По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Похвала Пречистой Деве


В субботу на пятой седмице Великого поста Святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице.  

В субботу пятую Великого поста, Похвалы Пресвятой Богородицы (Субботу Акафиста), митрополит Тверской и Кашинский Савва совершил Божественную литургию в церкви вмч. Георгия Победоносца д. Колталово Калининского р-на. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный II-го Калининского округа иерей Антоний Русакевич, настоятель храма протоиерей Вадим Иванов, руководитель службы Протокола Тверской епархии протоиерей Александр Любавин.
 
С проповедью о событии, послужившем установлению Церковью праздника благодарственной похвалы Пресвятой Богородице, обратился к верующим иерей Антоний Русакевич.

По окончании богослужения от лица прихожан со словами сердечной благодарности к Высокопреосвященнейшему митрополиту Савве обратился настоятель церкви протоиерей Вадим Иванов. В ответном слове правящий архипастырь поздравил верующих с праздником Похвалы Пречистой Девы Марии, пожелав всем предстоящим людям молитвенного заступничества Премилостивой Владычицы нашей Пресвятой Богородицы, Матери всех скорбящих и обремененных...

Акафист Пресвятой Богородице – хвалебный гимн в честь Пресвятой Девы Марии, сочиненный в Византии, по разным предположениям, в период между V и VII вв., или, во всяком случае, в ранневизантийскую эпоху. Авторами могли быть прп. Роман Сладкопевец (VI в.), Георгий Писидийский (VII в.), патриарх Сергий (VII в.) и др. Греческое слово «Акафистос» означает буквально «неседален», т. е. песнь, во время которой не сидят, что указывает на ее изначальное богослужебное применение. Однако термин «акафист» далеко не сразу стал обозначением гимнографического богослужебного жанра (подобно тропарю, стихире, канону и т. п.). Произошло это после того, как по образцу и в подражание первого и долгое время единственного в своем роде «Акафиста Пресвятой Богородице» стали сочинять другие, повторяющие его формальную структуру гимны, которые также стали называть акафистами – Господу Иисусу Христу, Божией Матери в связи с различными Ее иконами и праздниками, а также святым, – весьма различные по своей богословской и поэтической ценности. Особенно акафистное творчество развилось во II-м христианском тысячелетии, в том числе в православной России, сохраняя свое значение и доныне.

В современной богослужебной жизни Православной Церкви византийский Акафист Пресвятой Богородице продолжает занимать пер­венствующее и исключительное положение, о чем свидетельствует тот факт, что он, единственный из всех акафистов, вписан в богослужебный устав. Его твердое место – в Постной Триоди, на утрене субботы пятой седмицы Великого поста, в связи с чем эта суббота называется «Субботой Акафиста» или «Похвалой Пресвятой Богородицы».

Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
 

Навигация

Система Orphus