26.08.2021 | Епархия

Совершена первая после советского периода Литургия в Страстном соборе Кашина

26 августа митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил первую после лет забвения Божественную литургию в Страстном соборе бывшего Димитровского монастыря в Кашине. Монастырь был закрыт в 1929 году. 

Страстной собор был построен в псевдорусском стиле и освящен 24 августа 1903 года. В то время монастырь был мужским. Главный престол соборной пятиглавой каменной церкви посвящен иконе Божией Матери «Страстная» и великомученику Димитрию Солунскому.

Более 90 лет прошло со времени закрытия монастыря. Сегодня произошло историческое событие — в главном соборном храме зазвучали молитвы, совершена первая Литургия иерейским чином митрополитом Тверским и Кашинским Амвросием. Владыке сослужили благочинный Кашинского церковного округа протоиерей Александр Рычков, настоятель Воскресенского собора г. Кашина протоиерей Алексий Егоров, настоятель храма в честь Сошествия Святого Духа в с. Верхняя Троица протоиерей Александр Любавин. 

За Литургией молились депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации С.А. Веремеенко, первый заместитель главы администрации Кашинского городского округа В.Ю. Карюгин, настоятельница Николаевского Клобукова монастыря игумения Варвара (Иванова). 

По окончании часов архипастырь с кафедры осенил собор крестом на четыре стороны света и окропил каждую сторону святой водой. 

Перед началом Божественной литургии митрополит Амвросий совершил хиротесию во чтеца прихожанина Вознесенского собора Кашина Александра Лаушкина. 

26 августа Церковь молитвенно чтит икону Божией Матери, именуемую «Страстная». В этот день Страстной собор встретил престольный праздник, впервые после своего закрытия.

После чтения Евангелия митрополит Амвросий произнес проповедь:

«Мы стоим на месте, которое стало молчаливым свидетелем борьбы с Богом. Ведь не со стенами боролись те, кто изуродовал, попрал и осквернил это святое место. Не против икон, святынь и церковных зданий боролись разрушители, они боролись с Богом. Точно так же, как это делали хранители древних законов фарисеи, глашатаи нового порядка уничтожали всё, что дышало светлой тоской о Боге Живом, воплотившемся в мире. Последние говорили, что религия порабощает, но итогом этого стало порабощение и уничтожение собственного народа, который они вели к мнимой свободе. Апогеем стремления к строительству государства и новой жизни стали разрушения и убийства, которых земля не знала раньше. 

Потому нам стоит помнить об этом, чтобы не попасть в ловушку самомнения и мнимой правды, в ловушку прелести законников, которые всегда забывают о Боге, ставя закон выше Того, Кто является Источником и всякого закона и всякой милости, ибо превыше любого закона — любовь, начало которой — Бог. Постараемся же быть добрыми распорядителями доверенного нам для возделывания виноградника, постараемся если и не сделать чего-то нового для Бога, то хотя бы возродить крупицы из того, что было попрано заблуждениями и безумием людей, отвергших краеугольный Камень и Основание жизни».

После отпуста архиерей и духовенство совершили славление. Митрополит Амвросий прочитал молитву Пресвятой Богородице, хор пропел тропарь и кондак Страстной иконе Божией Матери. Затем по случаю отдания праздника Преображения хор пропел тропарь и кондак Преображения Господня, а архипастырь поднял аналойную икону Преображения Господня, благословил ей молящихся и занес в алтарь. 

По окончании богослужения благочинный Кашинского церковного округа протоиерей Александр Рычков поздравил митрополита Амвросия с праздником и поблагодарил за посещение. В ответ глава Тверской митрополии поздравил молящихся с престольным праздником и с первой после почти векового периода, литургией: 

«Я не первый раз совершаю богослужение в храме, который принимает своих прихожан через десятилетия поругания, забвения, закрытия. И всякий раз именно в этот, первый день, когда совершаешь после многих десятилетий Божественную литургию, испытываешь какое-то изобилие благодати, которое сравнимо, наверное, с личной Пятидесятницей, а может, даже и превосходит ее. Конечно, наши чувства всегда субъективны, мы все люди, мы подвержены эмоциям. Но тем не менее эти чувства выходят за пределы земных эмоций, потому что они являются неким индикатором восприятия благодати, которая изливается в изобилии на место, которое многие десятилетия было в запустении, хотя именно в эти десятилетия эта благодать была востребована. И вот сегодня мы являемся по милости Божией свидетелями и участниками настоящего торжества благодати Божией, которое совершилось на этом месте, в храме Страстной иконы Божией Матери прежнего Димитриевского монастыря.

