изображающим историю царского дома Давидова; притом присоединением книги Руфь к кн. Судей (как кн. Плач Иеремии к кн. Пророка Иеремии) достигалось общее число книг Ветхого Завета 22 (равное числу букв еврейского алфавита), принимаемое И. Флавием («О древности иудейского народа» - Против Апиона I, 8), иудейскою синагогою и некоторыми учителями церкви (Ориген, блаж. Иероним, св. Епифаний) [ 1 ].

Подробнее...

А. П. Лопухин. Книга пророка Аввакума.

О КНИГЕ ПРОРОКА АВВАКУМА

Восьмое место среди книг 12 малых пророков занимает и в еврейской и в греческой Библии книга пророка Аввакума, евр. Хабакук , LXX: 'Αμβακούμ (или: 'Αββακούμ, как в код. 51, 97, 106, 228, 310 у Гольмеса и др.), Vulg.: Hаbаcuc . Еврейское имя пророка раввины, блаженный Иероним и многие новые толкователи произносит от евр. гл. хабак , обнимать. По объяснению блаж. Иеронима, имя пророка понимается в смысле объятие или, как более выразительно на греческом мы будем употреблять: περίληψις т. е. обхватывание… пророк называется объятие или потому, что он есть возлюбленный Господень, или потому, что он вступает в спор, в борьбу и, так сказать, в рукопашное состязание с Богом, так что имя его происходит от состязателя, т. е. обхватывающего (противника) руками ( Блаж. Иероним . Две книги толкований на пророка Аввакума к Хромитию. Русск. перев. Творен. ч. 14. Киев 1898, с. 130–131), на основании дерзновенного призывания пророком Бога к разрешению вопроса о справедливости ( Авв I: 2–4 ). Такое словопроизводство в отношении имени пророка Аввакума довольно распространено и в новое время, но рядом с ним теперь существует и иное, по которому имя пророка производится от ассирийского корня hambakuku , означающего некоторое садовое растение (подобно тому как, напр., женское имя Сусанна Дан XIII гл. Лк VIII: 3 взято также из мира растений - означает лилию): в пользу этого производства может говорить форма имени пророка у LXX-ти. Впрочем, традиционное производство имеет свои преимущества, поскольку не только вполне оправдывается законами словообразования в еврейском языке (аналогию в данном случае представляет, напр., слово тебаллул , бельмо, в Лев XXI: 20), но и соответствует общему содержанию и основной идее книги пророка Аввакума. Проф. М. А. Голубев («Книга пророка Аввакума» в Христ. Чтен. 1867, II, 681 сл.) справедливо замечает: «В знаменательном имени емлющегося с Богом, посылающим нечестивых и ужасных людей против своего народа (подобно как Иаков боролся с Богом, говоря с твердою верою: «не отпущу тебя, пока не благословишь меня» (Быт XXXII: 36), или как бы обнимаемого Богом и обнимающего народ Божий - утешающего его, после страшных откровений, надеждою лучшей будущности, подобно тому как мать обнимает или утешает плачущее дитя (ср. 1 Сол II: 7; Гал IV: 19, 20), - в имени Аввакума предуказывается уже особенное свойство возвещаемого бремени для иудеев и для врагов их: для первых это - бремя исправления или вразумления (ср. I: 12 ), для последних - бремя истребления огнем (ср. II: 13 ) или безвозвратной погибели (с. 705–706).

Подробнее...

Епископ Александр (Милеант). Что такое Библия. История создания, краткое содержание и толкование Св. Писания.

