26.06.2022 | Епархия

В Неделю всех святых, в земле Русской просиявших, митрополит Амвросий совершил богослужение в Оршином монастыре

В Неделю вторую по Пятидесятнице Русская Православная Церковь торжественно совершает память всех свя­тых, в зем­ле Рус­ской просияв­ших. В этот день Церковь прославляет сонм русских праведников и мучеников, как прославленных, так и ведомых одному лишь Богу.

26 июня, в праздник всех святых, в зем­ле Рус­ской просияв­ших, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил Вознесенский Оршин женский монастырь под Тверью. 14 декабря 2021 года на территории монастыря митрополит Амвросий совершил закладку храма в честь всех святых, в земле Русской просиявших. Храм возводится в память стоявшей когда-то на территории обители Успенской деревянной церкви. Здесь планируется совершать регулярные богослужения во время проведения реставрационных работ в главном монастырском соборе.

В строящемся деревянном храме глава митрополии совершил Божественную литургию иерейским чином. 

На богослужении молились настоятельница Оршина монастыря игумения Евпраксия (Инбер) с сестрами и воспитанницами школы при Оршинской обители, настоятельница Екатерининского женского монастыря игумения Иулиания (Ритониеми),  прихожане монастырского храма, паломники из России и Финляндии. Пел женский хор обители под руководством монахини Фамари.

Во время чтения часов было совершено поминовение и вынуты частицы из просфор о здравии и об упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о молитвенном поминовении.

После Евангельского чтения митрополит Амвросий обратился ко всем с проповедью:

Следовать за Христом — это не просто знать, что Он есть. Это не только вера или убеждения. Следование за Христом — это даже не поход в церковь по воскресным дням. Следование — это прежде всего труд, ежедневный, монотонный, наполненный холодом ночных дорог и обжигающим жаром летнего дня. Следовать за Христом — значит делать многие вещи в жизни уже по-другому, а некоторые вещи вообще оставить позади, как пройденный этап. Апостолы не раздумывая оставили прошлую жизнь, всё, к чему они привыкли и на что надеялись. И даже больше: они оставили планы на дальнейшую жизнь, всё то, для чего они много и тяжело трудились. Следовать за Христом — значит оставить позади ту жизнь, которую мы могли запланировать. Жизнь, которая была сосредоточена вокруг тебя. Следовать за Христом — значит сосредоточить всю свою повседневность вокруг Господа.

На сугубой ектении была произнесена молитва о завершении восстановления Спасо-Преображенского собора Твери.

По заамвонной молитве духовенство, монашествующие и миряне прошли крестным ходом вокруг монастыря по случаю будущего престольного праздника возводимого храма обители. В завершение было пропето величание и вознесена молитва всем русским святым.

Архипастырь поздравил всех с новым престольным днем и пожелал молитв и покровительства всех русских святых:

Сегодня на аналое предлежит копия иконы Собора всех русских святых, написанной монахиней Иулианией (Соколовой) и освященной святителем и исповедником Афанасием (Сахаровым), епископом Ковровским. Сама икона была подарена по его благословению Троице-Сергиевой лавре, а списки ее разошлись по многим храмам нашей Русской Церкви. И сегодня мне хотелось бы вспомнить вновь об этом святом, который написал службу русским святым вместе с одним профессором Духовной академии и сам вошел в Собор всех святых, в земле Русской просиявших, — о святителе Афанасии (Сахарове), епископе Ковровском.

