06.05.2023 | Церковь и мир

Священники на Кавказской войне. Иеромонах Макарий (Каменецкий)

В Государственном архиве Кубани хранится прошение некоего иеромонаха Макария (лица отличного от Макария, игумена Ка́менецкого монастыря в Белоруссии), состоявшего в 1842 г. при Головинском укреплении (ныне курортный поселок Головинка). В нём он просит Начальника Черноморской береговой линии платить ему жалованье, равное с батальонными священниками (теми, кто путешествовали вместе со своими подразделениями). Но получает отказ по причине своей осёдлости (в укреплении) и монашества:

«…Это очень справедливо, потому что священники, как семейные, имеют больше нужд, тогда как иеромонахи одинокие и притом отрёкшиеся от мирских удовольствий, определённым им содержанием могут с избытком удовлетворить всем своим потребностям по образу жизни, которому они себя посвятили».

О иеромонахе Макарии Каменецком тепло отзывался в своих «Воспоминаниях» Г.И. Филипсон, бывший тогда начальником штаба при Черноморской береговой линии:

«Здесь я должен сказать несколько слов об иеромонахе Макарии Каменецком, личности очень оригинальной. До поступления в монахи, он был мещанином одного из городов Костромской губернии и промышлял шерстью. Он был грамотен не более, как насколько это нужно для его обиходу.

Узнав о требовании иepoмонахов на Абхазский берег, он перешел в Балаклавский монастырь св. Георгия, посвящен там в иеромонахи и послан в укр. Головинское.

Здесь он был в своей сфере. Иеромонахам Береговой линии дозволено Синодом есть всегда мясное, крестить и венчать браки. Макарий вошел в общество офицеров, которые постоянно проводили время у него, ели и играли в карты.

Отец Макарий держал банк и постоянно получал жалованье за всю свою паству. Не смотря на то, он был бескорыстен. Все, что приобретал, уходило на гостеприимство и на пособие нуждающимся офицерам и нижним чинам. Данного кому в долг отец Макарий никогда не получал и не спрашивал. Сам он вел жизнь трезвую, пьянства и безобразия у себя никому не позволял. Никакой церковной службы он не пропускал и при этом был очень строг: тому же мaйopy Берсеневу, во время обедни, он послал причетника сказать, что если он будет продолжать разговаривать во время службы, то он прикажет его вывести из церкви.

В случае тревоги или нападения, отец Макарий из первых являлся на сборный пункт в эпитрахили и с крестом. Никто не видал, чтобы он суетился или терял голову в опасных случаях.

Всегда он находил случай сказать ободряющее слово своим спокойным и почти веселым тоном. Офицеры и нижние чины его очень любили и уважали. В 1845 г. (кажется), он еще раз также отличился при нападении горцев, был посвящен в игумены и потребован в Петербург. Государь его очень обласкал и хотел сделать преподавателем и наставником в кадетских корпусах; но это не состоялось, потому что отец игумен оказался малограмотным, и очень не твердым в богословии.

Его сделали настоятелем какого-то монастыря в Костромской губернии. Отец Макарий был лет 42-х, среднего роста, с живыми глазами и жиденькой темнорусой бородкой.

Я уверен, что, в случае общего бедствия, где народ должен бы сам себя защищать, Макарий играл бы важную роль; в обыкновенное же время и в Костромской епархии едва ли он долго останется настоятелем монастыря, а, может быть, кончил уже и гораздо хуже».

В действительности о. Макарий, покинув укрепление Головинское, где находился со дня его основания в течение семи лет, был определён сначала в Селижарово, а затем — в Троицкий Калязинский монастырь Тверской губернии. Здесь он и скончался настоятелем, в сане архимандрита. За участие в сражениях с горцами, как утверждается, имел орден св. Владимира IV степени, но достоверных данных о награждении пока не удалось найти.

Спасёнова М.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.