26.07.2019 | 

Свт. Варсонофий II, Казан. чуд.

Биография:

Сподвижник и духовный друг архиепископа Гурия, архимандрит Варсонофий, – впоследствии епископ Тверской, – родился около 1495 года в городе Серпухове Московской губернии.

Он был сыном священника Василия и во святом крещении был наречен Иоанном. Благочестивый родитель святителя Варсонофия, как истинный пастырь своего стада со всем усердием относившийся к исполнению своих обязанностей по приходу, все свое время отдавал пасомым. По этой причине, когда настало время начать учить сына грамоте, он не нашел для себя возможным лично заниматься этим делом. Научить отрока Иоанна читать и писать он поручил одному из менее занятых своих родственников. От природы даны были Иоанну Богом отличные умственные способности, сердце чистое и нерассеянное. Обучившись хорошо читать, он с отроческих лет предался чтению богодухновенных псалмов царя Давида. Псалтирь стала любимою его книгою. Часто посещая храм Божий, Иоанн не только во время богослужений читал псалмы и другие положенные по уставу молитвословия, но и помогал при пении церковных песнопений. Иоанн принадлежал к числу избранных Божиих, а таковых Господь никогда не оставляет без значительного испытания, дабы укрепить и возвысить их сердце в добре, – а потом употребить их как орудие для расположения к добру и укрепления в оном многих других людей.

В 1512 году крымские татары (под предводительством сыновей Менгли Гирея) опустошали Русскую землю почти вплоть до Москвы и захватили многих в плен, в том числе и юного Иоанна. Горько было положение пленника. Но, зная на память всю Псалтирь, он теперь всецело предался молитве и часто повторял слова Псалмопевца: «Отец мой еси Ты, Бог мой и заступник спасения моего (Пс. 88: 27); избави мя от руки чуждых» (Пс. 143: 1). Молитва не только облегчала скорбь его, но доставляла сердцу великое утешение. В нем росла любовь к Богу, а с нею и преданность воле Его. В таком расположении души молодой Иоанн работал неверным со всем усердием и обучался послушанию безответному, терпению и незлобию. Невзирая на утомительные дневные труды, он еще всю ночь пребывал в молитве. Его всегдашняя готовность к услугам, верность и святая жизнь расположили, наконец, к нему сердца варваров; они облегчили его от тяжести трудов и дали некоторую свободу. Находясь постоянно в обществе татар, он смог овладеть разговорным языком и письменностью. Это дало ему возможность изучить веру мусульманскую со всеми ее заблуждениями. Познанием языка и веры татар исполнилась премудрая цель, для которой Господь попустил Иоанну быть в плену.

Отец Иоанна, по прошествии трех лет после взятия в плен сына его, узнав о месте его жительства в татарской земле, собрав деньги, пришел туда, выкупил его и возвратил в свой дом. Рад был Иоанн своим родителям и своему дому, но сердце его не увлекалось уже земными радостями. Он, находясь еще в плену, дал обет посвятить себя Богу, и теперь постарался немедленно исполнить свое обещание. В Андрониевском монастыре на окраине Москвы был он пострижен в монашество и наречен Варсонофием. Жизнь в монастыре проводил он подвижническую и строгую, и скоро о нем узнали все. В 1552 году он был посвящен в игумена Песношской обители и примером своим преобразил братию. Монастырь прославился. В 1553 году царь Иоанн Васильевич посетил Песношскую обитель и остался весьма доволен как служением настоятеля, так и благочинием братии, и вообще благоустройством монастыря. Недолго после этого игумен оставался на своем месте.

В 1555 году царем Иоанном Васильевичем и собором архипастырей решено было в Казани – столице новоприсоединенного к России Казанского царства – учредить архиепископию. В феврале месяце того же 1555 года в архиепископа Казанского избран и посвящен был игумен Селижаровского монастыря Гурий. Ближайшим сотрудником и помощником святителя Гурия, кроме бывшего архимандрита Старицкого монастыря Германа, назначен был по указанию самого царя, как хорошо знавший язык, быт и религию татар, игумен Песношского монастыря Варсонофий. Святой Варсонофий вслед за назначением поставлен был архимандритом не существовавшего еще тогда Казанского Спасо-Преображенского монастыря, который он должен был по прибытии в Казань заложить и устроить.

