По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Богослужебный строй песнопений Триоди Цветной


Богослужебный строй песнопений Триоди Цветной делится на восемь седмиц в состав которых входит девять воскресных дней. Эти дни являются, как бы вехами, на пути верующих христиан от праздника Пасхи к празднованию в честь Всех Святых. Все они посвящены особым воспоминаниям из жизни Господа Иисуса Христа, таким как: явление апостолу Фоме; явление женам мироносицам; исцелению расслабленного; Преполовения; беседе с женой самарянкой; исцелению слепорожденного; памяти Всех Святых. Посвящены эти недели так же и воспоминанию Воскресения Христова. Именно его связь с этими памятными днями имеет интерес для нас.

При исследовании песнопений данных недель перед взором читателя раскрывается, помимо воспоминаний этих дней, учение о Воскресении Господа. Оно является, по сути, их смысловым центром. События воскресных дней Триоди Цветной, можно сказать, помогают верующим христианам более лучше познавать Воскресение Христа. Восходить, с Его учениками, от праздника Пасхи к празднику Всех Святых. Само построение песнопений в богослужебной схеме Триоди Цветной вводит верующих в таинственное соприкосновение с воскресшим Христом, помогает лучше усваивать учение Церкви об этом догмате

Первое место, среди недель Триоди Цветной, занимает Светлая седмица. Она полностью посвящена Воскресению Христа. Здесь она будет рассмотрена кратко, так как во многом была уже рассмотрена в основных чертах выше. Центром этой недели является праздник Пасхи. За ним следуют другие шесть дней, в которых поэтапно вспоминаются явления воскресшего Христа апостолом.

На протяжении всей седмицы Господь учит нас, через песнопения Триоди Цветной и таинство Евхаристии, истине Своего Восстания. Посредством их Он вводит нас в познание своего Воскресения. Из Богослужебных текстов мы узнаем, что Воскресение Христово было в тот же день, в какой совершились творение мира, иудейская пасха и Боговоплощение. Этим указывается, что Воскресение является продолжением домостроительства Божия, оно есть новотворение.

Синаксарии Пасхи повествует нам об освобождении мертвых от ада «ныне из адовых сокровищ человеческое естество все исхитив, на небеса возведе, и к древнему достоянию нетления приведе...»[1]. Познавая эту истину, христиане «радующееся преестественне со светлостию Воскресение празднуют»[2]. И радость эта становится ещё большей, так как произошло «вражды разрушение и еже с Богом соединение»[3]. Песнопения этой недели в большей степени посвящены Воскресению Христову, воскресению всех людей.

После Светлой седмицы следует Неделя Антипасхи. Она издревле составляла особое торжество – как бы замену, повторение самого пасхального дня, отчего и была так названа. С этого дня начинается круг Недель (воскресных дней) и седмиц целого года, поэтому Антипасха называется еще Неделей новой, Днем обновления, Обновлением. Такие названия тем более приличны этому дню, так как в восьмой день Господь Иисус Христос благоволил обновить радость Своего Воскресения апостолам, в числе которых был и апостол Фома, осязанием язв Господа удостоверившивыйся в действительности Его Воскресения. В воспоминание чего этот день получил также название – «Неделя о Фоме».

«Терпит Христос человеколюбно и осязания, якоже и Крест прежде сего, и неправедное убиение, из гроба тридневновоскресый, печати не разруши, дверем заключенным, учеником представ яко всесилен»[4]. Этим песнопением начинается неделя Антипасхи, которая учит нас вере в воскресшего Христа. Эта стихира повествует о том, что для Господа неверие учеников в Его Воскресение, в данном случае апостола Фомы, было неприятным событием, но которое Он милостиво исправляет Своим явлением. «Фомино неверствие, мироспасительное Богочеловека Слова, еже из адских преисподних восстание уверяет…»[5] Господь приводит близнеца к вере через прикосновение к ранам, полученным от прободения копьем и гвоздями. Этим Он подвигает Фому к знаменитому исповеданию «Ты Бог мой и Господь»[6], которое является примером покаяния и веры для всех людей, которые колеблются в вере в воскресшего Христа. «Не всуе усумневся Фома о восстании Твоем, не низложися: но несумнетельноетщашесяпоказати сие Христе, всем языком. Отонудуже неверием уверив, всех научи глаголати: Ты еси Господь превозносимый отцев и наш Боже, благословен еси»[7]. «…О доброе неверие фомино, верных сердца в познание приведе…»[8].

В богослужениях этой недели перед верующими христианами раскрывается учение о том, что по Воскресении человеческая природа Христа стала обоженной и преображенной. Над ней уже не действуют законы нашего мира, так как теперь она имеет сверхъестественные свойства. «Дверем заключенным… предста Спас…»[9].

Песнопения Фоминой недели свидетельствуют, что единство Божественной и Человеческой природ Господа Иисуса Христа по Воскресении осталось неизменным: «Приемлю превеликое радование, Твое Спасе мой восстание извествуемое видя: от нихжесподобися дерзостным вещем Фома прикоснутися. ТемжеТя проста проповедуем Бога и человека, действа два носяща существенна, от нихже сложился еси»[10]. «…он же ощущая рукою Твое сугубое естество со страхом вопияше…Господь мой и Бог мой»[11].

Антипасха «представляет бо показание ясно восстания»[12] Христова. В этом ее центральная идея и смысл. Господь восстал из мертвых Своим пречистым Телом, которое осязает и ощущает Фома и принимает веру. Христос воскрес и это истинно. В этом нас уверяет близнец.

