Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Прот. Леонидъ Колчевъ († 1944 г.) Поученіе въ недѣлю Антипасхи или о Ѳомѣ.

Евангеліе отъ Іоанна, зач. 65 (XX, 19-31).

Въ душу каждаго человѣка вложено стремленіе къ истинѣ, добру и прекрасному. На пути къ этимъ достиженіямъ громадное значеніе имѣютъ внѣшнія чувства, а въ дальнѣйшемъ — доводы разума. Но какъ-бы человѣкъ не разширялъ горизонты своихъ знаній, изучая прошлое, заглядывая въ будущее, взлетая на недосягаемую высоту, опускаясь въ бездну, онъ всетаки въ концѣ-концовъ долженъ признать свою ограниченность, и тамъ, гдѣ кончается разумъ, начинается вѣра. Съ этой точки зрѣнія вѣра на высшей ступени своего развитія есть тоже знаніе.

Такой вѣры во время земной жизни Іисуса Христа не имѣли даже ученики Его, какъ не просвѣщенные еще духомъ Божественной благодати. Такъ однажды на вопросъ Спасителя, за кого они Его считаютъ, Апостолъ Петръ поспѣшилъ отвѣтить: Ты Христосъ Сынъ Бога живаго. Блаженъ ты Симонъ, сынъ Іонинъ, потому что не плоть и кровь открыли тебѣ это (т. е. не люди и не самъ ты догадался), но Отецъ Мой Сущій на небесахъ (Матѳ. 16, 16-17). Недостаточность человѣческихъ силъ въ дѣлѣ познанія высшихъ истинъ съ особою ясностію сказалось въ исторіи Св. Апостола Ѳомы, память котораго мы нынѣ празднуемъ.

Въ первый-же день Своего воскресенія Христосъ прежде всего явился Своей Матери, какъ гласитъ древнее преданіе, потомъ нѣкоторымъ женамъ мѵроносицамъ и наконецъ всѣмъ ученикамъ, кромѣ Ѳомы. Когда-же Ѳома услыхавъ объ этомъ, то вѣсть о воскресеніи Христа показалась ему столь невѣроятной и неожиданной, что онъ съ рѣшительностію заявилъ: если не увижу на рукахъ Его ранъ отъ гвоздей... и не вложу руки моей въ ребра Его, — не повѣрю. Такимъ образомъ для Ѳомы достовѣрнымъ тогда казалось только то, что было доступно его внѣшнимъ чувствамъ.

На восьмой день послѣ того, когда опять всѣ ученики собрались вмѣстѣ, по преданію въ Сіонской горницѣ, предусмотрительно заперевъ за собою двери, страха ради іудейска, къ нимъ вдругъ явился Іисусъ, привѣтствуя ихъ словами миръ вамъ. Потомъ, обращаясь къ Ѳомѣ, сказалъ: подай перстъ твой сюда, и посмотри руки Мои... и не будь не вѣрующимъ, но вѣрующимъ. Такое всевѣдѣніе Христа поразило Ѳому и ужъ одного этого было достаточно, чтобы воскликнуть: Господь мой и Богъ мой. Ты повѣрилъ потому, что увидѣлъ Меня, — съ упрекомъ замѣтилъ Христосъ, — (т. е. твоя вѣра не больше какъ простое признаніе, вынужденное необходимостію) и потому на этотъ разъ Христосъ не ублажилъ своего ученика и только устремляя вдаль Свой взоръ, добавилъ: блаженны не видѣвшіе и увѣровавшіе.

Кто-же эти блаженные? Ахъ, братіе мои, съ радостію могу сказать вамъ, что къ числу ихъ относимся и мы — христіане. Въ самомъ дѣлѣ, не смотря на всѣ наши недостатки, мы все-же вѣруемъ во Единаго Господа нашего Іисуса Христа, хотя и не видѣли Его нашими тѣлесными очами. А посему не будемъ возлагать большихъ надеждъ на человѣческія значенія, которыя подчасъ только надмѣваютъ насъ (1 Кор. 8, 1). Пусть нашъ пытливый умъ всегда помнитъ, что онъ ограниченъ. Между тѣмъ есть область, такъ сказать, надмірная, необходимая для нашего спасенія, познать которую мы можемъ только вѣрой. Се-же есть животъ вѣчный, да знаютъ Тебе, единаго истиннаго Бога, и Его-же послалъ еси Іисусъ Христа (Іоан. 17, 3). А познать Бога можно только вѣрой. Вѣруйте въ Бога, — говоритъ Христосъ, — и въ Мя вѣруйте (Іоан. 14, 1). Поэтому, не мудрствуя лукаво, послѣдуемъ за ученіемъ Христовымъ такъ, оно нынѣ предлагается намъ въ Церкви Божіей.

Блаженни невидѣвшіи, и вѣровавше. Аминь. 

Источникъ: Протоіерей Л. Колчевъ. Поученія на воскресные дни Постной и Цвѣтной Тріоди. // На 1938 годъ Русскій Церковный календарь. — Владимірова: Возстановленная Историческая Церковная Типографія Преподобнаго Іова Почаевскаго, 1938. — С. 21-22. [ос. паг.] 


Навигация

Система Orphus