По приезде в Казань архимандрит Варсонофий с благословения святителя Гурия и при помощи шести прибывших с ним монашествующих лиц из постриженников Песношского и Андроникова монастырей немедленно приступил к созданию монастыря.

И при помощи Божией скоро на отведенном под монастырь месте построены были деревянная церковь во имя Преображения Господня, братские келлии и ограды вокруг монастырской усадьбы. С построением Спасо-Преображенского монастыря положено было начало христианскому православному монашеству в дотоле мусульманской Казани.

В новооткрытом Спасо-Преображенском Казанском монастыре основателем и первым настоятелем его архимандритом Варсонофием введен был для руководства жизнью и деятельностью братии общежительный устав, заимствованный из Московской Троице-Сергиевой Лавры, которым руководилась и братия Песношской обители.

Как и в Песношском монастыре, на образ жизни братии имел высокое и благотворное влияние пример ее настоятеля, архимандрита Варсонофия. Как в Песношском монастыре, он старался всеми силами быть во всем и для всех образцом и примером для подражания. С неутомимою ревностью исполняя настоятельские обязанности, архимандрит Варсонофий не только превосходил всех строгим выполнением иноческих подвигов, но, не довольствуясь этим, тайно от других носил на теле своем железные вериги. Такая святая и богоугодная жизнь настоятеля производила на монашествующую братию в высшей степени глубокое впечатление, и каждый из них всеми силами старался превзойти, другого строгостью иноческой жизни и ревностью в исполнении возлагавшихся настоятелем монастырских послушаний. Скоро Спасо-Преображенский монастырь святою жизнью настоятеля и строго подвижническою жизнью иноков приобрел себе большую славу. Число монашествующей братии в нем стало быстро возрастать. Известно, что во время управления Казанскою епархиею Святителем Гермогеном в Спасском монастыре спасалось уже до ста человек иноков.

Кроме трудов в обители, св. Варсонофий неутомимо трудился и в обращении магометан в христианство. В этом подвиге помогало ему знание языка и веры татар и искусство врачевать болезни. Знание татарского языка доставило ему удобство входить в близкое общение с татарами, а основательное знакомство с учением Магомета, при глубоком уме св. Варсонофия, делало обличения его неотразимыми. Татары, слушая его беседы, проникнутые христианскою кротостью и любовью, сознавали лживость своей веры и, убеждаясь в божественности веры Христовой, во множестве принимали св. Крещение. Немало способствовало сему обращению и данное святому мужу от Господа дарование врачевать телесные болезни. Врачевал он не столько лекарствами, сколько своими молитвами, и никогда не принимал ни от кого за лечение платы: этим, более всего, он и привлекал к себе сердца людей. Можно сказать, что, исцеляя болезни телесные, он исцелял вместе и душевные.

При неусыпных трудах святого Варсонофия Спасо-Преображенский Казанский монастырь скоро стал таким же христианским просветительным центром для татар и язычников левой стороны Поволжья, каким одновременно с ним, преимущественно для чуваш и черемис правой стороны Поволжья, сделался основанный и управлявшийся святым Германом монастырь Свияжский.

Таким образом, из плена, которому св. Варсонофий подвергся в юности, премудрый и всеблагой промысел Божий устроил великую пользу – для тех же татар. Не зная их языка и веры, он не мог бы так успешно действовать на их души и приобретать их для Господа Иисуса.

