По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Евангелие от Иоанна 26 зачало (глава 7 с 14 по 30 стих)


14В половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил. 15И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? 16Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня; 17кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. 18Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. 19Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? 20Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя? 21Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь. 22Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека. 23Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, - на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? 24Не судите по наружности, но судите судом праведным. 25Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить? 26Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? 27Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он. 28Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. 29Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня. 30И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его. 

Доподлинно неизвестно на какой день праздника Кущей Христос появился в Иерусалиме. В Храм Он приходит, когда половина праздничных торжеств была уже позади, и сразу начинает проповедовать. Для того, чтобы учить в Доме Божьем, необходимо было пройти специальную богословскую подготовку. Однако Спаситель, излагая Своё учение, на равных дискутирует с маститыми раввинами, отражая их замечания и вопросы точными ссылками на Священное Писание. Но иудеи изумлялись не столько высоте и глубине Его учения, сколько тому, откуда он почерпнул такой объем богословских знаний, нигде и никогда не учась. Иудеи слушают Христа и одновременно не слышат. Но это беда не только собеседников Спасителя. Регулярно читая Священное Писание и вполне понимая написанное, многие из нас не вдумываются в смысл и не размышляют над прочитанным. А в удивлении иудеев явно сквозил ещё и намёк на возможные погрешности излагаемого учения. «Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня». Спаситель как бы сразу отвечает на два вопроса:  Его учение имеет внеземное происхождение, являясь откровением Небесного Отца, и уже одно это объясняет, почему Сын Божий так хорошо ориентируется в тексте, а главное передаёт дух Священного Писания. Убедиться в истинности Христова учения не трудно. Как тогда, так и теперь каждый из нас может просто попытаться хотя бы несколько дней прожить, строго следуя букве и духу Евангелия. Воистину мы откроем в себе много нового и неожиданного, и уж точно увидим свою духовную ущербность и немощь в исполнении Христовых заповедей. Однако, иудеи, окружавшие Спасителя, впрочем, как и многие из нас, не имели в себе решимости пойти по стопам Христа, и соответственно не могли опытным путём убедиться в истинности предлагаемого учения. Но даже логика здравого смысла подсказывает: проповедник, не преследующий цель самовозвеличивания, уже сам по себе вызывает доверие.

Отвергая прежние обвинения в нарушении субботнего покоя, Христос Сам обвиняет книжников и фарисеев в нарушении этой традиции: «никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?». Многие из слушателей были людьми приезжими, и не знали о непримиримых разногласиях между блюстителями духовного закона и Христом. Не будучи противниками Христа, но и не вполне понимая сложившуюся ситуацию, они грубо прерывают Его: «не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя?» Спаситель не обращая внимания, на реплику, продолжает говорить, обращаясь по большей части к книжникам и фарисеям. Он напоминает об исцелении расслабленного при купальне у овечьих ворот, которое Христос совершил в субботу. Это событие послужило своеобразным катализатором острой фазы развития конфликта. Вынашивая замыслы скорейшей изоляции и даже убийства Спасителя, духовные власти сами нарушают заповедь, регулярно обрезая в субботу восьмидневных младенцев. Причём обрезание это лишь принятие младенца во внешнее общение с Богом, в то время как Христос исцелил у расслабленного душу и тело. Спаситель исполнил высшую заповедь о любви к ближнему, которая являлась центром духовного закона Израиля. Слова Христа, вероятно, заставили Его врагов умолкнуть. Люди, искоса поглядывая на молчавших фарисеев и книжников, высказывают предположение, что духовные власти уверовали во Христа, как в Мессию. Но ведь Иисус родился в обычной семье, в то время как по тогдашним представлениям, Мессия после рождества, должен быть унесён из Вифлеема в неведомую страну.  Через некоторое время Он вернётся оттуда, но никто уже не будет знать, откуда Он пришёл. Христос упрекает слушателей, в приземлённом понимании происхождения Мессии: «Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете». Оскорблённые этими словами иудеи хотят схватить Спасителя и передать в руки властей, как богохульника, приписывающего Себе Божественное происхождение. Но их планам пока не суждено было сбыться. Храни вас Бог!

Иерей Андрей Андронов


Навигация

Система Orphus