26.04.2021 | Епархия

Великий Понедельник в Екатерининском монастыре

Чертог Твой вижду Спасе мой, украшенный,

и одежды не имам, да вниду вонь:


просвети одеяние души моея Светодавче, и спаси мя.

Страстная седмица посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни, Крестных страданий и смерти по человечеству Иисуса Христа. В богослужении Великого Понедельника Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы потом и жить с Ним.

Накануне Великого Понедельника, 25 апреля, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил вечерню и утреню в Екатерининском храме одноименного женского монастыря Твери. Утром 26 апреля архипастырь совершил уставные богослужения: часы, изобразительны, вечерню с Литургией Преждеосвященных Даров в тверской церкви преподобного Сергия Радонежского на подворье Екатерининского монастыря. Главе митрополии сослужили клирики обители.

За богослужением молились настоятельница монастыря игумения Иулиания (Ритониеми), игумения Евпраксия (Инбер), игумения Варвара (Иванова), сёстры обители.

На малом повечерии и утрени архиерей прочитал трипеснцы Великого понедельника, а также пропел ексапостиларий: 

Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя.

Этот текст поётся на утрене первых трёх дней Страстной седмицы, располагая верующих к сокрушению о своей греховности.

Дни Страстной, или Великой, седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию, и каждый называется Великим.

В Великий Понедельник на утрене из событий евангельских Церковь вспоминает бесплодную смоковницу. Иссохшая смоковница, по словам Евангелия, была для апостолов проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек пред Богом духовно мёртв. По толкованию святых отцов, бесплодная смоковница изображает иудейское сонмище, у которого Иисус Христос не нашёл истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял. Но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В Великий Понедельник также вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф. Он, из зависти проданный братьями, пострадал, а потом прославился; этим Иосиф прообразовал страдания Христа Спасителя, преданного на смерть соотечественниками.

В Евангельском чтении на Литургии Святая Церковь напоминает судьбу богоотступного иудейского народа и кончину мира так, как их предрёк Иисус Христос. Верующие призываются к великодушию и беспристрастию. Об этом идёт речь в притче о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына господина. Здесь изображается ожесточение иудеев, избивавших пророков, а с пришествием на землю сына Божия, распявших и Его самого. Так и христиане, нарушающие заповеди, продолжают распинать сына Божия своими прегрешениями.

После Евангельского чтения митрополит Амвросий произнёс проповедь:

«Мы прошли поприще Великого поста, чтобы теперь, очистившись, каждый в меру собственного усердия, попытаться прикоснуться к тайне Голгофской жертвы. И вот, в первый день страстного пути мы слышим, как Господь говорит ученикам о конце времён. О признаках этого конца. И если задуматься об этих словах — то мы можем разглядеть признаки в нашей, современной реальности. Разве что, может быть, Евангелие не проповедано по всей земле до сих пор. Но войны и военные слухи, землетрясения, голод и эпидемии — всё это есть. Есть и лжехристы, и лжепророки, прельщающие многих, есть и великая скорбь. Есть и мерзость запустения на месте святом.


Возможно, что, говоря это, Христос хотел донести до нас, что все времена, которые будут между Его Крестной смертью и всеобщим воскресением всех людей, — и есть времена последние. И в эти времена мы живём. Для воскресения с Христом всем надлежит пройти собственную Голгофу и понести собственный крест. У каждого он будет свой — каждому по мере сил, каждому по мере любви. Но нам нужно понимать, что именно крест. Не триумф, не слава, не почёт и уважение, но крест — путь к воскресению и жизни с Богом. И на путь Креста, следуя за Христом, ступаем сегодня мы».

По окончании богослужения архипастырь поздравил всех с началом Страстной седмицы:

«Благодарю Бога за то, что Он сподобил меня сегодня совершить богослужение в храме преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца, с именем которого у многих из нас связаны духовное становление и жизнь в Церкви. И, конечно же, те незабываемые годы прохождения  Великого поста и Страстной седмицы, которые и я, и здесь некоторые присутствующие проводили в Лавре, в обители преподобного Сергия,  — дают удивительное настроение и невероятный импульс на всю жизнь. Эта свеча, некогда зажжëнная у раки с мощами великого Игумена земли Русской, никогда не угасает в сердце. Она способна передавать огонь везде, где бы ни находился человек, который в своё время получил благословение от Преподобного. Для меня, конечно, очень радостно, что после достаточно долгого периода после последнего архиерейского богослужения, которое здесь, в этом храме, совершил священномученик Фаддей, архиепископ Тверской, сегодня Господь и мне благословил совершить часы Страстного Понедельника и Литургию Преждеосвященных Даров и получить намерение в скором времени освятить этот замечательный храм с его приделами, который, верю, не только для меня, но и для многих наших жителей и гостей станет особым местом паломничества и благодатного утешения, потому что эти дары связаны с именем преподобного Сергия. Замечательно, что в Твери будет освящён храм в честь великого Игумена земли Русской.


Я желаю, чтобы Господь каждому из нас, молящихся сегодня в храме и высказавших намерение пройти по мере сил своих честно через дни Страстной седмицы к Светлому Христова Воскресению, дал бы возможность принести плоды на пути своей жизни и не быть посечëными как бесплодная смоковница. Я желаю милости и помощи Божией в молитвах, трудах и буквально через седмицу — радостного праздника Светлого Христова Воскресения». 

Игумения Иулиания поблагодарила владыку за служение и подарила икону Божией Матери «Избавление от бед страждущих».

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Справочная информация:

За богослужением митрополиту Тверскому и Кашинскому Амвросию сослужили: священник Димитрий Ярмолич, священник Симеон Танашкин, священник Сергий Будков, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов. 

Богослужебные песнопения исполнял монастырский хор

***

Страстная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. Эти священные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озарëнный радостным сознанием полученного спасения чрез страдания и смерть Спасителя. Поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. Как во все большие праздники, Церковь и в эти дни призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях и стать причастниками священных воспоминаний.

С апостольских времён дни Страстной седмицы глубоко почитались христианами. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия.

Все службы Страстной седмицы, отличающиеся глубиной благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления. Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражаемое в песнопениях и Евангельских чтениях утрени и Литургии. В богослужении первых трёх дней Страстной седмицы удерживается ещё общий покаянный характер.  

Пресс-служба Тверской епархии

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.