По прошествии нескольких лет, проведенных в усерднейшем служении Господу Богу и Его святой Церкви в Казани, св. Варсонофий должен был расстаться со своим любимым архипастырем и другом и отбыть в иное место: в 1567 году он был избран на Московском соборе и рукоположен св. митрополитом Филиппом (день памяти 9/22 января и 3/16 июля) в епископа города Твери. И там сей светильник, на свещнице поставленный, ярко светил своей пастве, являя собою всем образ благочестия, назидая всех к спасению и своею любовью и милосердием приводя к Господу множество душ.

Около четырех лет святитель Варсонофий управлял Тверскою епархиею. Отчасти внешние непорядки и насилия, проявлявшиеся в нашем отечестве в смутные времена опричнины, отчасти и преклонные лета были причиною того, что он испросил себе увольнение от управления епархиею и переселился на покой в Казань, в созданную им обитель Преображения Господня.

Остаток дней своих св. Варсонофий провел, как и всю жизнь свою, в святости и преподобии. И в это время он угождал Господу постом, молитвами и милостынями. А когда переставали служить ему собственные ноги, он просил учеников своих возить себя и был возим к богослужению в тележке; но под конец должен был оставить и это. С каждым днем ослабевали силы труженика во славу Божию, жизнь его заметно угасала. 11 апреля 1576 года святитель Варсонофий, предузнав свою кончину, причастился святых Христовых Таин и мирно почил во Христе.

Святитель похоронен был в Спасо-Преображенском монастыре, за алтарем соборной церкви, вблизи святителя Гурия, с которым так долго жил он вместе и был соединен сердечною духовною любовью.

Спустя двадцать лет после смерти святителя Варсонофия (в 1596 году) в Спасо-Преображенском монастыре началось построение нового каменного собора в честь Преображения Господня, на месте существовавшего деревянного. А так как назначенная к построению церковь своими размерами была гораздо больше прежней, то требовалось отнести восточную стену нового храма на несколько саженей далее алтаря прежней церкви. При этом пришлось потревожить могилы святых Гурия и Варсонофия. Когда гробы их были со всеми предосторожностями выкопаны из земли, и затем, с подобающим благоговением и молитвословием, вскрыты, то телеса святых оказались нетленными. Велика была радость жителей города Казани и всего края, во множестве притекавших к мощам прославленных Богом святителей. При этом страждущие разными болезнями, одержимые нечистым духом получали скорое исцеление. Вскоре после сего к соборному храму Спасо-Преображенского монастыря был пристроен придел во имя святителей Гурия и Варсонофия и в нем поставлены мощи святых, в приличествующих им ковчегах, один подле другого.

В 1630 году мощи святителя Варсонофия были перенесены в соборный монастырский храм.

Здесь они покоились до 1630 года. 20 июня 1630 года по распоряжению управлявшего тогда Казанскою епархиею митрополита Матфея мощи святителя Варсонофия поставлены были на правой стороне между столбами главной церкви, где покоились до 1918 года. К величайшей скорби жителей Казани, во время пожара 1694 года мощи святителя Варсонофия повреждены были огнем. После пожара останки святителя Варсонофия положены были в серебряную раку.

После октябрьского переворота 1917 года наступили для нашей Церкви скорбные дни, дни испытаний и мученического подвига за веру Христову.

В 1918 году Спасо-Преображенский монастырь был разорен и закрыт. Мощи свт. Варсонофия были помещены в Центральный Исторический музей ТАССР, где они хранились в пыльных подвалах.

В 80-е годы XX века, во время проведения очередного субботника, мощи свт. Варсонофия были уничтожены, но серебряная рака была сохранена. Сейчас она выставлена на всеобщее обозрение в Центральном Историческом музее РТ. Небольшая частица св. мощей Варсонофия сохранилась в иконе трех святителей Казанских, которая находится в Кладбищенском храме Ярославских чудотворцев г. Казани. Эта икона расположена над ракой с мощами свт. Гурия, архиеп. Казанского.

Воистину, потеря мощей святителя Варсонофия невосполнима, но, несмотря на это, святитель и ныне не оставляет своей помощью всех, с верой молитвенно обращающихся к нему за помощью.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.