На Старом Городище Старицким князем Владимиром Андреевичем в XVI веке (в 1558-1561 годах) был построен шатровый собор Бориса и Глеба, который сильно пострадал в 1609 году. Вот как об этом повествует летопись: «… приидоша ко граду тому сопостатнии Литовствии вои и Русские воры, град Старицу обступиша и пожжгоша, и люди в нём мечю подклониша, и пожжгоша соборную церковь … святых мучеников Бориса и Глеба, разориша, и в них множества людей посекоша и пожжгоша…». Прекрасных пропорций пятишатровый храм, стоящий на высоком подклете, окруженном арочной галереей, очень сдержанно украшенный каменной резьбой и изразцовыми вставками, занимает особое место в архитектуре шатровых храмов и мог бы поспорить в совершенстве со своим ровесником — храмом Василия Блаженного в Москве. К сожалению, сегодня мы не можем любоваться этим сооружением. После разрушений «смутных времен» ни у нового царя Михаила Романова, ни у монастыря не было средств на его ремонт, и хоть храм и простоял еще почти двести лет, но в 1803 году был разобран «за ветхостью». К счастью, перед тем, как сломать, его обмерили и сняли чертежи, благодаря чему мы и можем судить сегодня о его достоинствах.
Около этого места теперь стоит другой, вполне респектабельный собор Бориса и Глеба, построенный в первой четверти XIX века, как предполагают, не без участия К. Росси. Обращают на себя внимание изображения «Распятие» и «Нерукотворный Спас», выполненные из изразцов XVI века.
Известно, что у Борисоглебского собора было несколько керамических икон. Известно также, что после разборки храма две из них были перенесены на фасады ныне существующего Борисоглебского собора, а в 1970-е годы отправлены на реставрацию в ГИМ, да так там и остались. Хотя говорилось, что при разборке храма все керамические иконы были сняты, оказывается, одну разбили, и теперь она извлечена археологами из небытия.
Шитков А.В. СТАРИЦКИЙ «КИТЕЖ» ПО ПИСЦОВЫМ КНИГАМ XVII ВЕКА. http://www.towns.ru/towns/staritca.html
Замечательным произведением древнерусских зодчих был Борисоглебский собор в Старице (1558-1561; несохр.). Созданный в смешанной технике из кирпича и тесаного камня по заказу князя Владимира Старицкого в кремле, он величественно завершал всю левобережную панораму этого удельного центра. Уникальная композиция храма из пяти устремленных вверх восьмигранных объемов, увенчанных мощными шатрами, во многом напоминает дьяковскую церковь. Крупный центральный столп основного храма и сгруппированные симметрично вокруг него меньшие придельныe были поставлены на подклет, объединенные высокой двухъярусной обходной галереей с открытыми арками вверху. В отличие от монастырского старицкого храма, в высоком подклете Борисоглебского собора размещались приделы.
Уникальность здания подчеркивало исключительно богатое керамическое убранство фасадов из поливных полихромных изразцов. Оно включало множество плиток с растительно-орнаментальным узором, итальянизирующим орнаментом с овами и с опоясывающим храм летописным фризом. В колористической гамме плиток большую роль играли темно-фиолетовый и черный цвета, что придавало всему майоликовому убранству здания необычный колорит, неизвестный ни в одной из построек 16 в. Не менее своеобразным было использование в декоре большого числа крупных сюжетных майоликовых композиций иконного характера. Две из них были перенесены на фасады построенного поблизости в нач. 19 в. соименного нового собора (ныне в собрании ГИМ), а три, как предполагают некоторые исследователи (А.А. Галашевич, В.В. Кавельмахер, М.Б. Чернышов), украсили в кон. 18 в. стены Успенского собора в Дмитрове (l-я треть 16 в.). В последнем в средних закомарах южного и северного фасадов вставлены керамические рельефы «Распятие». Наиболее интересно большое изразцовое тондо «Чудо Георгия о змие», помещенное на южном фасаде (в крытой галерее собора, восточнее портала). Иконографически тип Георгия близок к ермолинской скульптуре на Фроловских воротах Московского Кремля. Барельефу свойственна определенная композиционная свобода, тщательность в проработке деталей и умелое построение в форме круга. Круговая композиция, как и иконография всей сцены, свидетельствует о силе традиции во 2-й пол. 16 в., известной архаичности и ориентации на московское искусство 2-й пол. 15 в. У нового Борисоглебского собора в Старице на южной стене находилась изразцовая композиция «Распятие», на восточной — «Спас Нерукотворный». Эти произведения по нерасчлененности объемов и скованности изображений имеют много общего с дмитровскими «Распятиями» и тяготеют к провинциально-архаизирующему направлению.
(По материалам сайта Старица — земля православная. Монастыри и храмы. и книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Тверская область: В 6ч. Ч. 1. / Отв. ред. Г.К. Смирнов. — М.: Наука, 2002.)
