15.03.2021 | 

Вечер понедельника 1-й седмицы Великого поста

Первая седмица Великого поста посвящена началу пути покаяния человеческой души. В понедельник, вторник, среду и четверг прочитывается по частям Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

«Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний», — размышляет преподобный Андрей и начинает с грехопадения Адама — первого падения в роде человеческом, с которым в жизнь людей вошли грех, тление и смерть. Перед нами проходит вереница лиц и событий — великих грешников и великих праведников, имена которых стали нарицательными. Разворачиваются события ветхозаветной истории, вспоминаются новозаветные примеры. Задача одна: показать злосмрадие греха и бесконечное милосердие Божие к кающемуся грешнику, призвать душу человека к покаянию.

В понедельник первой седмицы Великого поста, 15 марта, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Воскресенском кафедральном соборе Твери. Владыке сослужило соборное духовенство.

На первое вечернее великопостное богослужение в кафедральный храм пришли верующие горожане, чтобы разделить со своим архипастырем подвиг Святой Четыредесятницы.

За богослужением молился губернатор Тверской области И.М. Руденя. 

Великий канон не просто перечисляет примеры греховных поступков, а соотносит их с душой кающегося, который в себе самом обнаруживает и родство в греховном устроении с известными лицами ветхозаветной истории, и, при внимательном рассмотрении, убеждается в том, что в своём ежедневном падении превосходит этих грешников.

Каждый ирмос канона пел хор духовенства. После 6-й песни канона архипастырь с хором духовенства исполнил кондак «Душе моя».

Завершая первый великопостный молитвенный вечер в храме, владыка поблагодарил всех за совместные молитвы и напутствовал верующих проповедью:

«Великий канон помогает нам увидеть  собственную нечистоту. Когда вокруг все только и твердят о том, что человек должен принимать себя таким, какой он есть, мы оказываемся в пространстве смыслов, говорящем об обратном. Мы не лучшие. Мы не хорошие. Мы точно такие же, как люди, грешившие до нас, — вот она, раскрывающаяся перед нами рукопись истории человечества. 

Эти люди не были плохими, они были искренними, многие из них любили Бога, хотели быть хорошими. Многие делали то, о чём мы сейчас читаем, не со зла. Грех — это несчастье человечества. Часто это несчастье — результат личного, осознанного выбора. И мы видим это несчастье через всю историю жизни людей на Земле. Но это история не только падений, но и великих духовных взлётов. А путь от падения до восстания всегда лежит через покаяние».

Великий покаянный канон прочитывается за вечерним богослужением в первые четыре дня Великого поста по частям и полностью будет прочитан в четверг пятой седмицы. 

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Справочная информация:

За богослужением митрополиту Амвросию сослужили: протоиерей Георгий Белодуров, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов. 

Богослужебные песнопения Великого поста исполнял митрополит Амвросий с хором духовенства и соборный хор под управлением игумена Иова (Тараканова).

***

Автор канона — архиепископ Критский Андрей, византийский ритор и гимнограф, «покаяния учитель и преподобных слава», «вселенныя молитвенник» и «отеческая похвала». Родился творец канона в семье благочестивых родителей в середине VII века, четырнадцатилетним отроком ушёл в монастырь преподобного Саввы Освященного в Палестине, где многие годы подвизался, проводя строгую подвижническую жизнь. Преподобный Андрей был участником VI Вселенского Собора, вложив изрядный вклад в дело борьбы с ересью монофелитства. К концу жизни монах-подвижник был призван к епископскому служению на острове Крит. Церковь именует его «преизряднейший таинник покаяния». Действительно, творение преподобного Андрея являет нам такие глубины покаянного духа, которые свидетельствуют о несомненном личном опыте и духовном подвиге самого автора.

Канон этот назван великим не только по объëму (в нём 250 тропарей) и грандиозности разворачивающейся перед нами панорамы, охватывающей множество событий и лиц ветхозаветной и новозаветной истории. Великим канон назван по глубине воздействия на душу человека и по силе покаянного чувства, которое внимательное чтение или слышание слов святого пастыря воскрешает в сокрушëнной душе кающегося.

Пресс-служба Тверской епархии

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.