По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Слова и поученія, произнесенныя въ 1905 году. Слово въ недѣлю о блудномъ сынѣ.

Пришедъ же въ себя (блудный сынъ), сказалъ: сколько наемниковъ у отца моего избыточествуютъ хлѣбомъ, а я умираю отъ голода! Встану, пойду къ отцу моему, и скажу ему: отче! я согрѣшилъ противъ неба и предъ тобою, и уже недостоинъ называться сыномъ твоимъ; прими меня въ число наемниковъ твоихъ (Лук. 15, 17-19).

Въ нынѣшнемъ Евангеліи изображается трогательная картина возвращенія покаявшагося, блуднаго сына въ домъ отца и самой нѣжной отеческой любви къ погибавшему и возвратившемуся сыну. Не только все прощено виновному, когда онъ искренно раскаялся и возвратился въ отеческій домъ, но и оказанъ ему особенный почетъ, — не какъ наемника принялъ отецъ промотавшагося сына, но, какъ возлюбленнаго сына, которому съ избыткомъ даны и сыновство, и лучшая одежда, и перстень общенія, и обувь на ноги, какъ знакъ лучшей жизни по заповѣдямъ Божіимъ и, что всего удивительнѣе и трогательнѣе — отецъ велѣлъ привести откормленнаго теленка, заколоть и приготовить его, чтобы ѣсть и веселиться, и сдѣлать настоящее торжество по случаю возвращенія блуднаго сына. Какова картина! Какова любовь отца къ погибавшему и возвратившемуся сыну! Не удивителенъ, поэтому, поступокъ старшаго, исправнаго сына, жившаго всегда съ отцемъ и во всемъ послушнаго ему, не удивителенъ, говорю, поступокъ добраго сына, по окончаніи полевыхъ работъ возвратившагося домой, и нашедшаго въ немъ столь нечаянное пѣніе и ликованіе, какъ бы праздничное, по случаю возвращенія промотавшагося младшаго брата его, онъ осердился на отца, и не хотѣлъ войти, говоря ему: вотъ, я столько лѣтъ служу тебѣ, и никогда не преступалъ приказанія твоего; но ты никогда не далъ мнѣ и козленка, чтобы мнѣ повеселиться съ друзьями моими. Отецъ сказалъ ему: сынъ мой! ты всегда со мною, и все мое твое. А о томъ надобно было радоваться и веселиться, что братъ твой сей былъ мертвъ и ожилъ, пропадалъ и нашелся (Лук. 15, 25-32).

Это притча. Понятно, кто здѣсь разумѣется подъ отцемъ — это Отецъ нашъ небесный. Два сына вѣрный и невѣрный, честный и безчестный: подъ первымъ сыномъ разумѣются добрые, святые Ангелы, всегда послушные волѣ Божіей, и живущіе вѣчно въ святости въ домѣ Отца небеснаго; подъ младшимъ сыномъ разумѣется заблудшій и погибающій во грѣхахъ родъ человѣческій.

Заблуждающіеся непрестанно, братія мои, познайте сердцемъ вашимъ безмѣрную любовь къ намъ Отца небеснаго и безчисленныя лишенія благодати Божіей въ удаленіи отъ Него и вожделѣнныя духовныя блага въ общеніи съ Нимъ, и ни мало не косните въ вашей грѣховной жизни, но немедленно возвращайтесь къ Отцу, слезите и плачьте о своихъ грѣховныхъ наклонностяхъ, какъ жалкіе плѣнники, коимъ угрожаетъ вѣчный, огненный плѣнъ въ случаѣ ожесточенія и нераскаянности. А всякій грѣхъ, когда мы въ немъ не каемся сердечно, ожесточаетъ и влечетъ къ отчаянію. И сколько погибающихъ отъ невѣрія, ожесточенія и нераскаянности!

