По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Служба Владимирской иконе


В службе Владимирской иконе (23 июня, 21 мая и 26 августа) самостоятельного материала больше, но все же хвалитные стихиры Владимирской и Смоленской иконам одни и те же. Служба эта, как и служба Казанской иконе (в меньшей мере), связывает прославление ее с историей России, и установления всех трех празднеств имеют основанием события государственного значения: память перенесения иконы из Владимира в Москву при нашествии Тамерлана в 1395 г. (26 августа), воспоминание избавления Москвы от нашествия Ахмата Ордынского в 1480 г. (23 июня) и празднование избавления ради в 1521 г. от нападения крымского хана Махмет Гирея (мая 21).

Подробнее...

Служба преподобному Нилу Столобенскому


При избрании Бориса Годунова на царство в 1598 г. случился быть на Москве иером. Герасим, «недовольно искусен в писании», «ревнитель жития прп. Нила»[1] Столобенского (t 1554), декабря 7.

Подробнее...

Богослужебный строй песнопений Триоди Цветной


Богослужебный строй песнопений Триоди Цветной делится на восемь седмиц в состав которых входит девять воскресных дней. Эти дни являются, как бы вехами, на пути верующих христиан от праздника Пасхи к празднованию в честь Всех Святых. Все они посвящены особым воспоминаниям из жизни Господа Иисуса Христа, таким как: явление апостолу Фоме; явление женам мироносицам; исцелению расслабленного; Преполовения; беседе с женой самарянкой; исцелению слепорожденного; памяти Всех Святых. Посвящены эти недели так же и воспоминанию Воскресения Христова. Именно его связь с этими памятными днями имеет интерес для нас.

Подробнее...

Почаевские службы

Служба Почаевской иконе Божией Матери

Достоверно известен автор службы иконе Почаевской Богоматери. Это прот. А. Хойнацкий, бывший профессор богословия Нежинского историко-филологического института кн. Безбородко, в 3-й четв. XIX в. Сам автор свидетельствует о себе в своем труде: «Наконец, за Божиею помощию, пишущему эти строки суждено было послужить честной памяти угодника Божия[1] составлением ему <особой> “службы и акафиста”, изданных Почаевскою обителью, с разрешения <и благословения> Св. Синода, вместе с составленною нашим <же> недостоинством “службою и акафистом в честь чудотворной иконы Божией Матери Почаевской” в 1884 году»[2]. В труде того же автора, исправленном и дополненном его современником Г. Я. Крыжановским, указывается: «Служба и акафисты в честь чудотворной иконы Божией Матери Почаевской и преподобному Иову, игумену Почаевскому, прот. А. Хойнацкого, в 1884 году»[3].

Подробнее...

Служба святой блаженной старице Матроне Месяца маиа во 2-й день


Святыя блаженныя старицы Матроны Московския

На велицей вечерни

Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры святыя на 6, глас 6.

Подобен: Все отложше:

Богоблаженная мати Матроно,/ ты, дневнаго света не познавши,/ светом Невечерним озарилася еси,/ и со ангельскими лики водворяющися,/ прославляеши Святую Троицу,/ Юже моли непрестанно,/ просветити ны, душевныма очима ослепленныя.

Подробнее...

Пасхальный Канон, творение Иоанна Дамаскина,


Объяснение Пасхального канона священник Михаил Асмус

Песнь 1

Ирмос: Воскресения день, просветимся людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к Небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия.

Припев: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Подробнее...

Архіеп. Серафимъ Соболевъ († 1950 г.) Слово на день св. Пасхи. Истолкованіе второго тропаря девятой пѣсни пасхальнаго канона [1].


«О, Пасха велія и священнѣйшая, Христе... подавай намъ истѣе Тебе причащатися въ невечернѣмъ дни Царствія Твоего». Вотъ слова пасхальной пѣсни, которыя мы такъ часто слышимъ съ вами, мои возлюбленные о Христѣ братія и сестры, во дни пасхальныхъ богослуженій.

Подробнее...

Калганов Б. Песнопения Страстной Седмицы. Великая Суббота. (Для мужского и смешанного хора). - 1999

 


Калганов Б. Песнопения Страстной Седмицы. Великая Суббота. (Для мужского и смешанного хора). - 1999

Скачать книгу в формате PDF 3,18 MB

История и обзор литургических текстов (песнопений) Постной Триоди и Великой Пятницы.


В Постной Триоди более 500 песнопений, различных по форме, объему и наименованиям. Самое раннее датируется пятым веком, а самое позднее - четырнадцатым. История образования песнопений Постной Триоди приходится “на второй, византийский, период греческой церковной поэзии, из первого, древнехристианского периода в ее состав не вошло ни одного произведения”[1].

Подробнее...

Священник Геннадий Орлов. Песнопения Страстной седмицы.


Введение

Великий пост — это особое время покаяния и исправления. Во время Страстной седмицы в храме молитвенно вспоминаются события спасительной Жертвы Богочеловека Христа. Богослужебные тексты этого периода содержат драгоценные духовные сокровища, которые могут несказанно обогатить всех желающих приобщиться к ним.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus