По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Евангелие от Иоанна 17 зачало (глава 5 с 30 по 2 стих 6 главы)


30Сказал Господь пришедшим к Нему иудеям. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца. 31Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно. 32Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне. 33Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине. 34

Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись. 35Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его. 36Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня. 37И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; 38и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал. 39Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. 40Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь. 41Не принимаю славы от человеков, 42но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу. 43Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. 44Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? 45Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. 46Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. 47Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам? 1После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады. 2За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными.

Беседуя с иудеями, Христос приводит доказательства истинности Своего Богосыновства. Он ссылается на свидетельство Иоанна Предтечи, к которому однажды пришли делегаты из Иерусалима спросить: не он ли Мессия? Ответив отрицательно, Иоанн указал на стоявшего здесь же Спасителя, свидетельствуя, что Он Христос. Но Предтеча, в глазах враждебно настроенных иудеев не являлся авторитетным свидетелем. Спаситель, образно называя его светильником, упоминает об Иоанне, лишь как о примере, ведущем к спасению. Но вместо того, чтобы  следовать наставлениям Предтечи, иудеи лишь радовались факту появления в их среде великого пророка. У Сына Божия есть свидетели, неизмеримо авторитетней Иоанна. Отец свидетельствует о Сыне знамениями и чудесами, но и они лишь косвенное подтверждение Мессианства Иисуса. Прямое свидетельство о Христе – пророчества, составляющие суть Ветхого завета. Но иудеи, так и  не восприняли слово Творца, озвученное божьими посланниками.  Перечитывая и строго следуя букве Священного Писания, народ завета так и не проникся его духом. В силу этого, прочитанное быстро забывалось. Духовный закон, данный Моисеем, не затрагивал душу людей, так и не став силой определяющей жизненный стержень народа. Бесы, наверное, знают всю Библию наизусть, но это не приближает их к Богу, потому что у них не достаёт главного -  любви. Своей жизнью, проповедью и чудесами Христос подаёт нам пример этой божественной любви. Если бы иудеи имели такую любовь, они бы не стали упрекать Спасителя за исцеление расслабленного в субботу. Христос предсказывает, что со временем иудеи примут другого. Он тоже будет называть себя Мессией. Святитель Иоанн Златоуст, комментируя это место Евангелия, полагает, что Христос говорит здесь об антихристе. Объясняя причины неверия иудеев, Спаситель указывает на главную причину – честолюбие. Как тогда, так и теперь, большинство людей очень боятся унизить собственное достоинство в глазах окружающих. Мысль о Боге, до предела смирившемся перед Своим творением, если и присутствует в их умах, то находится на периферии сознания. Спаситель жизненно необходим только тем, кто, осознавая свои духовные проблемы, ощущает смертельную опасность оказаться в вечности вне Бога. Высказывая тяжёлые обвинения против иудеев, Спаситель подчёркивает - Он не будет выступать их обвинителем перед Своим Отцом. «Есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы» возлагаете свои надежды, как на защитника. Иудеи так скрупулезно исполняли заповеди, данные Моисеем, что искренне полагали - он будет заступником за свой народ перед Богом. Но  не принимая Того, о Ком пророчествовал божий посланник, иудеи как бы отказывают в доверии и самому Моисею. Вероятно, речь Спасителя произвела сильное впечатление на слушателей, разделив их на два лагеря. С этого момента Ему стало небезопасно пребывать в Иерусалиме, и даже в Галилее. Тень креста стала неотступно следовать за Ним. Вероятно для того, чтобы сбить накал страстей Христос уходит на другой берег Галилейского моря. Но это тема уже другой беседы. Храни вас Бог!

Иерей Андрей Андронов

 


Навигация

Система Orphus