15.01.2023 | Церковь и мир

У нас нет легкого пути и быстрых решений

Сейчас мы слышали первые строки Евангелия от Марка о тех событиях, которые стали отправной точкой Нового Завета. Апостол Марк не писал о Рождестве Христовом, но начал свое Благовестие с проповеди Иоанна Предтечи, которая предваряла Крещение Господне и выход Спасителя на проповедь. «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему», — пишет об Иоанне Пророке евангелист Марк, употребляя слова древнего пророчества Исаии о Спасителе мира, который еще за восемь столетий до этих событий описал то, что будет происходить.

Мы читаем Пророков и Писание и понимаем, что у Бога есть план на нас. Всё, чему надлежало быть, было описано многажды до и бесчисленное количество раз после. Казалось бы, всё настолько очевидно и прозрачно, Господь не скрывает от нас Своих планов, Своего Домостроительства, однако человечество и до сих пор остается равнодушным к этому. «Глас вопиющего в пустыне» — сами слова эти — слова о пророках, провозглашающих Мессию, Спасение, Царство, конец мира — стали лишь афоризмом, обозначающим напрасный призыв, напрасные слова, крик, растворяющийся в пространстве без ответа.

Рассказ об Иоанне Крестителе всякий раз напоминает нам о том, насколько глубоки наши духовные проблемы и насколько мы бываем ослеплены собственным самодовольством, в том числе — о собственной духовной жизни. Мы хотим быстрых решений духовных проблем, ведь даже физические проблемы теперь решаются очень просто, операции стали быстрыми и практически безболезненными, многие проблемы, от которых раньше не было спасения, теперь стали незначительными. Но в духовной жизни никто так и не изобрел ничего нового. И потому человек, привыкший к быстрым способам заглушить боль, ищет исцеление в забвении: в алкоголе, в наркотиках, в играх, в использовании других людей ради удовольствия. Он снимает на короткое время симптомы душевной болезни, и это подобно тому, как если бы мы от зубной боли лечились исключительно обезболивающими. 

Многим хотелось бы найти такие быстрые решения собственных проблем в вере в Бога, в религии, в исполнении правил и предписаний. Но правда, которую еще Иоанн Предтеча предъявил миру две тысячи лет назад, состоит в том, что нет у нас этого легкого пути и нет никаких быстрых решений. Ведь он пришел с проповедью покаяния не к языческим народам, а к евреям, у которых были куда более серьезные требования к религиозной жизни, чем у нас с вами. И им он говорит: «Покайтесь, грядет Господь». 

У Иоанна Крестителя не было богословского образования. У него не было священного сана, и он не принимал монашеского пострига. Но Бог дал ему то главное, что нужно человеку для проповеди и служения, — благодать Духа Святого. У него не было красивых одежд для совершения своего служения, но он служил истовее, чем мы, настолько, что это даже не подлежит никакому сравнению. У Иоанна не было никакой власти, связей и положения в обществе, у него не было земной точки опоры, но когда ему нужно было сказать, что царь его народа, Ирод, неправ — Иоанн просто взял и сказал это. И стоял на своем до смерти. Хотя вопрос касался, в общем-то, вполне себе личных дел и личной жизни царя. 

Такими были настоящие святые, за которыми мы пытаемся неумело следовать. Мы уже не такие, в нас нет той силы, той божественной власти и смелости. Но будем же молиться, чтобы и на нас, оскудевающих в служении, призрел Господь, укрепил Своей благодатью и во дни Своего явления дал нам покаяние, к которому призывал посреди немой пустыни Предтеча Иоанн.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
15 января 2023 года.
Неделя перед Богоявлением,
день памяти преподобного Серафима Саровского.
Воскресенский временный кафедральный собор, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.