Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ. Поученіе въ недѣлю о Ѳомѣ.

Глаголаху же ему (Ѳомѣ) друзіи ученицы: видѣхомъ Господа. Онъ же рече имъ: аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего въ язвы гвоздинныя, и вложу руку мою въ ребра Его, не иму вѣры (Іоан. 20, 25).

Возлюбленные! святый апостолъ Ѳома своимъ невѣріемъ и послѣдовавшею за нимъ самою искреннею вѣрою въ воскресшаго Господа поучаетъ маловѣровъ и всѣхъ невѣрующихъ — искренней вѣрѣ въ Іисуса Христа. Особенно онъ поучаетъ вѣрѣ людей — христіанъ нынѣшняго времени, которые очень и слишкомъ осторожны въ вѣрѣ и сильно боятся, какъ бы имъ не повѣрить тому, чего, думаютъ они, можетъ быть, на самомъ дѣлѣ нѣтъ, и многому не вѣрятъ такому, что на самомъ дѣлѣ есть.

Всѣхъ такихъ людей прекрасно поучаетъ своимъ примѣромъ святый апостолъ Ѳома; — Господь съ намѣреніемъ допустилъ такъ сильно усумниться ему въ Своемъ воскресеніи изъ мертвыхъ потому именно, что Онъ, какъ Богъ, видѣлъ въ будущемъ времени множество невѣрующихъ, которыхъ нужно было увѣрить въ Божествѣ Его примѣромъ подобнаго имъ по невѣрію человѣка: и вотъ такой-то человѣкъ и есть святый Ѳома. Онъ не вѣритъ, что Іисусъ Христосъ, какъ Богъ, воскресъ силою Божества Своего, хотя всѣ десять апостоловъ единогласно говорили ему: видѣхомъ Господа, и обѣщаетъ повѣрить этому лишь тогда, когда увидитъ на немъ язвы отъ гвоздей, когда вложитъ руку свою въ язвы гвоздинныя и въ ребра Его.

Смотрите, чего хочетъ невѣрующій апостолъ Ѳома: онъ хочетъ вложить руку свою въ язвы Господни и въ прободенное ребро Его. Это ужь, кажется, слишкомъ. Но чего для насъ Господь не сдѣлаетъ? Претерпѣвъ крестъ и смерть, Онъ претерпитъ и это невѣріе Ѳомы, только бы всѣ твердо вѣровали, что Онъ, Господь нашъ, воскресъ. И вотъ, возлюбленные, воскресшій Жизнодавецъ снисходитъ желанію невѣрующаго: Онъ нарочито является апостоламъ, когда они были всѣ вмѣстѣ, и Ѳома съ ними, и говоритъ Ѳомѣ: поднеси сюда свой перстъ, посмотри на Мои руки; поднеси свою руку и вложи въ бокъ Мой; и не оставайся въ невѣріи, но вѣрь. Ѳома сказалъ Ему въ отвѣтъ: Господь мой и Богъ мой! Послѣ того Господь сказалъ ему: ты повѣрилъ, когда уже увидѣлъ Меня; блаженны тѣ, которые, не видѣвши, увѣровали (Іоан. 20, 19-29).

Возлюбленные! многіе изъ насъ поступаютъ подобно Ѳомѣ. Вѣруемъ ли мы въ Господа Іисуса Христа, какъ слѣдуетъ вѣровать, — отъ всего сердца и постоянно? Навѣрное можно сказать, что не вѣруемъ такъ искренно. Наша жизнь подтверждаетъ это. Мы вѣруемъ въ Господа Іисуса Христа больше только тогда, когда видимъ Его, т. е. когда мы пользуемся Его явными милостями къ намъ, когда получаемъ отъ Него разрѣшеніе грѣховъ нашихъ, когда на душѣ нашей бываетъ благое и легкое иго Христово; когда дѣла наши идутъ хорошо, когда мы здоровы, во всемъ благополучны. Но когда страсти терзаютъ нашу душу и на душѣ нашей бываетъ тяжелое бремя грѣшной плоти и діавола, когда скорби сердечныя, болѣзни тѣлесныя, неуспѣхи по службѣ и вообще въ дѣлахъ дѣлаютъ тягостною жизнь нашу, тогда мы весьма часто теряемъ вѣру въ Господа-Благодѣтеля и смѣемъ думать часто, что нѣтъ надъ нами любящаго Отца и Благопромыслителя — Бога. Такъ непостоянное сердце человѣческое готово каждый разъ искренно вѣровать въ Господа въ обстоятельствахъ благополучныхъ и способно къ невѣрію въ обстоятельствахъ скорбныхъ, неблагопріятныхъ, между тѣмъ какъ истина Господня пребываетъ во вѣки неизмѣнною. Господь всегда одинъ и тотъ же Господь, милуетъ ли Онъ насъ или наказываетъ. Господь Іисусъ Христосъ вчера и днесь, Тойже и во вѣки (Евр. 13, 8). Помните Господа, воскресшаго изъ мертвыхъ. Онъ вѣчно неизмѣненъ. Будемъ всѣми мѣрами заботиться о постоянствѣ и неизмѣнности своей вѣры. Будемъ чаще вспоминать Господа, возставшаго изъ мертвыхъ. Будемъ помнить, что и мы всѣ возстанемъ въ общее воскресеніе изъ мертвыхъ и на страшномъ судѣ Христовомъ дадимъ отвѣтъ о своей жизни — и затѣмъ пойдемъ или въ вѣчное блаженство или въ муку вѣчную. Аминь. 

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С 178-180. 


Навигация

Система Orphus