По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Почаевские службы

Служба Почаевской иконе Божией Матери

Достоверно известен автор службы иконе Почаевской Богоматери. Это прот. А. Хойнацкий, бывший профессор богословия Нежинского историко-филологического института кн. Безбородко, в 3-й четв. XIX в. Сам автор свидетельствует о себе в своем труде: «Наконец, за Божиею помощию, пишущему эти строки суждено было послужить честной памяти угодника Божия[1] составлением ему <особой> “службы и акафиста”, изданных Почаевскою обителью, с разрешения <и благословения> Св. Синода, вместе с составленною нашим <же> недостоинством “службою и акафистом в честь чудотворной иконы Божией Матери Почаевской” в 1884 году»[2]. В труде того же автора, исправленном и дополненном его современником Г. Я. Крыжановским, указывается: «Служба и акафисты в честь чудотворной иконы Божией Матери Почаевской и преподобному Иову, игумену Почаевскому, прот. А. Хойнацкого, в 1884 году»[3].

Служба иконе Божией Матери написана в ложноклассическом, напыщенном стиле, с некоторыми даже выдумками, нарушающими принятые формы особых, уже закрепившихся общих песнопений в честь Богоматери. Так, например, обычное величание «Достойно есть» [«Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице»] заменено текстом: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и почитаем честную икону Твою, юже от лет древних на горе Почаевстей прославила еси». Особые обстоятельства вызвали помещение в каноне заупокойного тропаря в память императора Николая I: «Николаа Перваго, Самодержца, душу упокоити молися, Владычице» (п. 7 [тр. 2]). Такое единственное, во всех русского творения службах, поминовение помещено по причине особого внимания императора Николая к Волынской Печерской лавре: в Лавре хранились «Царские облачения» - личный дар императора, посетившего Лавру. Император Николай скончался в 1855 г., а в 1881 г. скончался император Александр II, в каноне не поминаемый. Протоиерей Хойнацкий поминает и правящего императора Александра III: «И ныне державствующему Царю нашему милостива буди, Владычице, и о Церкви мирная глаголи сердцу его» [п. 7, тр. 3]. Протоиерей Хойнацкий составляет канон с акростихом по буквам, выписанным на полях службы[4]. Фраза акростиха выполнена исправно. Правда, сама фраза наводит на размышления, насколько грамотно ее богословское содержание: «Богородице Почаевская, спаси и сохрани Православную Русь».

 

 

Служба преподобному Иову Почаевскому

Служба того же автора преп. Иову Почаевскому (1651), на день 28 августа [28 октября; дни памяти также 6 и 28 мая], составлена так нескоро по смерти Преподобного из-за того, что Лаврой владели униаты до 1831 г. Все же можно удивляться, что Преподобный ждал своей службы в течение полувека[5]. И даже то обстоятельство, что на Волыни, по преимуществу, создавались и пелись многочисленные так называемые «побожные песни», характеризующие Волынь, Галицию и Прикарпатскую Русь, не помогло родиться побуждению прославить Святого службой. Протоиерей Хойнацкий приноравливается к местным разумениям и стилю: язык его и выражения несколько искусственны, звучат нарочито по-южнорусски. В каноне, имеющем акростих «по азбуце», вставлен такой вычурный тропарь [2] в песни 3: «Железо[6] наречеся род твой, <Иове преподобие, крепость души твоея предуказуя:> в пещере <же> каменне за<ключ>ився, яко злато сокровено, освятил еси место подвиг твоих, и гору Почаевскую, яко стену медяну противу врагов <Православия> явил еси». Издание «Великого Сборника», печати обители прп. Иова Почаевского на Прикарпатской Руси, в последние годы[7] несколько неожиданно надписывает наш же канон: «по азбуце творение Кир Антония, митрополита Киевского и Галицкого». Антоний (Храповицкий), митрополит Киевский и Галицкий (другого Антония с таким титулом не было), родился в 1864 г., монашество принял в 1885 г., митрополитом Киевским и Галицким стал в 1917 г. Наш ученый богослов исправлял тексты служб и даже составил службу младенцу Гавриилу, «от жидов умученному» в 1690 г., мощи которого в Слуцком монастыре с 1755 г.[8]; архиеп. Филарет[9] приводит существовавший в 1900 г.[10] кондак мч. младенцу Гавриилу. Составлена митр. Антонием и служба прп. Феодору, князю Острожскому[11].

Возможно, что и наша служба была правлена митр. Антонием, но правлена недостаточно.

Одностильность службы преп. Иову со службой Почаевской иконе разительна. Есть даже повторения: песнь 7 повторяет почти буквально приведенный уже нами тропарь в службе иконе: «Царя православнаго, тя блажаща, <...> укрепи на враги и о Церкви мирная глаголи в сердце его» [тр. 1] – заимствовано у инока Зиновия (см. службу свт. Ионе Новгородскому). Приведенные нами свидетельства о составлении службы, помещавшейся и в более ранних изданиях и повторенной в новом издании «Сборника», решительно утверждают авторство прот. А. Хойнацкого. Возможно, что волынское предание приписало популярному митрополиту сочинение одного из немногочисленных литургических памятников своего края и надписание типографии во Владимирове является выражением любви к архипастырю, однако такие надписания не могут ставиться без тщательной проверки, ибо не всегда лестным может быть для того, кому приписывается творение, получить нечто несозвучное собственному стилю и способностям. Свобода от цензуры обязывает к скрупулезной точности, в особенности в издании редких богослужебных текстов.

Источник: Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество.

 

[1] Преподобного Иова Почаевского, о чем речь впереди.
[2] Хойнацкий. Патерик Волыно-почаевский. С. 209.
[3] Он же. Почаевская Успенская Лавра. С. 199; Месяцеслов святых [III. С. 382-383]. 25 мая: память святых угодников [Божиих] Волынских. Протоиерей Хойнацкий в 1866 г. проектировал службы святым угодникам Волынским, в 1867 г. освящена была икона «Собор святых угодников Божиих Волынских, в память чудесного спасения жизни Государя Императора Александра Николаевича в Париже 25 мая 1866 года» [написанная тем же прот. Хойнацким]; Месяцеслов святых [V(2) (с. 49-50),] под 16 августа указывает, что в Вологодском краю можно искать примера почину прот. Хойнацкого: архиеп. Иннокентия «Слова к Вологодской пастве» в 1841 г. [Киев, 1843] упоминают такой праздник [в 1841 г. архиеп. Иннокентий написал службу Вологодским святым].
[4] Эта манера повторена в службе свят. Иннокентию Иркутскому.
[5] Ундольский. Славяно-русская библиография [С. 277]: «Гора Почаевская» (№ 3003) и «Акафисты седмичные» (№ 3004) — Почаев, 1793; «Канонник» (№ 3005) и «Акафисты» ([С. 285.] № 3112) — Почаев, 1798; Хойнацкий. Западнорусская уния. С. 435: служба Преподобному была, но писана была униатского происхождения иером. Дуби¬ной Княжинским.
[6] Фамилия Преподобного.
[7] Издан в 1939 г.
[8] Месяцеслов святых [III. С. 158. 20 апреля].
[9] Жития святых, IV. [С. 208.] 20 апреля: со ссылкой на рукописную повесть № 269.
[10] Год издания книги, следовательно, писан ранее.
[11] Определения Святейшего Синода. С. 5* [С. 56].

 


Навигация

Система Orphus