Некоторое время назад ко мне обратился человек с просьбой восстановить один из храмов Тверской епархии. Он выразил свои пожелания. И тогда я предложил ему на выбор несколько храмов, и он выбрал Страстной собор. Сегодня он не смог приехать по объективным обстоятельствам, но я надеюсь и верю, что те намерения, которые он выразил, будут обязательно осуществлены.

Все эти предложения я отправил этому доброму человеку без всякой настойчивости, потому что я действительно не знал, какому из предложенных храмов отдать предпочтение. И вот он выбрал Страстной собор. И когда я сообщил отцу Александру, благочинному Кашинского округа, об этом, отец Александр начал процесс возвращения храма Церкви. Очень надеюсь, что этот процесс завершится, а храм будет восстановлен.

Когда я переступил сегодня порог этого храма, признаюсь, первая мысль была следующая: какой же красивый храм! Небольшой, уютный, компактный  собор, который можно достаточно быстро и качественно восстановить. Я надеюсь, что храм будет восстановлен и, самое главное, — востребован. Мне очень хотелось бы пожелать, чтобы вы, дорогие отцы, служащие в разных храмах Кашинского благочиния, были примером прежде всего для молодежи. Когда я сам был еще школьником, для меня стал примером нынешний владыка митрополит Виленский и Литовский Иннокентий, который был тогда молодым священником, а я был школьником и пономарем. Будучи ректором в Санкт-Петербургской духовной академии и Московской духовной академии, я всякий раз спрашивал абитуриентов: “Почему вы решили стать священниками?”. И очень многие говорили: “Мы смотрели на нашего батюшку, и видели образ его служения и жизни, и хотели быть такими же, как он”.

Поэтому мне хотелось бы пожелать, чтобы ваша проповедь была прежде всего проповедью примером. Слова можно говорить необычайно красивые и правильные с амвона, но когда молодой человек, да и любой человек, видит пример, тогда этот пример побуждает к тому, чтобы следовать за собой, пусть не прямым образом, не обязательно становиться священником, но главное — быть христианином, который живет Богом, который не может пропустить ни одной воскресной Божественной литургии, который не может мыслить себя без Причастия Святых Тела и Крови Христовых. Таким именно должен быть христианин, а примером может быть и способен быть священник. Я желаю, чтобы в Кашине большинство священнослужителей было таким примером, а кашинцы не только назидались словами, но и вдохновлялись этим примером — примером подлинной жизни во Христе, примером молитвы, примером честности, правды, добропорядочности, примером добрых дел и жертвенной жизни ради других людей, тем примером, который каждого из нас привлек к Богу. Надеюсь, что этот пример будут подавать не только священники, но и все христиане, живущие в Кашине.

Благодарю всех вас, дорогие братья и сестры, собравшиеся сегодня на первую службу в Страстной собор. Мы не знаем, что нас ожидает завтра, но мы просим о завтрашнем дне у Бога и верим, что Господь по нашим молитвам исполнит хотя бы какую-то часть из всех пожеланий, которые мы имеем в своем сердце, а главное, конечно, пожелание — возрождение того, что было прежде утрачено, осквернено и поругано, потому что мы верим, что вместе с этим возрождением будет восстанавливаться полноценно жизнь людей, которые живут в нашем Отечестве, на нашей земле. И пусть это будет осуществлено не всегда при нашей жизни, потому что действительно трудно возродить храмы и монастыри, которые были благолепием сравнимы с благолепием Кремлевских соборов, ведь именно такими были храмы Тверской земли и обители ее. Но мы должны сделать то, что можем, и оставить тем, которые будут после нас, и делать всё для того, чтобы после нас эта динамика не только не уменьшилась, но и обязательно увеличилась, чтобы те, которые будут после нас, взошли от нашей силы в еще большую силу благодатью Духа Святого, трудами и жертвами нашими — чего и ожидает от нас Господь.

