02.12.2020 | 

Делание святителя Филарета

Высшая заслуга перед Церковью святителя Филарета – неустанное пастырско-просветительское делание. Это великий русский пастырь и заботливый отец церкви, ревностный служитель и горячий проповедник. По мнению протоиерея Георгия Флоровского, свт. Филарет своими непревзойденными проповедями церковного красноречия и богословской мысли создал духовное движение с опорой на разум, а не на эмоции, основанием содержащее осмысление вечных истин Писания и тайн Божественного домостроительства, в соединении с горячим чувством сострадания к людям, пламенной ревностью в нравственном наставлении.

Всю свою жизнь свт. Филарет твердо отстаивал интересы Русской Православной Церкви в изматывающем противостоянии с бюрократической имперской системой. Открывавшаяся Духовная академия, в которой Филарет был поставлен преподавателем, не имела необходимых учебных пособий, и он разрабатывал их самостоятельно, используя сочинения западных авторов и трудов отцов Церкви. Филарет разработал систему богословских дисциплин, основанной на истории: «История первее системы. Откровение дано в живой истории…» Первым поддержал творческую активность преподавателей духовных учебных заведений, побуждая их не останавливаться только на содержании учебника. 

В 1812 г. архимандрит Филарет становится одним из 12 членов директоров Петербургского (Всероссийского) библейского общества, в рамках которого задумывает перевод Библии на русский язык для более осмысленного и доступного понимания современным обществом. К концу 1817 г. появилось Четвероевангелие на русском языке, в 1823 г. — полный Новый Завет на русском. Из отчета Московского отделения Библейского общества: «Перевод сей есть величайшее благодеяние для народа Российского, издревле наклонного к благочестию и всегда жаждущего просвещения духовного. Многие тысячи соотечественников наших с нетерпением ожидали издания сих книг, дабы с тем большим уразумением питать себя божественными истинами, в них заключающимися». В том же году издается Катехизис свт. Филарета — изложение основ православной веры, в котором составитель использует Катехизисы митрополита Петра (Могилы), митрополита Платона (Левшина), а также опыт католического Катехизиса. Синод утвердил составленный арх. Филаретом особый чин молебствия «за избавление Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двунадесяти язык».

Участие в деле духовно-учебной реформы 1808-1814 гг. Филарета сохранило самую основу духовной школы, поставив ее в соответствие с современными реалиями и потребностями общества. Это способствовало подъему уровня духовных училищ и богатству выпуска из духовной школы ревностных церковных служителей.

Духовное образование святитель Филарет считал первостепенной основой православного народа, поэтому его внимание к этому вопросу было непрестанным. По благословению, инициативе и назиданию Филарета в 1841 г. в МДА началось издание серии «Творения святых отцов в русском переводе». Используя епархиальные материальные средства, святитель повысил оплату труда преподавателям и профессорам МДА, подвигнув к таковому поощрению иные церковные власти.

Святитель Филарет, быстро взлетевший по иерархической лестнице, стал значимой и авторитетной фигурой, ввиду своих особых качеств личности.

Во время правления Александра I либеральные веяния способствовали возникновению тайных обществ, в которых русская интеллигенция, используя Библейский текст, отвергала царскую власть, как незаконную, не от Бога. Образованнейший богослов свт. Филарет блестяще опровергал эти заблуждения, как в своих проповедях, так и в сочинениях собственного письма, где доказывал сакральность царской власти и говорил о том, что царь есть Помазанник Божий, что царская власть имеет огромное значение для Русской Церкви. 

Богословие Филарета проявлялось как в проповедях, так и в административных документах и письмах. Стремясь преобразить, облагородить стихийную веру народа, он пытался синтезировать разные движения русской мысли и богатство святоотеческого наследия, соблюдая цельность и чистоту православия, отвечая на искания русского духа, радея за должное воцерковление и просвещение русских людей. Его опытная осторожность, мудрость в слове привлекли в лоно Церкви (из мистицизма) государя и известных личностей литературного и политического кругов его времени (обер-прокурор Голицын, А.С. Пушкин).

Святитель всегда размышлял над сильнейшим разрывом между глубиной христианской жизни и обыденной современностью, оставив богатое наследие сочинений и проповедей для вразумления паствы. Главной темой его рассуждающего богословствования был призыв к жизни вечной, к жизни с Богом, к оставлению любви к мирскому «розовому, удобному христианству», вселяющий глубокую любовь к Богу, обозначивший Христианство как премудрость Божию». Из-под его пера вышли сочинения экзегетического характера — «Записки на Книгу Бытия», «Начатки христианского учения или краткая Священная История», «Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями».

Велико монашеское и старческое служение церкви святителя, который стал одним из основателей Гефсиманского скита (близ Троицкой Лавры), отличающегося особо строгим уставом. Многим близким ему и известным лицам он стал духовным наставником и отцом.

Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

 


Warning: sizeof(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u1442434/data/www/tvereparhia.ru/wp-content/themes/tvereparhia/templates-parts/common/other.php on line 15
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.