16.07.2019 | 

ЗА ПРАВДУ БОЖИЮ

В Успенском соборе бывшего Отроч монастыря г. Твери (набережная Афанасия Никитина,1) Издательский Совет Русской Православной Церкви, комиссия Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации совместно с Тверской и Кашинской епархией провели научно-просветительскую конференцию «Образ святителя Филиппа в литературе и искусстве. Стояние Церкви в правде: прошлое, настоящее, будущее».

Конференция была посвящена 450-летию мученической кончины в Твери святителя Филиппа (1507-1569), митрополита Московского и всея Руси.

Открыл конференцию Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент. Владыка рассказал о подвиге святителя Филиппа, подчеркнув, что он был столпом и утверждением веры Христовой, ставя эту веру выше самой жизни. 

В своем слове митрополит Тверской и Кашинский Савва, говоря о взаимоотношениях Церкви и государства, отметил, что роль Церкви — беспристрастно хранить веру Христову и заповеди Божии во все времена, что и делал святитель  Филипп со смирением и братской любовью к ближним. 

На конференции с докладами выступили доктор исторических наук Дмитрий Володихин (г. Москва), доктор исторических наук Сергей Алексеев (г. Москва), настоятель храма великомученика Никиты г. Твери, член Богослужебной комиссии Тверской епархии протоиерей Георгий Белодуров, историк, археолог, научный сотрудник Кировского историко-краеведческого музея Калужской области Владимир Хухолев. 

Большой интерес вызвало полемическое выступление протоиерея Г. Белодурова, мы публикуем несколько отрывков из него.

Темные времена

Для того, чтобы адекватно и наиболее точно оценить нравственное значение подвига митрополита Филиппа для нашего времени, необходимо немного рассказать об исторической ситуации, в которой этот подвиг был совершен. Прежде всего, стоит отметить, что время митрополита Филиппа, время его жизни и некоторое количество предшествующих десятилетий, как не покажется некоторым странным, – это одно из самых позорных времен русского православия, именно с точки зрения нравственности – нравственности общества и нравственности власти. И имя митрополита Филиппа – это реабилитация нашей Русской Церкви перед лицом правды Божией.

Были ли опричники православными?

Если кто-то усомнится в этом, то стоит вспомнить поход царя Ивана IV Грозного на Новгород. Этот поход коснулся и Твери, и не только митрополита Филиппа, который погиб во время этого похода. Здесь была устроена резня и грабеж. Это были, все таки, церковные люди?

Перед тем, как войти в Новгород, опричники Ивана Грозного, руководимые им лично, собрали 500 представителей различных монастырей: игуменов, старцев, монахов, – и подвергли их тяжелейшим пыткам. Это называлось тогда в русском языке – правеж, когда людей избивали до полусмерти, с целью получить от них какие-то материальные средства – деньги, украшения, что-то еще. После окончания этого правежа, Иван Грозный велел умертвить всех этих 500 игуменов, старцев и монахов.

Может возникнуть вопрос: а царь и опричники, вообще, православные ли люди? Что это за время для нас, для нашей культуры и страны, которая называется Святая Русь? И ведь не случайно называется, потому что именно правда Божия для русских людей всегда играла ключевую роль. И подтверждение этому – подвиг святого митрополита, как человека, дерзнувшего говорить правду в лицо государю, потерявшему уже нравственные ориентиры, и сказать ему в лицо то, что мало кто тогда решался говорить вслух.

Оправдание «сильной руки»

В наше время зачастую приходится слышать такие слова: «да время было такое». Те же слова звучат и о временах сталинских репрессий. Слышно их и от тех людей, которые считают, что Ивана Грозного вообще надо прославить в лике святых. Они пользуются только географическими картами: вот Казань присоединил, вот Астрахань присоединил… А что было потом внутри страны, когда она потерпела крушение и не только в Ливонской войне, а просто как политическая и экономическая система? Невозможно было организовать страну на фундаменте насилия — на тотальном насилии, которое практиковалось.

Многие в наше время говорят о себе, как о сторонниках сильной руки. Это уже любители Сталина. Но можно ли любить Христа и любить Диоклетиана, который устроил массовые гонения на Церковь в конце III — нач. IV веков? Невозможно.

Православной Церкви перед лицом власти в XX веке опять ставился подобный вопрос. Была опубликована декларация митрополита Сергия (Страгородского) 1927 г., в которой есть глава о том, что успехи советской власти – это наши успехи, что церковь живет мирно, дружно и никаких гонений нет. Эта публикация была вынужденной. Митрополит Сергий осознавал, что его имя может погибнуть в веках, но Церковь получит от этого хоть какую-то пользу.

Стояние в истине

Христос говорит: «Познайте истину, и она сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Когда человек познает истину, он, прежде всего, познает Христа. Христос говорит про Себя: «Я есть путь и истина, и жизнь» (Ин. 14:6). И вот когда перед тобой какая-то угроза, нужно стоять в истине, даже если это угрожает твоей жизни. Поэтому что и митрополит Филипп, отказывая в благословении Ивану Грозному, говорил, я знаю, что делаю, пускай я даже погибну из-за этого.

Зачастую приходится от некоторых либерально настроенных людей слышать о том, что в наше время духовенство находится в некоем рабстве, что никуда они не денутся, у них жены, дети. Завтра выступишь против власти, и всё… Нечем будет кормить семью. Так вот и в этом случае митрополит Филипп показывает нам пример. Он ведь знал, что погибнут его близкие — ему прислали в мешке голову его племянника, отрубленную опричниками, чтобы как-то устрашить и наказать его. Нельзя оправдывать свою бесхребетность или свою гордыню тем, что у тебя семья.

Митрополит Филипп: любовь и страх

Нужно любить церковь. Митрополит Филипп любил церковь и показывал этим пример и власти, и опричникам. Бога надо бояться и любить больше, чем кого бы то ни было. Вот этому учит нас митрополит Филипп. Бога любить, Церковь, мир Божий, братьев своих, стоять в этой любви и вере твердо.

Материал газеты «Верхневолжье Православное»

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.