Содержание
Почему нам дорого Священное Писание
Понятие о Священном Писании
О боговдохновенности Святого Писания
Первоначальный вид и язык Священного Писания
История возникновения ветхозаветных книг
Краткие сведения о важнейших переводах Писания
Обозрение первых пяти книг Библии
Святой пророк Моисей
Книга Бытия
Книга Исход
Книги Левит и Числа
Второзаконие
Пророчества о Мессии в книгах Моисея
Библейское повествование о возникновении мира и человека
Краткий обзор исторических книг Библии
Значение ветхозаветных пророков
Книга Иисуса Навина
Книга Судей
Книги Царств
Книга Ездры
Книга Неемии
Книга Есфирь
Книга Иудифь
Маккавейские книги
Последние годы до Спасителя
Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум  (Притч. 2, 6)
Книга Иова
Псалтирь
Значение Псалтири для Богослужений
Книга Притчей Соломоновых
Книга Екклесиаст
Книга Песнь Песней
Книга Премудрости Соломона
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова
Избранные Притчи
Значение пророчеств в жизни человека
Описание пророческой эпохи
Значение древних пророков
Обличение и утешение
Рассмотрение пророческих книг в хронологическом порядке
Книга пророка Иоиля
Книга пророка Ионы
Книга пророка Амоса
Книга пророка Осии
Книга пророка Исаии
Книга пророка Михея
Книга пророка Софонии
Книга пророка Наума
Книга пророка Аввакума
Книга пророка Иеремии
Книга пророка Авдия
Книга пророка Иезекииля
Книга пророка Даниила
Книга пророка Аггея
Книга пророка Захарии
Книга пророка Малахии
Перечень важнейших предсказаний и тем в пророческих книгах
Заключительный обзор содержания и значение пророческих книг
Предисловие
Обозрение мессианских пророчеств
Самые древние пророчества о Мессии в Пятикнижии Моисея
Пророчества Царя Давида
Пророчества Исаии
Предсказания о страданиях Мессии
Предсказания о Воскресении Мессии
Пророчества Даниила
Предсказания «малых» пророков
Ожидание пришествия Мессии
Исполнение пророчеств о Мессии
Искаженные представления о Мессии
Предсказания о новозаветных временах
Связь между ветхозаветной и новозаветной Пасхами
Предсказания об обращении еврейского народа к Христу перед концом мира
Перечень Мессианских пророчеств
Предварительные сведения
История евангельского текста
Время написания Евангелий
Значение четырех Евангелий
Взаимоотношение Евангелий
Характер каждого из четырех Евангелий
Евангелие от Матфея
Евангелие от Марка
Евангелие от Луки
Евангелие от Иоанна
Избранные наставления Спасителя
Заключение
Предварительные сведения
Книга Деяний святых апостолов
Соборные послания
Послание апостола Иакова
Послания апостола Петра
Послания апостола Иоанна Богослова
Послание апостола Иуды
Избранные наставления из Соборных посланий
Значение посланий святого апостола Павла
Связь учения апостола Павла с его жизнью
Жизнь и труды апостола Павла
Перечень посланий апостола Павла
Обзор учения апостола Павла
Избранные тексты из посланий апостола Павла
Значение Апокалипсиса и интерес к нему
Об авторе Апокалипсиса
Время, место и цель написания Апокалипсиса
Содержание, план и символика Апокалипсиса
Письма семи Церквам  (Откр. 2-3 гл.)
Видение Небесного богослужения  (Откр. 4-5 гл.)
Снятие семи печатей.  Видение четырех всадников  (Откр. 6 гл.)
Семь труб. Запечатление избранных.  Начало бедствий и поражение природы  (Откр. 7-11 гл.)
Видение двух свидетелей  (Откр. 11, 2–12).
Семь знамений.  Церковь и царство зверя.   (Откр. 12–14 гл.)
Начертание зверя  (Откр. 13, 16–17; 14, 9–11; 15, 2; 16, 20; 20, 4).
Число зверя – 666  (Откр. 13, 18).
Говорящий образ зверя
Семь чаш.  Усиление богоборческой власти.Суд над грешниками (Откр. 15-17 гл.)
Суд над Вавилоном,  антихристом и лжепророком  (Откр. 18–19 гл.)
1000-летнее Царство святых.  Воскрешение мертвых и Страшный Суд.  Суд над дьяволом (Откр. 20 гл.)
Новое Небо и новая Земля.  Вечное блаженство  (Откр. 21–22 гл.)
Перечень важнейших событий, царей и пророков  (все даты указаны до Рождества Христова)

Подробнее...