После второй Недели и седмицы по Пасхе - о Фоме - следует Неделя святых жен-мироносиц. В эту Неделю Церковь воспоминает святых женщин, которые следовали за Господом по пути Его земного служения, и явились первыми свидетелями смерти и Воскресения Христова. Так же в это день совершается память Иосифа Аримафейского и Никодима –тайных учеников Христовых. Вспоминая свидетелей погребения и Воскресения Господня, Церковь, в своих песнопениях, ставит нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим. Она, как бы переносит нас к гробу, где полагают, Тело Иисуса Христа и где затем мироносицы первыми узнают весть о воскресшем Спасителе от ангела и даже более того удостаиваются видеть Воскресшего Господа. «Мироносицы жены, ко гробу что приидосте; что ищете Живаго в мертвых; Воскресе Господь, дерзайте, вопиет ангел»[13]

В богослужении этой седмицы воспеваются Крест и спасительная смерть Господа, славное Его Воскресение, а потом уже святой подвиг веры и любви учеников и учениц Господних, напоминая, что первым и преимущественным предметом воспоминания и прославления должен быть и теперь, как всегда. Сам Господь, пострадавший за нас и воскресший. «Покланяюся Твоему Кресту, воспеваю и погребение, почитаю страсти, и гвоздия руку, и копие Иисусе, и Воскресение Твое». «Мироносицы, еже радуйтеся, воскресый от гроба, возгласив Блаже, и апостолом проповедайте восстание Мое»[14].

В четвертую Неделю по Пасхе Церковь воспоминает исцеление расслабленного, который находился в этом недуге 38 лет (Ин. 5. 1 - 14), Иисусом Христом во второй год Его евангельской проповеди во время иудейской Пятидесятницы. Это исцелении является благовестием о силе и славе Христа распятого, но Воскресшего и оживотворившего человечество Своим Воскресением. «Действуя знамения, творяй чудеса Едине Царю, распятие волею претерпел еси, яко Щедр, и смерть смертию умертвив, оживотворил еси нас»[15].

В среду четвертой седмицы по Пасхе празднуется Преполовение (слав. – "половина") Пятидесятницы - половина времени от Пасхи (двадцать пять дней) до сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день воспоминается евангельское событие, когда Спаситель в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме Иерусалимском о Своем Божественном посланничестве и живоносной воде, под которой разумеются благодатное учение Христово и дары Святого Духа. Об этой воде говорится и в тропаре празднику. «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем Спасе возопил еси: жаждай да грядет ко мне и да пиет, источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе».[16]

Пятая Неделя посвящена евангельской беседе Господа Иисуса Христа с женой самарянкой в первый год Его земного служения в дни Пятидесятницы, когда Господь шел после Пасхи из Иудеи в Галилею. Эта беседа, принадлежащая дням Пятидесятницы, служит вместе с тем свидетельством Божественной славы воскресшего Господа, Который "напояет водою живою», всех приходящих к Нему в таинстве Крещения.

В песнопениях недели говорится, как Господь Иисус Христос Своим благодатным словом, живой мудрой беседой, возрождает души людей, восставляя духовно падших, возвращая на прямой, истинный путь отошедших от него. Так, самарянка, познав благосердие Господа, подавшего ей воду жизни, и напившись обильно водой Премудрости Божией, унаследовала Царство Небесное. «В Самарию пришел еси Спасе мой всесильне, и жене беседовав просил еси воды пити… юже к вере совосприялеси, и ныне наслаждается на небесех вечно»[17].

В Неделю шестую по Пасхе, о слепом, вспоминается дарование Иисусом Христом в Иерусалиме зрения слепорожденному в третий год Его евангельской проповеди, в праздник Кущей ( Ин. 7, 2; Ин. 10, 22). Это чудо открывает Божественную силу и славу Воскресшего Господа, Который есть Света Податель и истинный Свет. Песнопения службы Недели о слепом повествуют и о духовном прозрении слепого, о постепенном нарастании его веры в Господа Иисуса Христа. Составленные боговдохновенными отцами песнопения эти проникнуты глубокими мыслями и разнообразными святыми чувствами. В них и глубокая жалость к несчастному страдальцу, для которого с рождения был закрыт мир Божий во всей его красоте, и трепетное благоговение пред всемогуществом Божьим, отверзшим слепому очи, и скорбь об ожесточении и духовном ослеплении фарисеев, которые и после этого продолжали, однако, коснеть в своей духовной слепоте. Служба Недели о слепом обращена к каждой душе, приводя к сознанию, что всякий из нас подвержен слепоте духовной, не омрачил грехом свои душевные очи.

 

 


[1] Триодь Цветная. Синаксарий.

[2]Там же.

[3]Там же.

[4]Там же. Антипасха. Г/в. 1

[5] Там же. Г/в. 2

[6] Там же. Ст./лит.2

[7]Там же. К.: п. 7, тр. 3

[8] Там же. Г/в. 4

[9] Там же. Ст./лит. Слава и ныне.

[10]Там же. Вт. 2 седм. в. г/в. 3

[11] Там же. Слава и ныне.

[12]Там же. Ст./ст. 3

[13] Там же. Неделя 3 ст./лит.1

[14]Там же. К.: п. 3, трю 5; п. 4, тр. 8

[15] Там же. Неделя 4 к.: п. 1, тр. 1

[16] Там же. Среда Преполовения. Тропарь.

[17]Там же. Неделя 5. Ексопостиларий.

 


Навигация

Система Orphus