Сегодня в этом соборе совершилась хиротесия во чтеца. История мало сохранила, что здесь происходило, но мне думается, что, возможно, это даже первая хиротесия в этом храме. Я поздравляю чтеца Александра с возведением в степень чтеца и желаю, чтобы все эти слова, которые были произнесены по окончании чина хиротесии, были Вами полностью исполнены. Тем более что Вы уже прошли через годы испытаний, ошибок, сомнений, падений и восстаний, и теперь Вам уже в Вашем возрасте намного легче будет всё это исполнить».

На память об историческом событии было сделано общее фото духовенства, хора и молящихся. 

Митрополит Амвросий вместе с благочинным осмотрели храм и прилегающую территорию. 

Справочная информация:

На Литургии митрополиту Амвросию сослужили: протоиерей Александр Рычков, протоиерей Александр Любавин, протоиерей Алексий Егоров, диакон Иоанн Зорин, диакон Игорь Сотов, диакон Игорь Наумчик. 

За богослужением пел молодежный хор Тверской епархии под руководством Елизаветы Пилюгаевой. 

***

Кашинский Димитровский мужской монастырь располагался на возвышенном правом берегу р. Кашинки, напротив центральной торговой части города, и назван по именованию первого собора обители в честь великомученика Димитрия Солунского. По указаниям ведомостей, монастырь «построен из древних лет», благоустроен в начале XVI века. В 1682 году в монастыре была построена каменная двухэтажная Троицкая церковь с четырьмя приделами: в честь Казанской иконы Богородицы, святителя Николая Чудотворца, пророка Илии, великомученика Димитрия Солунского. Церковь и приделы венчали семь глав, при храме была возведена колокольня на семь колоколов.

В 1764 году в монастыре числились 4 настоятельских келии с сенями и кухней, 3 неоконченные нежилые кельи с погребом, 5 братских келий и хлебопекарня; поварня, солодовня, житницы, конюшенный двор. Позади настоятельских келий располагался сад с огородом и прудом. До 1768 года в монастыре, в одной из братских келий, размещалась канцелярия духовного правления. После здесь было открыто училище для детей священнослужителей. Монастырь был отнесен к заштатным и оставлен на своем содержании.

В 1780 году сгорели настоятельские корпуса вместе с приходно-расходными книгами. В начале XIX века были заменены придельные крыши, пришедшие в ветхость. Казанский придел был присоединен к Димитровскому устроением большой арки. Для духовного училища был куплен готовый каменный дом на городской площади. В 1830-х годах обновлены келии. В 1840-х годах перестроена паперть, закончено строительство каменной монастырской ограды.

Главным благотворителем монастыря в этот период был кашинский купец Николай Терликов. В 1869 году, по духовному завещанию вдовы купца, было возобновлено архимандритство, закрытое в 1764 году.

В 1903 году, 24 августа, в монастыре была освящена новая соборная пятиглавая каменная церковь. Главный престол ее был посвящен иконе Божией Матери «Страстная» и великомученику Димитрию Солунскому. Второй престол — в честь трех великих святителей и вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

В 1910 году было решено построить в монастыре здание для Кашинской духовной семинарии. В здании предполагалось разместить 7 классов вместимостью до 300–340 человек, библиотеку, класс для музыки и пения, актовый зал, квартиры для ректора, инспектора, двух помощников, надзирателя, эконома и интернат на 76 человек учащихся, образцовую школу.

После октябрьской революции монастырь продолжал функционировать, принимать послушников и совершать рукоположения. В 1919 году в монастыре числилось 8 человек. В 1917 году в здании семинарии разместился совет депутатов, в 1918 году — советская школа.

С 1921 года монастырь стал женским. Монахини сохраняли постройки монастыря, следили за чистотой и делали частичный ремонт помещений.

С 1926 года монастырь был принят под охрану Кашинского историко-археологического музея и включен в список охраняемых памятников. По постановлению ВЦИК в 1929 году Димитровский монастырь был закрыт.

В 1930 году две церкви Димитровского монастыря были заняты складом льноволокна Рыбинского льносоюза, размещалась столярная мастерская сельскохозяйственного техникума. По другим данным, Страстной собор монастыря в 30-е годы был занят под свинарник, потом переоборудован в столовую. В 1970-е годы здание семинарии использовалось кашинским зоотехникумом под учебные помещения. Страстной собор — под склад, деревянные кельи — горкомхозом под жилье.

В настоящее время в состав ансамбля монастыря входят: Троицкий и Страстной соборы, здание семинарии. Ограда, колокольня, трапезная, кельи, хозпостройки, монастырский склад — не сохранились.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.