(Рис. № 1 из книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Тверская область: В 6ч. Ч. 1. / Отв. ред. Г.К. Смирнов. — М.: Наука, 2002., рис. № 2 с сайта Дубненский общественный фонд историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив «Наследие».)
Старый Борисоглебский собор был построен в 1558 г. царем Иваном Васильевичем Грозным.
Собор имел три придела; средний во имя благоверных князей Бориса и Глеба, с правой стороны в память святителя Николая Великорецкаго, а с левой в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Судя по сохранившемуся плану собора, он был очень обширен и предназначен для 9 приделов.
В писцовой книге Сухова-Кобылина 1686 года о Борисоглебском соборе говорится: «Да в городе Старице внутри соборная церковь благоверных князей Бориса и Глеба каменная, ветха, пятиглавая, да в приделе Благовщения Пречистыя Богородицы, а в церкви образы местные и деисусы и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строенье, и утварь по сказке тоеж церкви соборнаго попа Егорья строенье великих Государей, и строена та церковь лета 7066-го года, а при которых великих Государех строено и та подпись вывалилась; да под тоюж церковью палаты строенье великих государей».
В плане раскопок 1903 года основание стен этого собора показано под лит. «Д».
Борисоглебский собор, к сожалению, был разобран в 1802 году и материал от него употреблен на постройку ныне существующаго собора.
Под сводом соборной паперти при раскопках обнаружены три погребения умерших, одно из них детское, и около церкви священника Алексия Васильева и несколько других.
Из этого собора, по преданию, существовал подземный ход под реку Волгу в Успенский мужской монастырь, но, он при раскопках и пока еще не обнаружен.
(По материалам издания Крылов И.И. Старица и ея достопримечательности. — Старица, 1914.)
До 1803 года в уездном городе Тверской губернии, Старице, стоял на высокой горе, на берегу Волги изображенный на рисунке собор во имя Благоверных Князей Бориса и Глеба. Над тремя его ярусами возвышались пять шатровых верхов с главками и крестами. Здание сложено было из крупного, хорошо обожженого кирпича и скреплено толстыми железными связями; стены его украшались резьбой на камне и разноцвтными кахелями; на восточной стороне этого собора, подобно как и на соборе в Дмитрове, видно составленное из кахелей изображение Распятия Иисуса Христа. Несколько белых камней с высеченными на них двуглавыми орлами вставлены теперь в стены нового собора, как бы на память о древнем. О времени строения и о строителе последнего свидетельствует нам следующая надпись, на кахелях, обходящая кругом здание под большим карнизом: «Лета 7066, Июля дня зачат бысть сей храм в городе Старице Святых Страстотерпцев Христовых, Князей Русских и обоюбратий по плоти Бориса и Глеба, нареченных во святом крещении Романа и Давида, при державе благоверного Государя Царя и Великаго Князя Иоанна Васильевича и при Великом Князе (Юрии?) Васильевиче и Феодоре Иоанновиче всея Руси и при Преосвященном Митрополите (Макарии?) Тверском (Епископе Акакии?) и отделася сия святая церковь в лето 7069 и освящена (на память?) Великих Страстотерпцев и Русских Князей Бориса и Гле6а и Святого Чудотворца Николая Великорецкого, родителям на поминовение и в память прочим родом, и сему граду на украшение и на утверждение, от противных супостатов и всем христианам на спасение».
И так от этого здания, достопамятного своей древностью и строителем, оригинального и величественного своими формами, осталась одно грустное воспоминание и рисунки, сохраненные старожилом Старицким Г. Веревкиным и доставленные нам достопочтенным ревнителем и знатоком отечественных древностей Н.Г. Головиным. Хотя на планах Старицкого собора и показано девять престолов, числом своим означающих девять чинов Ангельских и девять чинов святых, начиная с Св. Предтечи Иоанна, тезоименитого Царю Иоанну Васильевичу; но освящены были из них только три престола во втором ярусе: середний во имя Св. Благоверных Князей Бориса и Глеба, с правой стороны в память Святителя Николая Великорецкого, а с левой стороны, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
В сооружении сего величественного храма, без сомнения, участвовал Царь Иоанн Васильевич, часто посещавший Старицу и долго в ней живший, особенно во все продолжение войны с Степаном Баторием. Собор этот, начатый строиться в 1558 году окончен через три года. При Самозванцах в 1608 году и город и, вероятно, собор его испытали силу огня. Последний был возобновлен вместе с первым и в таком виде оставался до начала ХIХ века.
Новый собор, сооруженный в новом вкусе, на другом месте, в расстоянии от прежнего во ста саженях, заставляет жалеть о последнем.
(По материалам издания Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. Год 5-ый. Составитель А. Мартынов. Текст И.М. Снегирев. — Москва, 1857.)
(Рис. № 4 из издания Грабарь И. История русского искусства. Том 2. История архитектуры. Допетровская эпоха (Москва и Украина). — М., 1910. предоставлен Андреем Ага.)