04.12.2021 | Богослужение

Введение Богородицы во Храм

Сегодня мы празднуем Введение Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм, когда Ее, совсем еще маленькую Девочку, привели к ступеням дома Божиего Ее благочестивые родители — праведники Иоаким и Анна. Богородица входит в место присутствия Божиего, туда, где много лет, кроме Нее и Бога, нет ничего и никого. Там Она будет учиться жить. Там Она будет учиться общению с Богом. Там Она будет заниматься святым трудом и заботой о Храме, которые являются выражением любви и заботы к Творцу.

Описания этого события нет в Евангелии, мы знаем о нем лишь из Предания Церкви. И вообще удивительно мало в Евангелии написано о Пресвятой Богородице. Евангелисты будто бы оберегают молчанием тайну и чистоту Богоотроковицы, будто бы не находят достойных слов, чтобы описать, как Она жила, чем занималась, о чем говорила. 

Поэтому и сегодняшнее Евангельское чтение — о Марфе и Марии, не о Богородице. Оно состоит из двух частей, объединенных в одно чтение, это два кусочка текста из соседних глав Евангелия от Луки. И только лишь во втором отрывке есть отсылка к Богородице, да и то не напрямую: «Блаженно чрево, носившее Тебя». Да и на это восклицание Господь отвечает не согласием, но дополнением: «Еще более блаженны слышащие слово Божие». Он бы мог ответить: «Да, ты права, женщина, блаженна Та, Которая Меня родила», но Он не говорит об этом. Как будто бы Он тоже не хочет говорить о Своей Матери, потому что некоторые вещи лучше не выражать словами. Потому что никакую любовь вообще не выразить словами, даже примерно.

Пресвятая Богородица входит во Храм, который через несколько десятков лет будет разрушен. Мы поем сегодня в кондаке праздника: «Пречистый храм Спасов… днесь вводится в храм Господень». Потому что наступают времена, когда храмом становится уже не здание из камней и золота, как было прежде, но человек, способный вместить в себя Бога, как об этом пишет апостол, «вы — храм Бога живого, как сказал Бог: “вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом”» (2 Кор 6:16). Храм Божий — маленький человек — входит в храм Божий — Иерусалимский каменный храм — и тем самым завершает историю завета Бога и народа Израильского, открывая новую историю — завет Бога и всякого человека, способного принять в храм души своей Творца и Спасителя мира. И неслучайно с этого дня Церковь начинает воспевать Рождество Христово, когда уже Бог войдет в храм тела человеческого и родится в мир.

С этого дня начинается наше богослужебное шествие к далекому Вифлеему, шествие за звездой Рождества Христова. Как и для Пресвятой Богородицы, путь к рождению Богомладенца начался здесь, на разогретых солнцем ступенях Иерусалимского храма, по которым Она поднималась навстречу Богу. А потому и нам стоит сосредоточиться на приготовлении к этому великому дню встречи с Богомладенцем, очистить душу свою, освятить сердце молитвой и постом, посвятить жизнь свою Богу через служение каждому нуждающемуся ближнему, взять пример, хотя бы самый удаленный, с жизни Пресвятой Богородицы, Которая за Свою чистоту и добро была избрана стать сосудом Боговоплощения.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.