Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Митр. Платонъ Левшинъ († 1812 г.) Слово въ недѣлю 28 по сошествіи Святаго Духа. Какимъ образомъ милосердный Богъ зоветъ человѣка ко спасенію? [1]

Мнози суть звани, мало же избранныхъ". (Лук. 14, 24).

Созываетъ насъ днесь Евангеліе на преславный духовный пиръ, на которомъ предлагается безсмертная пища — Самъ Агнецъ Божій, закланный прежде сложенія міра со всѣми оными плодами, которые Онъ страданіемъ Своимъ и дражайшею смертію пріобрѣлъ. Сего преславнаго пира величество, богатство, и оживляющее и услаждающее наши души дѣйствіе нѣтъ нужды описывать. Ибо вы, благословенные христіане, спасительною благодатію не токмо на оный призваны, но, дѣйствительно, видите очами вѣры славу его, и устами души своей вкусили отъ его сладостей. Вы просвѣщены и причастились Духа Святаго; вы чувствовали сладчайшій вкусъ Божія глагола, и силы грядущаго вѣка. Васъ привѣтствуетъ святый Петръ, что вы родъ избранъ, царское священіе, языкъ святъ, люди обновленія, яко да добродѣтели возвѣстите изъ тьмы васъ призвавшаго въ чудный свой свѣтъ (1 Петр. 2, 9). А когда призваны и неизслѣдимаго богатства благости Божіей сподобились, то, вотъ, тотъ же Петръ увѣщаваетъ насъ сію великую благодать содержать въ чистой совѣсти: потщитеся, говоритъ, братіе, извѣстно ваше званіе и избраніе творити: сице бо обильно подастся вамъ входъ въ вѣчное царство (2 Петр. 1, 10).

Подробнее...

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.) О подражаніи милосердому самарянину. Поученіе въ недѣлю 25-ю по Пятидесятницѣ. Иди, и ты твори такожде (Лук. 10, 37).

Въ сегоднешнемъ Евангельскомъ чтеніи повѣтствуется о милосердомъ самарянинѣ, который оказалъ состраданіе путешественнику, шедшему изъ Іерусалима въ Іерихонъ и подвергшемуся нападенію разбойниковъ. Они ограбили его, изранили, изувѣчили и бросили на дорогѣ еле живого. Мимо него прошли іудейскій священникъ и левитъ, не оказавъ ему помощи, изъ опасенія не попасть бы имъ самимъ въ руки разбойниковъ. Не такъ поступилъ самарянинъ. Онъ остановился, поднялъ несчастнаго, возлилъ на его раны вино и елей, перевязалъ ихъ, посадилъ его на своего осла, привезъ въ гостинницу и поручилъ его попеченію хозяина гостинницы, оставивъ ему деньги на необходимые расходы.

Подробнее...

Митр. Исидоръ Никольскій († 1892 г.) Слово въ недѣлю двадцать четвертую.

(Изъ Евангелія: Лук. 8, 41-56).

Слова и речи Синодального члена, Высокопреосвященнейшего Исидора, митрополита Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского. СПб., 1876Двѣ исторіи представляетъ намъ, слушатели, нынѣ чтенное Евангеліе. Обѣ проповѣдуютъ о всемогуществѣ Сына Божія — Владыки живота и смерти. Обѣ поучаютъ насъ, что вѣрующему во Всемогущащаго вся возможна суть (Марк. 9, 23). Сколько бы избѣгли мы скорбей, если бы эта увѣренность постоянно сопутствовала намъ во всѣхъ путяхъ и обстоятельствахъ жизни! Люди всегда встрѣчали бѣдствія. Земля не рай, — это неизбѣжно! За то съ неба всегда простерта рука, готовая подкрѣпить и спасти каждаго.

Подробнее...

Архіеп. Серафимъ Соболевъ († 1950 г.) Слово въ недѣлю 23-ю по Пятидесятницѣ. О дѣйствіи бѣсовской силы въ нашей жизни [1].

Святая Церковь нынѣ за литургіей предлагала намъ въ назиданіе евангельское повѣствованіе объ исцѣленіи Господомъ гадаринскаго бѣсноватаго (Лук. 8, 26-37). Всякое евангельское повѣствованіе содержитъ въ себѣ источникъ великаго утѣшенія для насъ немощныхъ, унывающихъ людей, обремененныхъ многими грѣхами и скорбями. Можно сказать даже больше. Каждое слово евангельское есть благая, утѣшительная вѣсть для нашего сердца. И сколько было примѣровъ въ Православной Церкви отъ апостольскаго времени до нашихъ дней, когда люди, подъ вліяніемъ словъ Евангелія, перерождались, а нѣкоторые изъ нихъ дѣлались величайшими свѣтилами міра, какъ это было съ преподобными Антоніемъ Великимъ, Ефремомъ Сиринымъ, преподобномученицей Евдокіей и многими другими угодниками Божіими.

Подробнее...

Епископ Кассиан (Безобразов). Принципы Православного толкования Слова Божия.