Нередко от современных нам людей, да и от тех, кто жил несколько раньше, приходится слышать ропот на те обстоятельства, в которые человек попадает в своей жизни. И подчас этот ропот настолько силен, что он граничит с унынием, которое является самым большим грехом, потому что оно не оставляет надежды на упование на Бога. Но многие из тех обстоятельств, которые переживаем мы, ни в какое сравнение не входят с теми испытаниями, которые пережили новомученики и исповедники Церкви Русской. И один из них — исповедник святитель Афанасий. Он 33 года был архиереем и 29 лет из них был в тюрьмах и лагерях. И даже в эти последние три года, часто находясь на воле, он не мог совершать богослужение, потому что не был правящим архиереем. Для него — гимнографа, любителя богослужений — это был самый тяжелый крест — невозможность служить. Но несмотря на эти обстоятельства, он всегда сохранял удивительную радость и бодрость. И вместе со своим духовником иеросхимонахом Иераксом совершал молитвенное правило, которое мы именуем суточным кругом богослужения. Он практически всегда его совершал, даже находясь в лагерях и ссылках. Да и службу всем русским святым, которую мы совершаем теперь, он дописывал, будучи заключенным. У него не было книг, и свой труд «Поминовение усопших по уставу Православной Церкви» он написал в заключении без всяких источников, тем более без интернета, как сегодня, и даже других источников, какими можно было пользоваться. И лишь потом этот труд был переработан и в него были добавлены источники. 

Святитель Афанасий жил и дышал богослужением и молитвой. Последними его словами были: «Молитва всех вас спасет». Его духовные чада и близкие люди переживали, как им оставаться без святителя, когда он уходил в мир иной. А он учил их тому, что нельзя привязываться к человеку. Привязанность к человеку ослабляет и разрушает любовь к Богу. Так бывает, что мы привязываемся и в обычной жизни, и в Церкви даже к отдельным людям — к пастырям, к архипастырям. Уважение и благоговение к ним благословенны, но привязанность болезненная никогда не благословлена Богом, потому что она заслоняет собою Христа. И очень часто проверяется цель и смысл пастырского служения тогда, когда священника, например, переводят на другой приход ради пользы церковной. И вот если священник или архипастырь вел своих чад ко Христу, а не к себе, тогда чада переживают, но тем не менее принимают это как волю Божию, потому что ничто и никто не разлучает их со Христом. А вот если они теряют связь со Христом и считают, что с переводом архиерея или священника их духовная жизнь закончилась и спасение их нарушено, тогда горе такому архиерею или священнику, который на самом деле не ко Христу приводил, а к себе. Вот святитель Афанасий, епископ Ковровский, своих чад учил и вел так, чтобы при любой потере — в заключение ли его отправляют, кафедры ли его лишают, умирает ли он — его чада всегда оставались верными Христу, а не привязанными к своему духовному отцу.

Я помню хорошо, как мы в Троице-Сергиевой лавре несколько раз в году тогда еще не канонизированного епископа Афанасия поминали. Архимандрит Кирилл (Павлов) служил панихиду в крипте Успенского собора, в храме всех святых, в земле Русской просиявших, — в храме, освященном после возобновления жизни Лавры после войны, — а мы у него пели. И он всегда неизменно поминал епископа Афанасия и его духовника иеросхимонаха Иеракса, которого я сегодня тоже перед Литургией на проскомидии поминал и после преложения Даров. С ними были связаны очень многие старцы Троице-Сергиевой лавры. И когда жил владыка Афанасий, многие ездили к нему в Петушки Владимирской области, для того чтобы пообщаться с этим дивным человеком и воспринять от него дух — дух радости, добра и смирения. Они никогда не приводили к себе, они приводили ко Христу. И тогда, когда уходили либо в мир иной, либо по болезни переставали принимать, либо некоторых переводили куда-то, эти старцы не нарушали строя духовной жизни своих духовных чад, который они выстроили, духовную жизнь, направленную к Небу, к Богу, а не к человеку. И вот сегодня, в день святых, в земле Русской просиявших, мне вспомнилось именно это из жизни святителя Афанасия, который особенно потрудился над тем, чтобы этот праздник вошел в жизнь нашей Церкви, а затем и сам стал святым, в земле Русской просиявшим. Их же молитвами Господь да помилует, укрепит, вразумит и спасет всех нас.

