Наша встреча проходит неподалеку от стен древнего монастыря, в котором пребывает святыня всего православного мира – Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. И потому, говоря об образовании, уместно вспомнить и то, что русское слово «образование» происходит от слова «образ». Образом мы называем икону – изображение Воплощенного Бога или человека, в котором Духом Святым отобразился Господь Иисус Христос. Образом Божьим является также и сам человек, и об этом говорится в начале Библии.
Духовная жизнь человека и процесс его образования неразрывно связаны. Ведь образование – это не только овладение теми или иными знаниями, но это также социализация и постижение культурного наследия, и, наконец, это приобщение к духовным основам бытия – выявление в человеке таинственного образа Божьего. Человек не представляется в глазах Церкви автономным существом, он зависит не только от воздуха и пищи, не только от политических и социальных условий, в которых живет, но, прежде всего, человек зависит от Бога. Потому что, согласно Библии, человек сотворен, чтобы общаться с Богом и потому что человек несет в себе неизреченный «образ Божества». То есть, поиск Бога и стремление к духовной жизни – это то, что присуще человеку изначально, онтологически.
В то же время духовная жизнь тесно связанна с созиданием культуры и становлением системы образования. Каждый раз, выступая перед представителями педагогического сообщества, приходится говорить об очевидных вещах, которые, к сожалению, очевидны не для всех. Речь идет о той исторической роли, которую сыграла Православная Церковь во всех сферах культурной жизни России. О том, что именно христианство стало тем фундаментом, на котором выросла вся европейская цивилизация и появились такие основополагающие понятия, как «свобода личности» и «права человека».
К сожалению, этого не хотят знать те люди, в сознании которых все еще живут стереотипы советского человека. Причем, это характерно не только для людей старшего поколения, но и для тех, кто вырос уже в новой России. Конечно, это свидетельствует не столько о психологических особенностях этих людей, сколько об ущербности полученного ими образования. Достаточно взглянуть на то, как зачастую СМИ освещают проблематику церковной жизни, для того чтобы увидеть абсолютную некомпетентность большинства профессиональных журналистов в области знаний о Церкви, которая сформировала историческое и культурное лицо их Родины.
Совершенно очевидно, что в нашем обществе кризис нравственных устоев, искажение ценностных ориентиров связаны с утратой определенной культурной традиции, хранительницей которой вот уже две тысячи лет является Православная Церковь. Вот как сказал об этом Святейший Патриарх Кирилл во время своего визита в Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру: «Мы знаем, что от культуры во многом зависит нравственное состояние общества. Культура может либо возвышать, культивировать человеческий дух, либо его разрушать. Есть признаки того, что современная массовая культура часто несет в себе колоссальной силы разрушительный импульс, разрушающий нравственную природу человека. Поэтому бороться за человеческую личность Церковь должна вместе со всеми совестливыми людьми, в первую очередь с теми, кто является выразителем культурной традиции нашего народа».
Противостоять разрушительным тенденциям и явлениям антикультуры, о которых так точно сказал Предстоятель нашей Церкви, призваны все представители старшего поколения: и духовенство, и педагоги, и деятели культуры. Ведь и само образование мы понимаем как целый комплекс духовных, интеллектуальных и культурных составляющих. Также необходимо отметить и то, что поиск ответов на различные вопросы, возникающие сегодня в системе школьного образования, представляется нам первоочередной задачей общества, от решения которой напрямую зависит будущее России. Именно поэтому такое внимание уделяет сегодня Церковь образованию, как светскому, так и сугубо церковному. Причем два этих аспекта тесно связаны, ведь сегодняшние студенты духовных семинарий – будущие священники – это вчерашние школьники. Именно поэтому так важен для нас предмет ОРКСЭ (Основы религиозной культуры и светской этики).
Мы надеемся, по итогам первого года преподавания ОРКСЭ, что родители и администрация школ осознают необходимость знакомства подрастающего поколения с культурным наследием Православия. Мы также полагаем, что преподавание «Основ православной культуры» станет неотъемлемым фактором школьной жизни.