Послание апостола Варнавы

Глава 1

 

Здравствуйте в мире, сыны и дщери во имени Господа нашего Иисуса Христа, возлюбившего нас.

 

Зная, что вы изобилуете великими и прекрасными добродетелями Божиими, я необыкновенно радуюсь о блаженных и преславных душах ваших, - радуюсь, что вы получили благодать столь глубоко укоренившуюся в вас. Потому и сам весьма утешаюсь, ожидая своего освобождения, ибо по истине вижу, что на вас излит Дух от прекрасного источника божественного: я в том убежден и совершенно знаю, что с тех пор, как обращаюсь с вами, я приобрел многие блага на пути спасения Господня.

Подробнее...

Святитель Кирилл Александрийский. Толкование на пророка Аггея

Предисловие

Цель пророчества Аггея мы можем усматривать в некоторых иных предметах, а не в тех, о коих, как пожалуй подумает кто, велись речи и другими пророками. Осия и следующие за ним (пророки) до Софонии предвозвещали то, что имело некогда совершиться с иудеями, – и в виду уже приближавшегося плена их старались устрашить Израиля, постоянно упоминая о военных отрядах, о разрушениях городов, сожжениях, расхищениях, а также благополезно предсказывая впавшим в нерадение и об опустошении всей страны. Думали они (пророки), что если Иудеи по доброй воле не решатся исполнять благоугодное Богу и обратиться к лучшей жизни, то по крайней мере сделают это перед величием бедствия.

Подробнее...

Свт. Кирилл Александрийский. Толкование на книгу пророка Ионы

Предисловие

Божественный Иона имел отца Амафию и происходил из Гефа Ховер. По правдоподобному сказанию, это был небольшой город или селение земли Иудейской. Кажется, он пророчествовал в тоже самое время, как и прежние пророки, то есть Осия и Амос и Михей и прочие. Можно думать, что он изрек народу Израильскому очень много пророчеств, изъяснял небесные и божественные глаголы и ясно предвозвещал будущее. Но кроме этого никакого другого его пророческого слова не осталось в письмени. А что он неоднократно предвозвещал народу Иудейскому о событиях, некогда имеющих совершиться, об этом засвидетельствовало богодухновенное Писание. Так в четвертой книге Царств Священное Писание говорит об Иеровоаме, не о первом, что был в начале и который был сыном Навата, «иже в грех введе Израиля», как написано (4Цар.13:11), склонив его поклоняться золотым тельцам; но о другом Иеровоаме, который жил после многих царей и был сын Иоаса. Послушай, что предвозвестил о нем Иона: «той приврати предел Израилев от входа Емафова даже до моря Аравитского, пo глаголу Господа Бога Исраилева, егоже глагола и рукою раба своего Ионы, сына Амафиина, пророка, иже от Гефаховера. Яко виде Господь смирение Исраилево..., и спасе я рукою (от руки – ἐκ χειρός) Иеровоама» (4Цар.14:25–27), то есть, рукою – διὰ χειρός, ибо Иеровоам, сын Иоаса, воевал против иноплеменников и отнятые города земли Иудейской он опять подчинил своей власти и не мало помог Израильтянам при содействии покровительствующего и желающего спасать Бога, хотя они и дошли до последней степени бедствий. 

Подробнее...

Святитель Николай Сербский. Толкование молитвы Господней: Отче наш...

Мф.6:9. Отче наш,

Когда небеса грохочут, а океаны ревут, они зовут Тебя: Господь Саваоф наш, Владыка сил небесных!

Когда падают звезды, и из земли вырывается огонь, они говорят Тебе: Творец наш!

Когда по весне цветы раскрывают бутоны, и жаворонки собирают сухие травинки, чтобы свить гнездо для своих птенцов, они поют тебе: Господин наш!

А когда я поднимаю глаза к престолу Твоему, то я шепчу Тебе: Отче наш!

Подробнее...

Навигация

Система Orphus