Игумения Евпраксия поблагодарила архипастыря за посещение обители и первую службу в строящемся храме и подарила Ярославскую икону Божией Матери. 

После крестного хода митрополит Амвросий совершил в Вознесенском храме крещение младенца Серафима. Для новокрещенного младенца Серафима, третьего ребенка в семье, владыка стал крестным. Архипастырь поздравил родителей с крещением младенца и подарил подарок для новорожденного:

Сегодня, в праздник святых, в земле Русской просиявших, к нашей Русской Церкви присоединился еще один христианин. Я желаю, чтобы в вашей семье это было далеко не последнее крещение. А новокрещенный пусть растет добрым христианином, порядочным, здоровым человеком, радующим своих родителей.

По окончании общей трапезы митрополит Амвросий обратился со словом ко всем ее участникам, а также попросил родителей не оставлять своих маленьких детей у водоемов одних и самим быть внимательными и не купаться в необорудованных и сомнительных местах. 

Справочная информация:

На Литургии митрополиту Амвросию сослужили: протоиерей Евгений Алексеев, священник Иоанн Казюра, священник Антоний Курсавин, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Андрей Филиппов, диакон Даниил Грудинский, диакон Михаил Быков. 

***

Память всех свя­тых, в зем­ле Рус­ской про­си­яв­ших, совершается во 2-е вос­кре­се­нье по­сле праздника Пя­ти­де­сят­ни­цы. Это праздник всей Святой Руси. Идея со­бор­но­го празд­но­ва­ния па­мя­ти русских свя­тых по­яви­лась в середине XVI в., по­сле про­слав­ле­ния сон­ма русских свя­тых на Московских Со­бо­рах 1547 и 1549 гг. Пер­вая служ­ба в честь «но­вых рос­сий­ских чудотвор­цев» бы­ла со­став­ле­на Гри­го­ри­ем, ино­ком суз­даль­ско­го Спа­со-Ев­фи­ми­е­ва монастыря, и пред­на­зна­ча­лась для пе­ния 17 июля; этот день стал пер­во­на­чаль­ной да­той празд­но­ва­ния Со­бо­ра рус­ских святых. Современное празд­но­ва­ние всех свя­тых, в зем­ле Рос­сий­ской про­си­яв­ших, бы­ло установле­но по ре­ше­нию По­мест­но­го Со­бо­ра Рус­ской Право­слав­ной Церк­ви 1917–1918 гг. В 1917 г. иеромонах, а в последствии епископ Ковровский, Афанасий (Сахаров), в связи с восстановлением памяти всех святых, в земле Российской просиявших, составил службу на этот праздник. Долгие годы он совершенствовал этот гимнографический памятник его любви к Святой Руси, которую он выразил духоносными и всеми любимыми словами из службы: «Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение».

*** 

Древний Вознесенский монастырь, основанный не позднее XIV в. при впадении небольшой речки Орши в Волгу, был первоначально мужским. Здесь начинал свой иноческий путь в конце XIV в. преподобный Савватий Оршинский. Первое письменное упоминание о нем относится к XV в. — времени княжения великого Тверского князя Бориса Александровича, которого современники называли «боголюбивым и монахолюбивым» князем. Его попечением обитель была благоустроена, в ней возведен деревянный храм Вознесения Господня, позднее перестроенный в камне и в 1567 г. освященный святителем Варсонофием Тверским. В это время Оршин монастырь имел уже большое число насельников и управлялся архимандритами.

В Смутное время начала XVII в. монастырь неоднократно разорялся.

О значительности обители в то время свидетельствует тот факт, что на Земский собор 1613 г. для избрания будущего царя Михаила Фёдоровича Романова был послан представителем от Тверской земли настоятель Оршина монастыря архимандрит Иосиф. В Оршином монастыре издревле существовала иконописная школа, братия были известны как искусные иконописцы.