Но уже сейчас процесс введения ОРКСЭ в области отличается от ситуации в городе. Так, процент выбора ОПК В Ленинградской области составил 57,7%, что значительно больше, чем в среднем по стране. Показательно и то, что губернатор Ленинградской области объявил 2013 год Годом духовной культуры. Этим было положено начало пятилетней «Программы по возрождению историко-культурного и духовного наследия Ленинградской области». Также в нашей области принята долгосрочная целевая программа «Дети Ленинградской области». Большинство положений этой программы перекликаются с теми задачами, которые стоят и перед нашим Епархиальным Отделом образования. Это – духовно-нравственное воспитание и образование, сохранение и распространение семейных ценностей, укрепление института семьи средствами традиционной православной культуры, работа с родителями, детьми, молодежью. Хочется выразить надежду, что дальнейшее укрепление сотрудничества Санкт-Петербургской епархии и административных структур Ленинградской области будет способствовать более эффективному решению поставленных задач.
Поскольку образование является одной из приоритетных областей для внимания Церкви, то понятно также и то, что особую заботу Отдел религиозного образования и катехизации проявляет о молодежи. Осенью прошлого года при нашем отделе была сформирована молодежная группа «Преображение». Главной целью работы этой группы стало продвижение христианских ценностей в молодежной среде. За время существования группы было создано несколько десятков радиопередач, как на епархиальном радио «Град Петров», так и на других радиостанциях. Подготовлено и проведено несколько молодежных круглых столов на форумах «Дом семьи – Россия», «Петербургская весна культуры», а также организованы молодежные секции на Рождественских чтениях и Студенческой конференции Епархиальных курсов.
Стоит также отметить, что один из участников группы «Преображение», пройдя несколько этапов отбора, в конце минувшего года попал в состав Молодежной коллегии Санкт-Петербурга, где был назначен председателем Комиссии по культуре, сохранению наследия и памятников архитектуры. Нам представляется, что такое включение молодых людей, ориентированных на христианские ценности, в активную культурную и политическую жизнь поможет также и их сверстникам в самореализации и нахождении своего места в мире, ценностном выборе и совершенствовании себя.
Мне хотелось бы поблагодарить всех участников нынешних Тихвинских чтений и подчеркнуть важность конструктивного диалога между Церковью, представителями государственной власти и педагогического сообщества для решения стоящих перед нами задач нравственного оздоровления общества. Хочется еще раз отметить, что мы воспринимаем присутствие Церкви в системе школьного и высшего образования не как некое нововведение, но как возвращение к нормальному положению вещей, обусловленному всей историей России. Принесение в школьный образовательный процесс элементов церковной культуры, с одной стороны, совершенно традиционно, а с другой, именно этот шаг, по нашему мнению, сможет оздоровить сегодняшнюю систему образования и помочь ей выйти из кризиса. Показателем этого кризиса является целый ряд проблем, среди которых: утрата доверия по оси ученик – педагог, разрыв между декларируемыми ценностями и реальной жизнью.
Духовное воспитание является одной из базовых составляющих современного образовательного процесса. Ведь человек изначально существо насколько земное, настолько и духовное. Святитель Феофан Затворник говорит об извечном конфликте в человеке между земным и небесным: «Молодежь жить на земле по-земному хочет. Ведь и нельзя без этого, потому что мы земны. Только не надо забывать, что на земле мы на время, и короткое, – стало, хоть и земны, но не для земли получили бытие». А древний автор известного памятника христианской письменности «Послания к Диогнету», датируемому II веком, утверждает: «Что в теле душа, то в мире христиане».
Доклад ректора СПбПДА епископа Гатчинского Амвросия на VII Тихвинских межрегиональных Рождественских образовательных чтениях, г. Тихвин, 23 января 2013 года.