15.08.2021 | Епархия

В храме д. Покровское, ставшем местом молитвы прихожан из Москвы, отслужена первая Литургия архиерейским чином

В воскресенье, 15 августа, Неделю 8-ю по Пятидесятнице, в престольный праздник придела блаженного Василия Московского Покровского храма деревни Покровское Кимрского района, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил архипастырский визит в возрождающийся храм в деревне Покровское Кимрского района. После открытия храма это была первая Литургия архиерейским чином. 

Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы находится в 30 км от Кимр, на берегу одноименного озера. Построена в 1834 г. В храме было два придела: в честь святого Василия Блаженного и Нерукотворного Образа Спасителя. Храм пережил закрытие, полное забвение и частичное разрушение. В течение последних лет силами настоятеля и прихожан московского прихода преподобного Марона, пустынника Сирийского, главный алтарь и четверик Покровской церкви приведены в порядок и в храме в летние месяцы регулярно, а также частично поздней весной и ранней осенью совершаются богослужения. Храм наполняется многодетными московскими прихожанами, которые в замечательном месте — деревне Покровское создали свое поселение. 

15 августа Церковь молитвенно чтит память блаженного Василия Московского, Христа ради юродивого. В этот день восстанавливающийся храм встретил свой первый престольный праздник во главе с архипастырем. Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий возглавил в Покровской церкви Божественную литургию. Владыке сослужили благочинный Кимрского церковного округа протоиерей Евгений Морковин, настоятель храма протоиерей Игорь Остаев, настоятель московского храма в честь преподобного Марона Пустынника протоиерей Александр Марченков, клирик храма святого Марона протоиерей Анатолий Варнавский, клирик московского храма преподобного Сергия Радонежского в Гольянове священник Борис Векленко. Покровский храм приписан к церкви Смоленской иконы Божией Матери в селе Ильинское Кимрского района.

Для храма Покрова Пресвятой Богородицы глава Тверской митрополии подписал святой антиминс.

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы поддерживается приходом в честь преподобного Марона Пустынника города Москвы. В этот день на праздник собралось множество гостей из столицы. 

В Неделю 8-ю по Пятидесятнице на воскресной Литургии читался Евангельский эпизод о чуде насыщения пятью хлебами более пяти тысяч человек. После чтения Евангелия митрополит Амвросий произнес проповедь:

Сегодня, когда человечество, с одной стороны, богато как никогда, но и когда даже в весьма обеспеченных сообществах находятся обездоленные и голодающие, мы, будучи христианами, не можем оставаться в стороне. Неся слово Божие жаждущим, мы не можем ограничиться лишь этим. Накрывая словесную трапезу или свидетельствуя о Христе прежде всего своей жизнью, подобно Ему, постараемся не забыть и о более простых, как кажется на первый взгляд, нуждах наших ближних. Если у нас есть возможность, постараемся хотя бы в малой мере облегчить бремя жизни тех, кто оказался ею выброшенным на пустынный берег. Чтобы во всяком месте, где возносится имя Христово, вместе с ним в этой пустыне обнаруживался и оазис любви и милосердия.

Мы можем служить друг другу, как учил Христос. Мы можем через это служение, чаще всего нарушающее наш комфорт и привычную жизнь, научиться распоряжаться временем собственной жизни, даря это время другим. Тем, кто нуждается в нашем времени. Тот, кто способен на такую жертву ради других, знает, что он благодарит Бога за гораздо большую Жертву. Когда мы снисходительны к ближнему, мы можем рассчитывать на снисходительность других. Мы можем рассчитывать на снисходительность и прощение от Бога.

После сугубой ектении была прочитана молитва об избавлении от губительного поветрия и о продолжении воссоздания Спасо-Преображенского собора города Твери, а также о восстановлении Покровского храма в деревне Покровское. 

Накануне на воскресном бдении, во время чтения кафизмы, архиереем были помянуты о здравии и об упокоении те, о ком на сайте епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.

После отпуста архипастырь с духовенством и прихожанами прошли вокруг храма крестным ходом, по окончании которого было совершено славление Василию Блаженному и митрополит Амвросий прочитал молитву святому.

