19 января православный мир празднует событие Крещения Господня, Богоявления, — один из древнейших христианских праздников.
Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица. Бог Отец говорил с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить седящих во тьме и сени смертней (Мф 4:16) и спасти по благодати падший человеческий род.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил богослужения праздника в Нило-Столобенской пустыни. Богоявленский собор обители отметил престольные торжества.
Великое повечерие с литией и утреню архиерей совершил вечером 18 января. На вечерне были помянуты о здравии и об упокоении все записанные в архиерейский синодик, а также те, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.
В конце вечерни была совершена праздничная лития.
По окончании всенощного бдения митрополит Амвросий поблагодарил всех за молитву и поздравил с престольным праздником обители.
В ночь с 18 на 19 января архипастырь совершил Божественную литургию. Ему сослужил наместник Нило-Столобенской пустыни игумен Гавриил (Баглай), братия обители в священном сане. Диаконский чин возглавил диакон Иоанн Зорин.
После Евангельского чтения архипастырь обратился к молящимся с проповедью о Крещении:
Согласие с Богом — вот чему нас учит сюжет о Крещении Господа. Согласие проявляется в том, что мы готовы допустить от Бога всё, что Он хочет, даже если это сложно, болезненно или это последнее, чего мы сами хотели бы. Согласие с Богом не означает, что мы просто пассивно принимаем всё то, что происходит вокруг. Но оно означает, что мы должны активно отдавать себя обстоятельствам, людям, отношениям и событиям, которые ставит перед нами Бог. Это акт риска и уязвимости. И это акт исповедания веры, надежды и любви.
Напомним же себе в нынешний святой день о том, что оставаться открытым, искренним и восприимчивым ко всему, о чëм нас просят во имя Бога, — значит оставаться согласным с Богом в том, что Он хочет от наших жизней. С Крещением Господа Иисуса Христа в водах Иордана, дорогие братья и сестры!
За Литургией были вознесены прошения о восстановлении мира, об Отечестве. Архипастырь прочитал молитву о восстановлении мира.
Во время пения Херувимской песни и по Преложении Святых Даров митрополит Амвросий помянул об упокоении митрополита Владимира (Котлярова), отошедшего ко Господу год назад.
После Литургии митрополит Амвросий возглавил крестный ход и совершил Великое освящение вод озера Селигер.
На берегу был поставлен самовар с монастырским чаем и сладостями.
Глава митрополии поздравил всех пришедших на службу с двунадесятым праздником:
Каждый год мы встречаем этот праздник в разных условиях, в разных обстоятельствах. В прошлом году было очень морозно и холодно и было очень холодно в храме. А в этом году не очень холодно на улице, очень тепло в храме, но не потому, что на улице тепло, а потому, что братья много потрудились в этом году и сделали очень много для того, чтобы окна поменять и чтобы в храме не было сквозняков. Теперь уже нет разгула того холодного ветра, который заставлял думать не о молитве, а о тепле. Я сердечно благодарю отца наместника, братию за те труды, которые вы совершили. Благодарю всех за молитвы, за пение. Пусть благодать Святого Духа пребывает со всеми нами.
Митрополиту Амвросию сослужила братия монастыря в священном сане.
Песнопения богослужений исполнил мужской хор под руководством Максима Калинина.
Крещение Господа нашего Иисуса Христа — один из великих двунадесятых праздников, который празднуется не менее торжественно, чем Рождество Христово. Можно сказать, что Рождество и Крещение, связанные между собой святками, составляют единое торжество — праздник Богоявления. Именно в единстве этих праздников нам являются все Три Лица Пресвятой Троицы.
Святая Церковь с апостольских времен празднует день Святого Богоявления, заповедав в своих постановлениях так: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество».
Праздничное освящение воды в этот день ведет свое начало от традиции Иерусалимской Церкви, где в первые века христианства совершался праздничный выход к реке Иордан, вспоминалось Крещение Спасителя и совершалось освящение воды. В Русской Церкви Великое освящение воды совершается в дни Навечерия и Богоявления. Христиане стремятся в эти дни запастись Крещенской водой на целый год, чтобы хватило до следующего Крещения, и окропляют свои дома.
Пресс-служба Тверской епархии