По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Канун Богоявления


Праздник Богоявления, подобно празднику Рождества Христова, предваряется Навечерием, или сочельником. Воспоминание Иорданского события Святая Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В Навечерие освящение воды совершается в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения orлашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист). В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя.

18 января в пятницу вечером накануне Богоявления митрополит Тверской и Кашинский Савва совершил Великое повечерие и утреню в церкви вмч. Димитрия Солунского д. Березино Калининского района. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный II-го Калининского округа иерей Кирилл Алексеев, настоятель храма иеромонах Петр (Карпенко), рруководитель службы протокола Тверской епархиипротоиерей Александр Любавин, заместетиль руководителя службы протокола Тверской епархии иеромонах Агапит (Евдокимов).

В завершение богослужения от лица прихожан со словами сердечной благодарности к Высокопреосвященнейшему Савве обратился настоятель церкви иеромонах Петр (Карпенко). В ответном слове митрополит Савва поздравил верующих с праздником Крещения Господня, пожелав верующим здравия и благоденствия.

Правящий архиерей поздравил верующих с наступающим праздником Крещения Господня и, преподав архипастырское благословение, напомнил собравшимся о том, что освящение великой агиасмы (святой крещенской воды) совершается дважды - накануне праздника Богоявления и в самый день праздника после литургии - одним чином, поэтому разницы в ее свойствах нет. Крещенский сочельник - это день поста, поэтому важно постараться не только про запас набрать побольше святой воды, но исповедоваться, причаститься, чтобы духовно обновленными встретить наступающий праздник Богоявления. Праздник, напоминающий нам о том, что при Крещении Иисуса Христа в реке Иордань  впервые миру были явлены все три Ипостаси Бога - Бог Отец, Сын Божий и Святой Дух.

***

В Навечерие Богоявления 18-го января (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если Навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одноro раза дозволяется принятие пищи дважды — после литургии и после освящения воды.

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».

Фотогалерея

Информационная служба Тверской митрополии
 


Навигация

Система Orphus