(фрагмент)

<...> Наш спор нельзя понимать как спор науки и слепой традиции. Его истоки глубже. Он ставит вопрос о религиозных принципах толкования Слова Божия. Изложение этих принципов в Православии и составляет тему моего доклада.

Подробнее...

Глаголев С. С. Слабые стороны рационалистических библейских гипотез.

Предварительные замечания

На [...] статью проф. Валетона о религии израильтян читатели не должны смотреть как на содержащую и заключающую в себе совершенно верные взгляды и точно передающую факты. В своих суждениях о ветхозаветной откровенной религии проф. Валетон поддался влияниям рационалистических веяний и допустил утверждения и отрицания, которые никогда не принимались и не будут приняты истинно христианским сознанием. На Западе в деле исследования богооткровенной религии уже давно образовалось направление, которое пытается объяснять религиозные явления исходя из отрицания веры и религии. Ученые этого направления или открыто заявляют, или тайно предполагают, что Бог - если Он и существует - не вмешивается в дела человеческие, что в ходе истории человеческой не было ни чудес, ни пророчеств и что в жизни евреев, как и в жизни других народов, течение явлений было всегда и исключительно естественным.

Подробнее...

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.) Слово Божіе будетъ судить насъ. — Мысли въ недѣлю 21-ую по Пятидесятницѣ.

Имѣяй уши слышати, да слышитъ (Лук. 8, 15)!

Архиепископ Аверкий. Современность в свете слова Божия. Слова и речи. Том IV. 1974-1975 гг. Jordanville, 1976Какъ часто повторяетъ Господь въ Своемъ Евангеліи это мудрое, наставительное изреченіе! Какъ-будто предвидѣлъ Онъ, что мы, люди, и даже носящіе имя Его послѣдователей, будемъ крайне невнимательно относиться къ Его Божественнымъ словесамъ! И, конечно, предвидѣлъ это, по Своему Божественному всевѣдѣнію.

Въ самомъ дѣлѣ.

Подробнее...

Афанасьев Н., прот. Апостол Петр и Римский епископ (По поводу книги О. Кулльманна «Св. Петр»). Журнал "Православная мысль" №10

1. Появление книги проф. О. Кулльманна «Св. Петр» оказалось целым событием в богословской литературе. Она сразу же вызвала необычайный интерес в католических и протестантских кругах, причем больше в первых, чем во вторых. Об этом свидетельствует большое количество рецензий, число которых растет с каждым днем. Успех книги объясняется, прежде всего, именем самого автора, его научным талантом, его мастерством изложения — книга читается с неослабляемым интересом от первой до последней страницы — но также и самой темой. Если не считать статей о разных вопросах, связанных с именем ап. Петра, в богословской литературе собственно не было монографии о нем, тогда как ап. Павлу посвящены многочисленные исследования. Работа К. впервые восполнила этот пробел.

Подробнее...

Святитель Феофан Затворник. Толкование на некоторые псалмы

Оглавление
 
Псалмы первый, второй и пятьдесят первый, истолкованные епископом Феофаном
А) Псалом 1. Истинное блаженство. Праведник, как древо, цветет
1) Черты деятельности праведных и грешных (стихи 1—2)
2) Состояние праведных и грешных (стихи 3—4)
3) Значение: а) среди людей; б) пред Богом (стихи 5—6)
4) Предметы для размышления
Б) Псалом 2. Царь Сионский, Мессия - Вечный Царь. Тираны, образумьтесь!
В) Псалом 51
 
Псалом 33, истолкованный епископом Феофаном
Предисловие
Псалом 33
1) Случай к написанию псалма
2) Содержание псалма
а) Первое десятистишие (стихи 2—11)
б) Второе десятистишие (стихи 12—23)
3) Первого десятистишия первая часть (стихи 2-4)
а) О всегдашнем за все благодарении Бога (стих 2)
б) О «выну» хвалении Бога (стих 2)
в) Все к Богу должно относить и на Нем опираться (стих 3)
г) О духовном общении богопреданных мужей (стихи 3—4)
4) Первого десятистишия вторая часть (стихи 5—11)
а) Святой Давид воодушевляет кротких к благонадежию примером собственного спасения (стихи 5—7)
б) Святой Пророк воодушевляет ко благонадежию всегдашним законом Божия о нас попечения, с указанием условных расположений для благонадежного к Богу прибегания (стихи 8—11)
5) Второе десятистишие  37
6) Второго десятистишия первая часть (стихи 12—15)
а) Научение страху Божию (стихи 12—13)
б) Практика страха Божия (стихи 14—15)
7) Второго десятистишия вторая часть (стихи 16—22).— Плоды Богобоязненности
а) Особое Божие благоволение (стихи 16—17)
б) Скороуслышание (стих 18)
в) Близость и утешение в скорбях (стих 19)
г) Избавление от скорбей (стих 20)
д) Воздаяние им в смерти и по смерти (стихи 21—22)
8) Общее заключение псалма (стих 23)

Подробнее...

Навигация

Система Orphus