Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Слово въ недѣлю о самарянынѣ.

Отвѣща Іисусъ и рече ей (самарянкѣ): аще бы вѣдала еси даръ Божій, и кто есть глаголяй ти: даждь Ми пити: ты бы просила у Него, и далъ бы ти воду живу (Іоан. 4, 10).

Нынѣ во время литургіи читано было святое Евангеліе о бесѣдѣ Господа Іисуса Христа съ женщиною самарянкою изъ города Сихаря о живой водѣ, или о благодати Духа Святаго, необходимой для всякаго человѣка, — также — о поклоненіи Богу духомъ и истиною, а по удаленіи женщины — о бесѣдѣ Господа съ учениками Своими о духовной пищѣ, о духовныхъ нивахъ и духовной жатвѣ. Сегодняшнее Евангеліе такимъ образомъ говоритъ о многихъ духовныхъ предметахъ весьма важныхъ и поучительныхъ для каждаго изъ насъ. Побесѣдуемъ нынѣшній разъ, съ Божіею помощію, хотя о первыхъ двухъ въ наше назиданіе и спасеніе, т. е. о живой водѣ и поклоненіи Богу духомъ и истиною. Повторимъ для большей ясности и вразумительности бесѣды часть читаннаго Евангелія.

«Приходитъ Господь», говоритъ святый евангелистъ Іоаннъ Богословъ, «въ городъ Самарійскій, называемый Сихарь, близъ участка земли, даннаго Іаковомъ сыну своему Іосифу. Тамъ былъ колодезь Іаковлевъ. Іисусъ, утрудившись отъ пути, сѣлъ у колодезя. Было около шестаго часа (по нашему, двѣнадцатаго до полудня). Приходитъ женщина изъ Самаріи почерпнуть воды. Іисусъ говоритъ ей: дай Мнѣ пить (ибо ученики Его отлучились въ городъ купить пищи). Женщина Самарянская говоритъ Ему: какъ Ты, будучи Іудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Іудеи съ Самарянами не сообщаются. Іисусъ сказалъ ей въ отвѣтъ: если бы ты знала даръ Божій, и Кто говоритъ тебѣ: дай Мнѣ пить, — то ты сама просила бы у Него, и Онъ далъ бы тебѣ воду живую. Женщина говоритъ Ему: господинъ! тебѣ и почерпнуть не чѣмъ, а колодезь глубокъ: откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Іакова, который далъ намъ этотъ колодезь, и самъ изъ него пилъ, и дѣти его и скотъ его? Іисусъ сказалъ ей въ отвѣтъ: всякій пьющій воду сію возжаждетъ опять; а кто будетъ пить воду, которую Я дамъ ему, тотъ не будетъ жаждать во вѣкъ; но вода, которую Я дамъ ему, сдѣлается въ немъ источникомъ воды, текущей въ жизнь вѣчную. Женщина говоритъ Ему: господинъ! дай мнѣ этой воды, чтобы мнѣ не имѣть жажды и не приходить сюда черпать. Іисусъ говоритъ ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала въ отвѣтъ: у меня нѣтъ мужа. Іисусъ говоритъ ей: правду ты сказала, что у тебя нѣтъ мужа; ибо у тебя было пятъ мужей, и тотъ, котораго нынѣ имѣешь, не мужъ тебѣ; это справедливо ты сказала. Женщина говоритъ Ему: Господи! вижу, что Ты пророкъ» (Іоан, 4, 5-19). Здѣсь мы прервемъ чтеніе евангелія и побесѣдуемъ о прочитанномъ.

Въ какой простотѣ мы видимъ здѣсь Богочеловѣка, Творца неба и земли, всю тварь содержащаго дланію, Царя ангеловъ и человѣковъ! Утомленный, какъ человѣкъ, путешествіемъ по каменистой землѣ подъ знойнымъ, жгучимъ солнцемъ, Онъ сидитъ у колодца и бесѣдуетъ, какъ простой путешественникъ, съ женщиною, при томъ — самарянкою, по нынѣшнему названію — раскольницею, при томъ — съ грѣшницею, имѣвшею незаконнаго сожителя. Пришедши въ міръ призвать не праведниковъ, а грѣшниковъ на покаяніе, Господь хочетъ обратить къ покаянію и эту грѣшницу, а чрезъ нее — и многихъ ея соотчичей, — и что же дѣлаетъ для этого премудрый Творецъ и Спаситель человѣковъ, уподобившійся намъ во всемъ кромѣ грѣха? По поводу водоношенія Онъ начинаетъ съ женщиною рѣчь о живой водѣ, или о благодати Святаго Духа, очищающей грѣхи, утоляющей жажду безсмертной души, палимой грѣхами, погашающей огонь страстей и огонь геенскій, примиряющей душу съ Богомъ. И какъ мудро и вмѣстѣ просто Онъ ее приводитъ къ сознанію грѣховъ, нужды покаянія и обновленія жизни; какъ мудро приводитъ ее къ вѣрѣ въ Него, какъ истиннаго Мессію! Какъ Сердцевѣдецъ, зная всю ея прошедшую жизнь, исполненную грѣховъ, Господь бережно, постепенно пробуждаетъ ея совѣсть и заставляетъ ее саму сознаться въ своихъ грѣхахъ и такимъ образомъ возчувствовать всѣмъ сердцемъ свою душевную нищету и бѣду, потребность вѣры въ Мессію-Избавителя, жажду милости Божіей, оправданія Божія, жажду чистоты и цѣломудрія, жажду жизни непреходящей, вѣчной. И вотъ самарянка уловлена въ вѣру спасительную. Она увѣровала въ Іисуса Христа и привлекла къ вѣрѣ своихъ согражданъ; покаялась въ прежнихъ дѣлахъ, начала жизнь добродѣтельную и возъимѣла такую пламенную, святую любовь къ Господу, что — какъ повѣствуетъ священное преданіе — не устрашилась впослѣдствіи исповѣдывать имя Его предъ іудеями и язычниками и претерпѣть многія страданія ради Его, — и получила вѣнецъ мученическій при гонителѣ христіанъ, римскомъ императорѣ Неронѣ [1]. Имя ея было Фотина. Итакъ, самарянка на самомъ дѣлѣ удостоилась принять отъ Господа живую воду, текущую въ животъ вѣчный, или благодать Святаго Духа, очистившую ее отъ грѣховъ, утолившую жажду ея безсмертной, созданной по образу Божію души, — изліявшую въ сердцѣ ея живую вѣру и пламенную любовь къ Господу, укрѣпившую ее въ исповѣданіи имени Его святаго и въ претерпѣнныхъ за Него страшныхъ мукахъ и сдѣлавшую ее причастницею жизни вѣчной.

Понятно ли теперь послѣ всего сказаннаго, что есть живая вода, о которой бесѣдовалъ Господь у колодезя съ самарянкой, и какія она производитъ спасительныя дѣйствія въ насъ грѣшныхъ? Живая вода, или благодать Божія есть спасительная сила Божія, дѣйствующая въ человѣкѣ во спасеніе чрезъ вѣру во Христа, — располагающая его къ покаянію и умиленію; — сила, противоборствующая грѣху и побѣждающая грѣхъ, — сила милующая, врачующая, очищающая, освящающая, примиряющая и соединяющая человѣка съ Богомъ, возбуждающая и воспламеняющая сердце человѣка любовію къ Богу и ближнему; — сила просвѣщающая, утѣшающая и духовно питающая, возсозидающая и обновляющая, совершенствующая всего человѣка, въ иныхъ — чудотворящая и прозирающая сокровенное и тайное. Обрѣтшій у Бога благодать человѣкъ проявляетъ ее въ себѣ разными добродѣтелями: живою вѣрою, упованіемъ и любовію, искреннимъ всегдашнимъ покаяніемъ, глубокимъ смиреніемъ, тихостію и кротостію ко всѣмъ, незлобіемъ, воздержаніемъ, чистотою, правотою, богомысліемъ, миромъ и радостію въ Духѣ Святомъ, послушаніемъ, терпѣніемъ, святымъ дерзновеніемъ и ревностію ко всякой добродѣтели. Святый апостолъ Павелъ такъ пишетъ о благодати къ ученику своему Титу, епископу Критской Церкви: явилась благодать Божія, спасительная для всѣхъ человѣковъ, научающая насъ, чтобы мы, отвергнувъ нечестіе и мірскія похоти, цѣломудренно, праведно и благочестиво жили въ нынѣшнемъ вѣкѣ, ожидая блаженнаго упованія и явленія славы великаго Бога и Спасителя нашего Іисуса Христа, Который далъ Себя за насъ, чтобъ избавить насъ отъ всякаго беззаконія, и очистить Себѣ народъ особенный, ревностный къ добрымъ дѣламъ (Тит. 2, 11-14). Эта благодать, спасительная всѣмъ человѣкамъ, нужна и всѣмъ намъ, братія мои. Источникъ же этой благодати, кладязь этой живой воды есть Господь нашъ Іисусъ Христосъ или святая Церковь православная, на которую Онъ изліялъ обильно Духа Святаго. Въ ней постоянно истекаютъ струи жизни въ Словѣ Божіемъ, въ святыхъ таинствахъ, въ Богослуженіи, особенно — при совершеніи литургіи. Приходите всѣ почерпать здѣсь воду жизни вѣчной даромъ. Будемъ всѣ искать благодати болѣе всѣхъ сокровищъ земныхъ, какъ искали ее святые, которые для полученія благодати презрѣли міръ, во злѣ лежащій, со всѣми его прелестными, скоропреходящими благами, презрѣли и изнурили многострастную плоть свою, чтобы очистить, освятить, укрѣпить и возвысить горѣ душу, подавляемую и омрачаемую плотскими пристрастіями, чтобы восторжествовать надъ страстями и похотями, возлюбить всѣмъ сердцемъ Бога, правду и святыню и вѣчную жизнь; ибо нельзя работать двумъ господамъ.