Глава митрополии поблагодарил всех московских тружеников, восстанавливающих церковь, и поздравил прихожан и гостей с престольным праздником:

Я уже давно узнал о том, что маронцы приглядели в этом селе место, чтобы приезжать и отдыхать от мегаполиса, от каменных и бетонных джунглей, чтобы быть ближе к природе и к Богу. Я давно желал с вами вместе помолиться, потому что уже многие годы мы связаны духовно. Мы, может быть, не так часто общаемся, но с тех пор, как я нес послушание у Святейшего Патриарха Алексия II и занимался организацией единения православной молодежи в Москве, именно храм преподобного Марона Пустынника для меня стал открытием, потому что в нем была не формальная, а настоящая молодежная жизнь. И она никак не была отделена от жизни всего прихода. Я долго искал для себя “рецепт успеха”, если можно так выразиться, в работе с молодежью в нашей Церкви. А “успех”, оказывается, заключался в том, что в храме преподобного Марона совершается  естественное преемство поколений. Даже тогда, когда существуют некие разные интересы, что совершенно естественно, когда даже есть непонимание между отцами и детьми, о котором много писали наши классики. Тем не менее единство в церковной жизни всех собравшихся созидает и жизнь молодую. Одно поколение сменяет другое и делится друг с другом тем хорошим, что есть у каждого поколения. 

Очень рад, дорогой отец Александр, что сегодня Вы здесь, на Кимрской земле, умножаете ее хотя бы сезонным своим присутствием и помогаете нам созидать церковную жизнь. Я благодарю вас за совместную молитву, за замечательное пение. Признаюсь, я не избалован таким прекрасным пением, и даже в Твери такого нет. Очень приятно всегда молиться, когда поют хорошо, и главное, не просто красиво, но когда поют люди верующие и знающие, что они делают и какие слова они произносят. И ведь поэтому наш церковный обиход становится самым красивым из всех существующих песнопений. Если профессиональные хоры подчас радуют нас виртуозным исполнением произведений, что для музыкального слуха очень ценно, то еще более ценным является пение верующих людей, стройное, красивое, побуждающее к молитве.

Тверская область является самой большой в Центральном федеральном округе. Она очень красивая. И по всей видимости, именно эта красота вас и привлекала прежде людей сюда. Область имеет не одну тысячу озер и несколько сотен рек, и на этом огромном пространстве живут люди. Но немногие наполняют наши храмы, и особенно последние два года эпидемии сыграли свою печальную роль, сейчас совсем мало людей, меньше, нежели было прежде. 

Одни, в том числе некоторые наши священнослужители, умерли, другие боятся, третьи как-то уже привыкли жить без храма — разные причины у этого феномена. Но я не перестаю говорить о том, что если мы забудем храм, если мы перестанем обращаться к Богу в молитве, если мы перестанем питаться на пажити духовной от Таинства Евхаристии, то нас ожидают еще более трудные и сложные времена, которые без помощи Божией преодолеть нельзя. Но, к сожалению, это не все понимают. Поэтому, что бы ни происходило в нашей жизни, мы не должны бояться. Там, где существует опасность заболеть, — обязательно там нужны соответствующие меры, осторожность. Но нельзя отворачиваться от дара, который нам Бог подарил за молитвы и мученический подвиг наших исповедников и новомучеников XX века, — дара свободы верить и молиться, который сегодня часто умаляется вольно или невольно.

Я бы хотел пожелать, чтобы не только приход храма преподобного Марона Пустынника обрел здесь, на Тверской земле, пристанище для молитв и для отдыха, но чтобы и другие московские храмы также смогли воспринять этот пример и его обязательно повторить.

Надо сказать, что немало москвичей отдыхает на Тверской земле. Для нас же более ценным является то, когда люди приходят в села, где еще сохранились храмы, — они наполняют их жизнью, а потом эти храмы преображаются. Самое главное ведь — чтобы люди были в храме, чтобы они молились. Вот это самая главная наша задача. Восстановление тоже важно, но второстепенно, а главное — чтобы молитва возносилась и совершалась Евхаристия. И когда Евхаристия собирает множество людей, это дорогого стоит, в каких бы стенах — устроенных или неустроенных, позолоченных или совсем простых — мы ни собирались. И то, что сегодня немало причастников, свидетельствует о здоровой духовной жизни общины.

У нас здесь и Православный Свято-Тихоновский институт имеет свое подворье, даже храм свой построил в селе Никольском, и дома возвели для того, чтобы жить и отдыхать. Есть и в Конаковском районе храм, в который приезжают прихожане с Ходынского поля. И мне хотелось бы, чтобы этот опыт действительно продолжался.

Я сам провел какое-то время в наших столицах — в Москве и в Северной столице — Петербурге. А теперь, оказавшись ближе к природе, могу вам сказать, что иногда приезжаю по делам в Москву или в Петербург, но уже не хочется погружаться в городскую жизнь. Больше хочется находиться ближе к земле, к красоте, к природе, потому что именно это пространство позволяет, мне кажется, человеку быть естественным. Потому что именно для естественных условий человек и был создан Богом. 

Меня сегодня посетила такая мысль: в детстве я очень часто все свои выходные и каникулы проводил у бабушки в деревне. Так случилось, что когда я оканчивал школу, в то время эту деревню, потрясающе красивую, с красивым садом, с заливными лугами, с речкой, в связи с тем, что некуда было отгружать землю из карьера, решили просто уничтожить. И уничтожили, и многие люди потеряли свою родину, в том числе и я. И вот хотелось бы в более зрелые годы приехать туда, где ты, будучи ребенком, купался в речке, где произошел первый опыт молитвы, опыт веры. Именно в этой деревне мы молились мирским чином вместе с односельчанами, потому что храм был очень далеко — один на всю округу. И люди тогда “сущу позде дверем затворенным” собирались для того, чтобы прославить Господа. И всё это оказалось уничтоженным.

Всегда тяжело, когда такие важные вещи вырываются из сердца, уничтожаются, и ты пытаешься вспомнить хотя бы очертания того дома, где проходило детство. Это трудно сделать. А Господь, удивительным образом, направив на Тверскую землю, даровал намного больше, потому что я имею возможность часто посещать и деревни, и храмы, и видеть всю эту красоту, и понимать, что всё, что Богом нам дано, — оно Божие. И вспомнились сегодня слова о том, что, “если вы оставите всё и последуете за Мной, — говорит Христос, — то намного больше будете иметь”. Именно это для меня совершается на Тверской земле. Почему-то именно сегодня, в этом храме я это впервые осознал, почувствовал и понял, и такие мысли ко мне пришли. Благодарю вас за то, что вы приезжаете сюда, за то, что вы неравнодушны к этому приходу, за то, что помогаете отцу Игорю в приходской деятельности, в восстановлении этого храма. Желаю, чтобы мы все были едины — едины во Христе и едины перед лицом того мира, который пытается совершенно различными способами, очень коварными в наше время ухищрениями нас разделить. Единство Церкви является сегодня для нас самой главной задачей, потому что мы все дети единого Небесного Отца, и мы все должны собираться вокруг Него, а все остальные разрушительные посылы и стрелы, которые в нас пытаются пускать, они тут же ослабнут, если мы будем это чувствовать, понимать и делом свидетельствовать об этом.

Настоятель храма протоиерей Игорь Остаев поблагодарил митрополита Амвросия за посещение храма и богослужение.

Затем со словом обратился протоиерей Александр Марченко. Он подарил картину художника Алексея Дворникова «Покровская тишина» — алтарника в храме преподобного Марона.

По окончании богослужения архипастырь благословил прихожан и раздал каждому антидор. Для миссионерских нужд митрополит Амвросий передал приходу 150 книг Нового Завета и Псалтири. Для храма владыка передал большое напрестольное Евангелие. 

После службы для гостей и прихожан перед храмом был показан спектакль, приготовленный детьми младшего возраста. Затем митрополит Амвросий посетил построенный на территории поселения «маронцев» небольшой деревянный храм, который будет освящен в ближайшие месяцы. 

После общей трапезы старшие дети  выступили со своим спектаклем. Архипастырь поблагодарил молодых людей за прекрасную игру и поздравил с днем рождения одну из участниц выступления. 

Затем митрополит Амвросий с благочинным Кимрского района протоиереем Евгением Морковиным и настоятелем храма протоиереем Игорем Остаевым посетил и осмотрел храм в селе Садуново в честь святителя Николая. Храм также находится на попечении московского храма в честь преподобного Марона Пустынника. Этому храму помогает благотворительный фонд по восстановлению порушенных святынь имени святого благоверного князя Михаила Тверского. Фонд организует волонтерские рейды для помощи церкви и прилегающей территории.

Глава митрополии посетил восстанавливающийся храм в честь Смоленской иконы Божией Матери в селе Ильинское, подписал антиминсы для центрального престола и придела и осмотрел боковой придел в честь святого пророка Илии. 

Справочная информация:

На Литургии митрополиту Амвросию сослужили протоиереи Евгений Морковин, Игорь Остаев, Анатолий Варнавский, Александр Марченков, священник Борис Векленко, диаконы Иоанн Зорин, Алексий Хомутов, Филипп Исломов.

За богослужением пел хор храма преподобного Марона под руководством Елены Нечаевой. 

***

В Покровском селе в 1806 г. стояли две деревянные церкви: Покрова Божией Матери с приделом Василия Блаженного и Нерукотворного Образа Спасителя. В 1887 г. в селе значится каменная церковь с тремя престолами. При церкви было два кладбища на берегу озера.

В 1901 г. прихожанами церкви были жители деревень Плосково, Заручье, Копралово, Бачамино, Матвеевка, Тросновка, Глухино, Одинцово, Эсаково, Фетинино, Радованье.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.