Светлым периодом в истории монастыря стало время пребывания на Тверской кафедре архиепископа Григория (Постникова). Владыка проникся особенной любовью к уединенной Оршинской обители (так что надеялся даже обрести в ней свое упокоение) и старался не только внешне благоукрасить ее, но и обновить внутреннюю, духовную жизнь братии.

В начале XX в. (1903 г.) монастырь становится женским, для управления им из Новоторжского Воскресенского монастыря была переведена матушка Евдоксия, назначенная игуменией обители. Под ее мудрым управлением монастырь очень быстро стал благоустраиваться, через 10 лет здесь было уже около 140 сестер. Были отреставрированы храм и игуменский корпус, возводились деревянные кельи и хозяйственные постройки.

В 1913 г. в ознаменование 300-летия Дома Романовых, с которым тесно связана история Оршина монастыря, была построена в г. Твери на средства обители каменная часовня в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы (ныне переосвященная в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского).

В 1919 г. монастырь был закрыт, судьбы большинства его насельниц неизвестны, возможно, некоторые из них пополнили сонм новомучеников и исповедников Российских. В его стенах расположилась школа-интернат; храм до 1937 г. еще действовал как приходской, а затем был отдан местному колхозу под зернохранилище.

Вознесенский Оршин женский монастырь основан в XIV в., а ликвидирован в 1919 г. и вновь открыт Определением Священного Синода от 21.10.1992 г. с назначением настоятельницей монахини Иулиании (Ритониеми Кирси Марита) (с 1996 г. настоятельница Свято-Екатерининского женского монастыря г. Твери). В настоящее время настоятельницей является игумения Евпраксия (Инбер Екатерина Израилевна), которая назначена Указом правящего архиерея от 15.06.1996 г.

Особо чтимая святыня монастыря — Феодоровская икона Богородицы.

Доминантой архитектурного ансамбля монастыря является Вознесенский собор — замечательный памятник тверского зодчества середины XVI в., один из пяти древнейших сохранившихся храмов области. 

В 1996–1997 гг. на территории обители была построена небольшая деревянная церковь во имя преподобного Савватия Оршинского.

В конце 1990-х гг. при монастыре был создан приют-пансион для девочек. В ноябре 2009 г. по благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора он был преобразован в Службу помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, «Православный детский социально-реабилитационный центр “Родник” во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского». В настоящее время в центре «Родник» воспитывается 25 девочек в возрасте от 8 до 18 лет. Всего же с центром за время его существования оказались связаны судьбы более 100 детей. В основном это дети из неблагополучных или малообеспеченных семей.

Монастырь осуществляет сотрудничество с Департаментом социальной защиты населения Тверской области, Территориальным отделом социальной защиты населения Калининского и других районов Тверской области, с органами опеки и попечительства по решению всех вопросов, касающихся устройства детей, определения статуса воспитанниц, восстановления необходимых документов, соблюдения их имущественных прав.

В 2006 и 2008 гг. возведены две часовни на берегу реки Орши — у родника в честь Пророка и Предтечи Господня Иоанна и в честь святителя Николая на монастырской пристани.

В 2010 г. монастырю для организации подворья был передан тверской храм Троицы за Волгой — один из лучших памятников московского («нарышкинского») барокко на территории Тверской области. Реставрационные работы по Федеральной программе «Культура России» начались в 2018 г. и продолжаются по настоящее время.

В 2020 г. в Вознесенском Оршином монастыре был погребен профессор Московской духовной академии А.И. Сидоров.

Монастырь также активно занимается разнообразной просветительской деятельностью: проводятся собеседования с оглашаемыми и будущими крестными, сестры регулярно занимаются ОПК с учащимися общеобразовательных школ. Преподавателями  епархиальных богословских курсов являются и насельницы Оршина монастыря, а исторические экскурсии для паломников обычно соединяются с миссионерской проповедью.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.