Господь называетъ благодать Свою живою водою въ противоположность мертвой водѣ, которою старается усердно отравлять всѣхъ людей и весьма многихъ отравляетъ виновникъ смерти и всякаго зла — діаволъ. Эта мертвая вода, которую жадно пьютъ многіе, прельщающіеся кажущеюся сладостію ея или самую горечь ея считающіе за сладость, есть грѣхъ во всѣхъ его безчисленныхъ порожденіяхъ: гордость, невѣріе, ересь, расколъ, суевѣріе, лукавство, лицемѣріе, гнѣвъ, злопамятство, раздражительность, мстительность, недоброжелательство, зложеланіе, зависть, злорадство, хула, крамола, неповиновеніе властямъ, осужденіе, чревоугодіе, лакомство, объяденіе, особенно — пьянство, блудъ, нечистота, дерзость, непослушаніе, кощунство, скупость, сребролюбіе, лихоимство, жестокосердіе, хищеніе, ложь, обманъ, коварство, праздность съ праздными занятіями, лѣность, нерадѣніе о душѣ, нераскаянность, малодушіе, уныніе, боязнь бѣсовская, отчаяніе и проч. Это — источники мертвой воды, текущіе вмѣстѣ съ тѣми, въ комъ они текутъ, — въ пагубу вѣчную. Отъ этой мертвой воды есть врачевство — покаяніе и смиренная вѣра въ соединеніи съ пламенною молитвою — домашнею и церковною и съ постомъ; — причащеніе тѣла и крови Христовой, всеусильная, постоянная борьба съ своими страстями и порочными наклонностями, прилежное чтеніе Слова Божія, повѣствованій о жизни святыхъ и ихъ душеспасительныхъ писаній; — памятованіе о смерти и о судѣ и о своемъ окаянствѣ и ничтожествѣ.

Но продолжимъ далѣе чтеніе Евангелія о бесѣдѣ Господа съ самарянкою. Самарянка говоритъ: «отцы наши поклонялись на этой горѣ (разумѣя подъ отцами — Авраама, Исаака и Іакова); а вы говорите, что мѣсто, гдѣ должно поклоняться, находится въ Іерусалимѣ. Іисусъ говоритъ ей: повѣрь Мнѣ, что наступаетъ время, когда и не на горѣ сей, и не въ Іерусалимѣ будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаемъ, чему кланяемся, ибо спасеніе отъ Іудеевъ. Но настанетъ время, и настало уже, когда истинные поклонники будутъ поклоняться Отцу въ духѣ и истинѣ; ибо такихъ поклонниковъ Отецъ ищетъ Себѣ. Богъ есть духъ: и поклоняющіеся Ему должны поклоняться въ духѣ и истинѣ. Женщина говоритъ Ему: знаю, что придетъ Мессія, то есть, Христосъ; когда Онъ придетъ, то возвѣститъ намъ все. Іисусъ говоритъ ей: это Я, Который говорю съ тобою» (Іоан. 4, 20-26). Послѣ этого женщина оставила водоносъ свой у колодезя, поспѣшно пошла въ городъ и объявила всѣмъ о чудесномъ Прозорливцѣ, — и многіе изъ самарянъ, увидѣвъ Его и услышавъ слово Его, увѣровали въ Него.

Что значитъ поклоняться Богу въ духѣ и истинѣ? — Значитъ вѣровать, что Богъ на всякомъ мѣстѣ и на всякомъ мѣстѣ видитъ и слышитъ молящихся Ему, воздыхающихъ къ Нему, кающихся Ему, благодарящихъ и славящихъ Его, — а не въ извѣстномъ только мѣстѣ, напримѣръ, на горѣ какой-либо, какъ думала самарянка, или только въ храмѣ, хотя безъ сомнѣнія въ храмѣ ближе къ намъ Богъ, по собственному Его обѣщанію: идѣже бо еста два, или тріе собрани во имя Мое, ту есмь посредѣ ихъ (Матѳ. 18, 20), и особенно — по причинѣ священнодѣйствуемыхъ здѣсь Его святыхъ Таинъ; — кланяться въ духѣ и истинѣ значитъ — молиться Богу въ общеніи съ Церковію всѣмъ сердцемъ, всѣмъ помышленіемъ, со всѣмъ усердіемъ и благоговѣніемъ, съ живою вѣрою, съ твердымъ упованіемъ, — а не слова только выговаривая безъ смысла и чувства или головою кивая и рукою двигая безъ живой мысли и живаго чувства. Это послѣднее не есть молитва, а только безжизненная тѣнь молитвы; она не умилостивляетъ, а прогнѣвляетъ Бога. Да избавитъ Богъ отъ такой молитвы всякаго изъ насъ. — Научимся всѣ поклоняться Богу въ духѣ и истинѣ: молясь, будемъ приносить Богу плоды молитвы: покаяніе нелицемѣрное, исправленіе сердца и всего житія, будемъ ревностны ко всякой добродѣтели. Это и будетъ поклоненіе Богу духомъ и истиною. Аминь. 

Примѣчаніе: 

[1] см. Синакс. въ нед. о самар. 

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С 211-218. 


Навигация

Система Orphus