Въ нынѣшнее лукавое время многіе и каяться стыдятся, да еще и оправдываютъ себя во грѣхахъ, и грѣха за грѣхъ не считаютъ, но тѣмъ строже будетъ ихъ судить Праведный Судія. Покаяніе есть величайшій даръ грѣшнику, вѣрующему въ Того, Кто Одинъ имѣетъ власть оправдывать кающагося нечестивца. А власть прощать грѣхи имѣетъ только Одинъ Іисусъ Христосъ, Агнецъ Божій, взявшій на себя грѣхи міра (Іоан. 1, 29). Мнѣ дана всяка власть на небѣси и на земли. Власть имать сынъ человѣческій на земли оставляти грѣхи (Матѳ. 28, 18). Онъ выстрадалъ намъ у Отца небеснаго власть прощать грѣхи и вводить въ рай покаявшихся отъ всей души, какъ ввелъ Онъ благоразумнаго разбойника, увѣровавшаго и возгласившаго: помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіи Твоемъ (Лук. 23, 42).

Въ этой притчѣ достойны особеннаго вниманія неоцѣненные благодатные дары, въ коихъ выразилъ Свою отеческую любовь къ покаявшемуся сыну Отецъ небесный; лучшая или первая одежда (которую человѣки имѣли въ началѣ, въ состояніи невинности); перстень — знакъ вѣчнаго обрученія покаявшагося со Христомъ; духовные сапоги, или способность исполнять удобно заповѣди Божіи. — Но особенно удивляетъ своимъ величіемъ и безмѣрною благостью дарованіе грѣшнику въ пищу и питіе духовнаго Тельца, закланнаго за грѣхи міра — пречистаго Тѣла и Крови Сына Божія; ибо это самое означаетъ въ притчѣ — закланіе лучшаго, откормленнаго тельца, каковымъ въ старомъ завѣтѣ изображался Сынъ Божій, закланный въ концѣ концовъ, по исполненіи времени, за грѣхи міра, и давшій намъ въ пищу и питіе пречистое Тѣло и Кровь Свою. Это — такой даръ милосердія Божія къ грѣшнику, что ему доселѣ не перестаютъ удивляться всѣ небесные умы, всѣ чиноначалія небесныхъ воинствъ, и какъ бы ревнуютъ въ своей святой ревности нашему блаженству, и радуются нашей радости по своей благости: ибо радость бываетъ у Ангеловъ и объ одномъ грѣшникѣ кающемся, а не завидуютъ намъ и не сердятся на Отца небеснаго, какъ осердился старшій сынъ земной (въ притчѣ показано то, что бываетъ на землѣ, а не на небѣ). Этотъ духовный обѣдъ или пиръ Отца небеснаго означаетъ Божественную литургію, на которой при пѣніи и ликованіи, совершается Тайная Вечеря, приготовленіе животворящихъ Таинъ — и самое причащеніе Тѣла и Крови Іисуса Христа.

Подивитесь же безмѣрному человѣколюбію Божію, старайтесь соотвѣтствовать ему по мѣрѣ силъ, сознавайте свои грѣхи, кайтесь покаяніемъ нелицемѣрнымъ, глубокимъ, плодотворнымъ, причащайтесь со страхомъ и трепетомъ пречистаго Тѣла и Крови Божественнаго Тельца, т. е. Христа, закланнаго на крестѣ и — спасайтесь. Дай Богъ всѣмъ намъ чаще причащаться Христа здѣсь на землѣ, и вѣчно тамъ, въ невечернѣмъ днѣ царствія Божія. Аминь. 

Источникъ: Полное собраніе сочиненій настоятеля Кронштадтскаго Андреевскаго собора Протоіерея о. Iоанна Ильича Сергіева. Новыя слова, произнесенныя въ 1905 году. — Изданіе первое, подъ редакціей автора. — Кронштадтъ: Типографія газеты «Котлинъ», 1906. — С 6-9. 


Навигация

Система Orphus