По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Евангелие от Луки 96 зачало (глава 19 с 29 по 40 стих и с 7 по 39 стих 22 главы)


29И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, 30сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; 31и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу. 32Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. 33Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка? 34Они отвечали: он надобен Господу. 35И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса. 

36И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. 37А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, 38говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! 39И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. 40Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.  7Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, 8и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. 9Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? 10Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, 11и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? 12И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. 13Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. 14И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, 15и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, 16ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. 17И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, 18ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. 19И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. 20Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. 21И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; 22впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается. 23И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает. 24Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. 25Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, 26а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий. 27Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий. 28Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, 29и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, 30да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых. 31И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, 32но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. 33Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. 34Но Он сказал: говорю тебе, Пётр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня. 35И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. 36Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; 37ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. 38Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно. 39И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

Близилась иудейская Пасха. Воскресив накануне праведного Лазаря, Христос находился в Вифании. Когда отходит покой  субботнего дня, Он посылает двух учеников в соседнее селение, дабы они нашли там привязанного молодого ослёнка. Вечером следующего дня, верхом на этом ослёнке Спаситель спускается с Елеонской горы,  и направляется в Иерусалим.  Христос  вроде бы въезжает в столицу как царь, но под Ним не конь, а ослик - одно из самых мирных животных. Евангелист Лука описывает Вход Господень в Иерусалим примерно так же как и апостол Марк. Но кое-где он, все же, делает определённые добавления. Лука замечет, что Христа въезжающего в Иерусалим, сопровождают восторженными криками «всё множество учеников», в то время, как другие евангелисты пишут и о пилигримах, вышедших из Иерусалима встречать Спасителя. Говоря о множестве учеников Лука имеет ввиду не только апостолов, но вообще всех последователей Христа. Только у евангелистов Луки и Иоанна ученики величают Христа самодержцем: «благословен Царь, грядущий во имя Господне!» Но лишь Лука повествует о фарисеях, требующих у Христа запретить ученикам воздавать Ему царские почести. Спаситель отвечает твердо, употребляя поговорку, встречающуюся в Талмуде: «если они умолкнут, то камни возопиют». Иными словами невозможно остановить столь грандиозный взрыв людской хвалы Богу.

Затем евангельское чтение переносит нас в канун празднования ветхозаветной Пасхи. Для всякого иудея это священный день, когда за праздничной трапезой, в кругу родных и близких, совершается воспоминание исхода евреев из Египта. Христос посылает двух учеников в Иерусалим, заранее зная, что в определённом месте они встретят некоего человека несущего кувшин воды, который и покажет место празднования Пасхи. Некоторые комментаторы Священного Писания предполагают, что у Спасителя была предварительная договорённость с хозяином дома, ибо когда тот услышал вопрос о месте празднования Пасхи, тут же показал заранее подготовленное помещение. Ученики приготовляют всё необходимое для трапезы, «и когда настал час, Он возлёг и двенадцать апостолов с Ним». По традиции пасхальную трапезу начинали вечером 14 нисана. В тот год это число совпадало с пятницей. Но Христос, зная о предательстве, понимал, что до ареста осталось меньше суток. Однако Ему очень хотелось встретить Пасху вместе с учениками, и потому пасхальная трапеза была перенесена на вечер четверга. «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания». Впрочем, это был не единственный отход от обычая. С древности празднование Пасхи происходило стоя. Евреи, стараясь, как можно быстрее уйти из Египта, на ходу подкрепляли свои силы и отправлялись в путь. В воспоминание тех событий, в пасхальный вечер, все члены семьи собирались вместе и, оживляя в памяти события исхода евреев из Египта, стоя вкушали мясо запечённого ягнёнка с горькими травами. Но избавление от физического плена, было лишь прообразом грядущего Воскресения из мёртвых. Ныне символ уступает место самой реальности. Христос, зачиная новозаветное Таинство, вкушает Пасху полулёжа, напоминая апостолам, о страшных событиях, которые начнутся всего через несколько часов. «Говорю вам: не буду вкушать ее, доколе не исполнится она в Царстве Божием». Эти слова не нужно понимать буквально, будто потом, в вечности Бог будет каким-то особенным образом вспоминать события Ветхозаветной эпохи. Как говорил апостол Павел: «Царство Божие, это не пища и питиё, а радость и мир в Духе Святом». Христос освящает хлеб и вино в Свое Тело и Кровь, преподавая их для причастия ученикам и заповедует: «Сие творите в Моё воспоминание». Однако апостолы всё ещё не верят в трагическую развязку и продолжают думать, что сегодняшний Пасхальный вечер станет преддверием торжества Учителя.  Спаситель, проникая в их мысли, вновь напоминает о предстоящих страданиях, давая понять, что Он знает о коварных замыслах предателя: «рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем Сын Человеческий идёт по предназначению; но горе тому человеку, которым Он предаётся». Изначально Иуде вовсе не отводилась Богом роль предателя, он стал таковым только приобретя соответствующие качества души. Пасхальная трапеза почиталась как некое священнодействие, в котором принимали участие лишь члены семьи, или как в данном случае небольшая община. Места, как правило, распределялись строго по старшинству. Поэтому между апостолами возникает спор: «кто из них должен почитаться большим», и соответственно, находиться ближе к Учителю. Разрешая распрю учеников, Христос напоминает им, о непрестанной борьбе с честолюбием. «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий».  Впрочем, Спаситель не отрицает заслуг апостолов. Они переносили вместе с Учителем те испытания, которым Он подвергался во время Своего земного служения. И в будущем апостолы будут теснейшим образом связаны со Христом. «Сядете на престолах, судить двенадцать колен Израилевых». Однако апостолам не следует обольщаться, слова Спасителя относятся уже к вечности, когда человек будет находиться в состоянии не падения. А пока, в земной юдоли ученикам предстоит тернистый путь среди искушений и невзгод. Апостол Пётр, сейчас так уверенный в себе всего через несколько часов отречётся от Учителя.  «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих».  Вера Петра нисколько не уменьшится от его падения, а покаяние поддержит других братьев в момент уныния после ареста и казни Учителя. Вообще тихая жизнь апостолов с уходом Наставника прекратится. Если прежде идя с проповедью по иудейским городам и весям, апостолы ни в чём не нуждались, то теперь, когда Учитель будет «причтён к злодеям», они должны быть мужественны и предусмотрительны.  В будущем, проповедуя среди язычников, апостолы будут терпеть голод, жажду и подвергаться различным опасностям. «Теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, так же и суму;  а у кого нет, продай одежду свою и купи меч». Ученики восприняли слова о мече, не как символ опасности, но решили, что Христос действительно советует им запастись мечами. «Господи! вот, здесь два меча». Видя явное непонимание, Христос прерывает беседу и уходит на Елеон. «За Ним последовали и ученики». О том, что происходило дальше, мы поговорим в другой раз. Храни вас Бог.

Иерей Андрей Андронов

 

 

 

 

 


Навигация

Система Orphus