По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.). Апостолъ любви.


«Величія твоя, дѣвственниче, кто повѣсть? точиши бо чудеса, и изливаеши исцѣленія, и молишися о душахъ нашихъ, яко Богословъ и другъ Христовъ» (Кондакъ).

Такими словами Св. Церковь прославляетъ сегодня память возлюбленнаго ученика Христова, наперсника и дѣвственника, святаго Апостола и Евангелиста Іоанна Богослова.

Всѣхъ Апостоловъ, конечно, любилъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, но къ самому молодому изъ нихъ Іоанну Онъ, какъ мы знаемъ это изъ Евангелія, питалъ какую-то особенную трогательную любовь. И самъ св. Іоаннъ чувствовалъ это. «Ученикъ, егоже любляше Іисусъ» — такъ неоднократно говоритъ онъ о себѣ въ своемъ Евангеліи, умалчивая по смиренію о своемъ имени. Очевидно, по нѣкоему сродству душъ, Апостолъ Іоаннъ былъ особенно близокъ. Богочеловѣческой душѣ Господа. Поэтому и на Тайной Вечери, послѣдней вечери Господа съ Его учениками, на которой произошло столько важнаго и знаменательнаго, онъ находился въ такой большой близости къ Господу Іисусу, что, по выраженію Евангелія, какъ бы «возлежалъ на персехъ (то-есть: на груди) Его», отчего и произошло его наименованіе «наперсника», съ тѣхъ поръ вошедшее въ общее употребленіе, когда говорятъ о человѣкѣ, весьма близкомъ къ другому. «Онъ — его наперсникъ» — такъ обычно выражаются въ подобныхъ случаяхъ.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) .Поуч. 1-е. День св. апостола и евангелиста Іоанна Богослова.


(Христіанская любовь есть надежнѣйшее средство къ богопознанію и истинное начало дѣятельности христіанина).

I. Въ честь лицъ, для которыхъ устрояютъ какія-либо торжества въ нарочитые дни, обыкновенно говорятъ похвальныя рѣчи, выставляютъ ихъ отличительныя свойства, достоинства, доблести, заслуги. Чтожъ намъ сказать нынѣ въ похвалу св. апостола Іоанна Богослова, возлюбленнаго ученика и наперсника Христова? Какое краснорѣчивое и плодовитое слово ни сказалъ бы кто въ похвалу его святыхъ, высокихъ качествъ и дѣйствій, оно будетъ недостаточно: «величія твоя, дѣвственниче, кто повѣсть?» Впрочемъ для небожителей и не нужны человѣческія похвалы; имъ пріятнѣе всего усвоеніе нами того духа и характера, которыми они водились во время земной жизни. И съ нашей стороны самою лучшею данію признательности къ св. апостолу Іоанну Богослову и самымъ лучшимъ выраженіемъ благочестиваго почтенія къ нему будетъ усвоеніе его духа и его наставленій.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.). Поуч. 2-е. Св. апостолъ и евангелистъ Іоаннъ Богословъ.


(Примѣры уклоненія христіанъ отъ закона христіанской любви и необходимость жить по духу ея).

I. Что сказать вамъ, братіе, въ нынѣшній праздникъ? Любимый ученикъ Господа — св. апостолъ и евангелистъ Іоаннъ Богословъ, память котораго мы сегодня празднуемъ, въ теченіе своей апостольской дѣятельности говорилъ болѣе всего о любви: будемъ же и мы съ вами говорить сегодня тоже о любви.

Подробнее...

Венанцій Фортунатъ, еп. Пуатьерскій († VI в.). Крестъ Господѣнь [1].


 
Вѣстникъ будь, языкъ мой, битвы, чтó рѣшила славный споръ [2]; 
И, въ виду Креста-трофея [3], пѣснь побѣдную воспой, 
Какъ вселенной Искупитель, смерти преданъ, смерть сразилъ...

Подробнее...

Епископ Кассиан. Христос и первое христианское Поколение.

Епископ Кассиан родился в Пе-тербурге 29 февраля 1892 года, где окончил историчес¬кое отде-ление Университета при проф. Гревсе. Преподавал после Рево-люции в Православном Бого-словском институте в Петрогра-де. В 1922 эмигрировал сначала в Белград, затем в Париж, где с 1925 стал профессором Св. Сер-гиевского Богословского инсти-тута, а с 1947, после посвящения во епископы, его ректором. Вид-ный участник Русско¬го Студен-ческого Христианского Движе-ния,  принял монашество в 1932, все время войны прожил на Афоне. Прекрасный знаток древ-них языков, епископ Кассиан по-святил всю свою жизнь изучению Нового Завета. Был предсе-дателем комиссии по новому пе-реводу Четвероевангелия. Умер 4 февраля 1965 года в Париже.

Подробнее...

И.Д.Амусин. История кумранских открытий.

Главы из книги "Кумранская община"

Теперь уже широко известно то случайное обстоятельство, которое привело к одному из величайших в новое время открытий хранилищ древних рукописей в пещерах пустынной местности Вади-Кумран, вблизи северо-западного побережья Мертвого моря. В 1947 г. юноша-бедуин Мухаммед эд-Диб из полукочевого племени таамире после долгих и тщетных поисков пропавшей козы остановился отдохнуть в тени у скалистой горы. Неожиданно он заметил в скале на уровне значительно выше человеческого роста отверстие, ведшее в пещеру. 

Подробнее...

Преподобный Максим Исповедник. Толкование на 59 псалом

В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение, внегда сожже средоречие Сирийское, и Сирию Совальскую, и возвратися Иоав, и порази Едома в дебри Солей, 12 тысящ.

Подробнее...

Афанасьев Н., прот. "Мир" в Священом Писании. Доклад, прочитанный в Бьевре (Франция), на съезде в 1952 г., по-немецки.

1. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). «Не любите мира, ни того, что в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (I Ин. 2,16-16). В обоих этих изречениях речь идет об отношении к космосу. Бог возлюбил мир, а человек должен не любить мира, потому что, если он любит мир, в нем нет Отчей любви. Отношение Бога и человека к миру не совпадают. То, что Он возлюбил, человек должен не любить. Можем ли мы согласовать это противоречие, если это есть действительно противоречие? Как бы мы ни решали проблему Иоанновской письменности, несомненно, что Евангелие от Иоанна и 1-ое послание Иоанна принадлежат одному и тому же автору. Если это даже не так, то в самом послании мы находим аналогичное Ин. 3,16 выражение: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (4,9). Поэтому мы решительно должны отказаться от попытки разрешить стоящее перед нами противоречие, приписывая наши изречения разным авторам, хотя по духу очень близким друг другу. Но, может быть, мы не имеем здесь противоречия, а имеем два разных понятия космоса? Мы не можем совершенно исключить априори этого предположения на том основании, что эти разные понятия встречаются у одного и того же автора. Эти разные понятия космоса могли быть вызваны не только неустойчивостью содержания понятия космоса, но и тем, что и сам космос не оставался одинаковым в течение истории.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus