25.04.2021 | Епархия

Вербное воскресенье в кафедральном соборе Твери

Воскресив четверодневного мертвеца, Господь явил иудеям Свою Божественную силу, способную воскресить и Его Самого, трëхдневно «пребывающего во гробе». Увидев величайшее чудо — воскрешение Лазаря, — народ признал Христа Мессией, это выражено в событии Входа Господня в Иерусалим. Два удалённых во времени события тесно связаны между собой: основным мотивом торжественной встречи Христа при Входе в Иерусалим было чудо воскрешения Лазаря: «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мёртвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (Ин 12:17–18).

25 апреля, в день празднования Входа Господня в Иерусалим, митрополит Амвросий совершил Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе Твери в сослужении соборного духовенства. Накануне праздничного дня архиерей совершил в соборе всенощное бдение.

Праздничная икона, нарядно украшенная живыми цветами и веточками вербы, лежала на аналое в центре храма. Прихожане молились с букетами вербы в руках — в ознаменование встречи Христа как Избавителя и Победителя смерти и ада.

Накануне праздника, на всенощном бдении, после Евангельского чтения, митрополит Амвросий освятил пальмовые ветви и вербы. Во время помазания освящëнные вербы и пальмы архипастырь раздал каждому, кто подходил на помазание. 

В сам день праздника духовенство встретило главу митрополии с букетами верб, украшенных цветами. 

Евангельское чтение дня рассказывало о событии входа Господня в Иерусалим (Ин 12:1–18). После чтения Евангелия архипастырь обратился к предстоящим людям с проповедью:

«Быть учеником Христа — значит быть готовым принять истину такой, какая она есть, а не такой, какой нам хотелось бы, чтобы она была. Ведь и апостолы хотели, чтобы Господь победил всех врагов, стал правителем и им дал достойное место рядом с Собой. Но всё оказалось иначе. 


Быть учеником Христа — значит иногда действовать вопреки первейшим порывам наших душ. Быть учеником Христа — значит порой, а то и достаточно часто идти против течения, хотя это, безусловно, трудно и некомфортно. Быть Христовым учеником — значит уметь держать ум в трезвомыслии, чтобы не обольщаться, чтобы стать готовым распознать истину, в каком бы виде она нам ни являлась. Распознать истину и быть готовым следовать ей, несмотря ни на что».

За богослужением возносились прошения и была прочитана молитва о прекращении эпидемии коронавируса, о врачах и больных. 

На Херувимской песни глава митрополии помянул о здравии и об упокоении тех, за кого через сайт епархии были поданы записки — онлайн-просьбы о поминовении. 

После Литургии митрополит Амвросий совершил славление у иконы праздника, прочитал молитву на освящение верб, прошёл по храму и окропил освящённой водой ветви ваий.

По окончании богослужения архипастырь поздравил всех с праздничным днем — Неделей цветоносной:

«Сегодняшнее событие предрёк ещё за 400 лет до его совершения святой пророк Захария, и мы сегодня вновь и вновь повторяем то, что было 2000 лет назад, —  литургически, сердечно и молитвенно, переживая событие входа Господня в Иерусалим, тогда, когда Он начинал Свой путь страстей — путь ко Кресту, Голгофе, путь к Своему Славному Воскресению. 

Сегодня так же, как и наши предшествующие поколения, мы принесли в храм ветви вербы. У нас в России — вербы, а в восточных странах, где более тёплый климат, приносят ветви пальм, но даже не потому мы приносим эти ветви и эти растения в храм, что вспоминаем, как постилали их входящему в Святой Город Мессии. Если мы вспомним ветхозаветные постановления и смысл того, что приносилось в храм, мы поймём, что встреча Господа в Иерусалиме осуществлялась как раз в то самое время, когда новые начатки Богом зданного творения приносились людьми Творцу. Так было всегда. Когда что-то расцветало или что-то созревало, люди в первую очередь несли в храм Богу — в благодарность за то, что Он дал им либо урожай, либо цветы, либо плоды, либо растения. 


На Руси первыми набухают почки вербы, и именно поэтому вместо ваий приносятся в храм вербы — как начатки новой жизни, как начатки растений, которые предвозвещают не только праздник Входа Господня в Иерусалим, но и весну. И смысл принесения ветвей заключается в том, что мы приносим их в храм в благодарность Богу и как бы мысленно постилаем под ноги Творца неба и земли эти начатки Его творения в этот день. Смысл не в том, чтобы что-то унести из храма. Мы сейчас особенно, когда живём в обществе потребления, пытаемся отовсюду что-то унести для себя, но смысл всегда был другим — принести в храм, и посвятить Богу, и через это получить благословение. 

И даже если мы посмотрим на молитву, которая читалась только что, и вдумаемся в смысл её слов, то увидим, что слова этой молитвы говорят нам о том, что мы просим Бога не о том, чтобы Он освятил вербы, но чтобы людей сохранил в истине и правде. Эта молитва не о ветвях — она о людях — людях, которые во все времена должны быть благодарными Богу за всё — за травинку, которая пробивается сквозь камень, за солнце, которое светит, за плоды, которые нам даёт Господь в пищу, за всю ту радость, которую Он в изобилии изливает человеку. И человек может по собственной воле это принять, либо не принять. 

Поэтому смысл сегодняшнего дня в благодарности Богу за то, что Он нам даёт. И мы именно поэтому поём Ему: “Осанна! Благословен грядый во Имя Господне!” Но ещё смысл сегодняшнего дня заключается в предупреждении о том, как изменчива толпа, которая вслед за “Осанна!” может через несколько дней прокричать: “Распни!” — и полностью измениться, будучи увлекаемой пропагандой, нестойким своим сердцем, будучи слабой, неразумной, не умеющей думать, мыслить и стоять в истине. 


Христиане должны уметь думать и различать плохое от хорошего, свет от тьмы, доброе от худого. И это видение даёт нам вера. Если мы будем по-настоящему верить, доверять Богу, полностью вручая Ему свою жизнь, Господь будет нам открывать смысл знаков на нашем жизненном пути. И тогда если мы и не избежим полностью ошибок на нём, то, по крайней мере, будем иметь всегда правильное направление, будем вовремя исправляться и понимать, где ложь, а где правда, где свет, а где тьма.

В сегодняшний вечер мы уже начинаем вместе с Господом шествие к Великой Пятнице, к Великой Субботе, а затем и к Светлому Христову Воскресению. И даже в нашем, XXI веке мы увидим, как непостоянно человеческое сердце. Сегодня, в праздник Вербного воскресенья, пришло множество людей, чтобы порадоваться, но, когда наступят дни Страстной седмицы, Христос останется, как и тогда, почти один. К сожалению, очень мало людей следует за Ним в эти страстные дни. Уже не наполнятся людьми храмы, потому что люди, к сожалению, бывают нестойкими в своей верности и, оправдываясь разными причинами, оставят Господа. Мы должны не забывать, что только Крестом радость пришла в этот мир и что тот, кто не придёт в Сионскую горницу на Тайную вечерю, кто не будет рядом со Христом в дни Его страданий, кто не будет участвовать в выносе Его святой плащаницы и в оплакивании самих себя, своих грехов, своего непостоянства и своей неверности у Его святого одра, — тот не сподобится и Пасхи. Поэтому будем со Христом всегда: и на Кресте, и у гроба Его Воскресения».

Губернатор Тверской области Игорь Руденя поздравил митрополита Тверского и Кашинского Амвросия, а также все христиан Тверской митрополии с праздником Входа Господня в Иерусалим:

Символ сегодняшнего торжества это верба, которая расцветает среди напряжённых великопостных дней, напоминая о грядущей пасхальной радости Воскресения Господня. Пусть праздник приумножит наши силы, чтобы достойно завершить поприще поста, приобретя духовную пользу, укрепившись в вере.

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Справочная информация:

За богослужением митрополиту Тверскому и Кашинскому Амвросию сослужили: иеромонах Агапит (Евдокимов), иеромонах Марк (Святогоров), иерей Сергий Будков, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Димитрий Немчанинов, диакон Филипп Исломов.

Богослужебные песнопения исполнял смешанный хор собора под управлением игумена Иова (Тараканова).

***

Вход Господень в Иерусалим, праздник ваий (Неделя цветоносная. Вербное воскресенье). Переходящий двунадесятый праздник. Всегда празднуется в воскресный день, предшествующий Пасхе. Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до Его Крестных страстей. После чудесного воскрешения Лазаря, Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования её идти в Иерусалим, многие из народа с радостным чувством последовали за Ним, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он располагал к Себе народ, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса». Но «множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идёт в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: “Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!”». Многие постилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нём Царя, Который пришёл освободить его. Церковь вспоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресенье Великого поста. Это один из самых трагических праздников церковного года. Казалось бы, всё в нём торжественно: Христос вступает в Святой Град. Встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом. Но всё это торжество, всё это ликование, все эти надежды призрачны, и та же толпа, которая сегодня кричит: «Осанна Сыну Давидову!», в несколько дней повернëтся к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия.

Пресс-служба Тверской епархии

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.