01.06.2022 | Епархия

В кафедральном соборе Твери совершено бдение накануне праздника Вознесения Господня

На сороковой день после Пасхи Церковь празднует Вознесение Господне. Об этом событии упоминается в Евангелии от Марка, более подробно говорится в Евангелии от Луки и особенно обстоятельно — в книге  Деяний апостолов.

1 июня, накануне праздника Вознесения Господня, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил всенощное бдение в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери в сослужении соборного духовенства.

Богослужебные тексты праздника сообщают о спасении человеческого естества — Бог нашел, «взыскал» обманутого змеем и оттого погибшего, пропавшего, потерявшегося человека, и облекся в него, человека, и, целиком восприняв на Себя, возшел с ним к Отцу (канон, песнь 3):

Взыскав Христе, прельщеннаго прелестию змиевою Адама, яко в сего оболкийся, возшел еси, и сел еси одесную, яко сопрестолен Отцу, поющим ангелом Тебе.

В катавасии 6-й песни освобождается не просто «душа» и не «от гроба тридневного Христа», но — «весь Адам», весь человек, прежде плененный; вся природа человеческая:

Очищение нам Христе и спасение Владыко, возсиял еси от Девы, да яко пророка от зверя морскаго персей Иону, от тли исхитиши всего Адама всеродна падшаго.

В течение сорока дней после Своего Воскресения Господь являлся апостолам и говорил им о Царстве Божием, а затем привел их на Елеонскую гору и сказал: «…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1:8). Затем Иисус, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк 24:50–51). Наконец облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян 1:9–11).

Во время чтения кафизм архипастырь помянул всех, о ком были поданы записки на сайте Тверской епархии. 

По окончании всенощного бдения митрополит Амвросий обратился со словом к молящимся:

Господь, исполнив всё, что Он задумал о роде человеческом, желая исправить трагическую ошибку прародителей, совершённую на заре истории всего человечества, пришел в этот мир для того, чтобы соединить Небо и землю. И, соединив Небо с землею, Он возвращается в объятия Своего Небесного Отца. Он пришел в этот мир — мир, исполненный плача и горя, зараженный грехом человеческим и поврежденный человеком, — для того, чтобы, насколько это возможно, не нарушая человеческую свободу, не умаляя достоинства человека и его возможностей, исправить этот путь, выровнять кривизны, совершённые человеческим безумием. Всё, что необходимо для нашего спасения, Он сделал. И вновь возвратился туда, где пребывает Святая Троица. И оставил нам благословение, чтобы мы ничего не боялись, потому что Он всегда пребывает с нами.

Сегодня, в этот святой вечер, мне хотелось бы, с одной стороны, поблагодарить вас за то, за что благодарить не принято, — за то, что вы пришли в этот святой храм, а это нужно, прежде всего, каждому из нас; а с другой стороны, воодушевить тем, что, придя сегодня в храм и помолившись за бдением в канун праздника Вознесения Господня, мы сподобились уделить от своего времени, своих возможностей, дабы поблагодарить Бога за то, что Он сделал для каждого из нас и для всего человечества. 

Я не раз говорил и вновь повторюсь: во всём суточном круге богослужений именно бдение является нашим приношением Богу. Мы отдаем себя, свое время, мы как бы приносим в жертву всё то, что у нас есть, — свою любовь, свою веру, свою молитву, самих себя. Приносим и полагаем у ног Спасителя. А вот Божественная литургия — это уже не наш подвиг, это уже действие Божие. Господь в ответ Сам приходит к нам, и приносит Себя в Жертву, и преподает нам Свои Пречистые Тело и Кровь. Но для того, чтобы произошла эта встреча, нам необходимо сделать над собой усилие и совершить первую часть пути, на котором мы встречаемся с Господом в Таинстве Святой Евхаристии. 

Иначе говоря, всенощное бдение — это то время, когда мы отдаем себя Богу, а Божественная литургия — это то пространство Царствия Божия на земле, в котором Он отдает Себя человеку. И поэтому благословен тот, кто не просто приходит, чтобы получить, пусть и Благословенное, самое Святое, — принять Тело и Кровь, но приходит отдать себя, свою молитву, свою веру, свою преданность, чтобы удостоиться на следующий день Божественного Причащения. Я поздравляю вас с праздником Вознесения Господня и желаю, чтобы Господь принял молитву каждого из нас. Пусть благословение Божие пребывает со всеми вами. Аминь.

Справочная информация:

За богослужением митрополиту Амвросию сослужили: иеромонах Агапит (Евдокимов), архимандрит Сергий (Швырков), священник Сергий Борисов, священник Сергий Будков, священник Сергий Дроздов, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Даниил Грудинский. 

Песнопения праздника исполнил смешанный соборный хор под управлением игумена Иова (Тараканова). Некоторые песнопения были пропеты духовенством. 

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.