Регент храма Воскресения словущего на Ваганьковском кладбище Сысоева Анастасия. Доклад участника III Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви.
Всечестные отцы, братия и сестры, сердечно всех приветствую. В первую очередь, хочу поблагодарить организаторов съезда за внимание к теме наследия именитых церковных музыкантов, похороненных на Ваганьковском кладбище.
Многочисленные мероприятия, проводимые в церковной и светской среде, часто подчеркивают неразрывную связь дореволюционных и современных духовных сочинений. Такие знаменитые коллективы, как Синодальный хор под управлением Алексея Пузакова, Патриарший хор храма Христа Спасителя под управлением Ильи Толкачева, хор Елоховского собора под руководством Александра Майорова и многие другие, ориентируются, в первую очередь, на продолжение певческих и репертуарных традиций предыдущих поколений.
В контексте неугасающего интереса к творчеству церковных музыкантов прошлых лет, сохранение памяти этих личностей всегда актуальна. Хотелось бы акцентировать ваше внимание на именах, имеющих прямое отношение к Ваганьковскому кладбищу.
Великий духовный композитор и регент, профессор Московской консерватории Павел Григорьевич Чесноков. Его имя стоит, пожалуй, в одном ряду с Петром Ильичем Чайковским, Сергеем Васильевичем Рахманиновым. Около пятисот хоровых сочинений – авторской церковной музыки и переложений древних распевов – составляют его наследие, звучащее по сей день и за пределами нашей страны. Общественную деятельность Чеснокова, направленную на развитие регентского дела и качества церковного пения невозможно недооценить. Как педагог, Павел Григорьевич, работал на ежегодных летних регентских курсах в Петербурге, преподавал дирижирование и хороведение в Московской консерватории и внес существенный вклад в развитие Синодального училища.
С Синодальным училищем связан и другой не менее известный деятель — Николай Михайлович Данилин. Знаменитый выпускник восемь лет занимал должность главного регента Синодального хора, под его руководством коллектив принимал участие в гастрольных поездках, осуществил премьерное исполнение Всенощного бдения Рахманинова. Помимо этого, Данилин активно проявлял себя как церковный композитор и автор обработок древних распевов.
Восстановление традиций Синодального хора в послевоенный период подводит нас к следующему великому музыканту – регенту Николаю Васильевичу Матвееву. На его долю выпало непростое служение в годы забвения церковной музыки. В храме Всех скорбящих Радосте на Большой Ордынке Матвеев создал прославленный церковный коллектив, способствовал популяризации сочинений Рахманинова и Чайковского в богослужебной певческой практике. Его труд под названием «Хоровое пение» стал важной составляющей для церковного и светского регентского образования.
Помимо композиторов и руководителей церковных хоров, хотелось бы упомянуть и Великого архидиакона Константина Васильевича Розова. Одаренный невероятными вокальными данными, особой глубиной и проникновенностью к духовному тексту архидиакон Константин получил широкое народное признание. Его голос сопровождал освящение храма-памятника в Лейпциге, сооруженного в память о русских воинах, павших во время «битвы народов» 1813 года, торжеств памяти 300-летия дома Романовых, прославления святителя Ермогена в 1913 году. В 1921 году в Храме Христа Спасителя в честь 25-летия служения отец Константин был удостоен звания «Великого Архидиакона», что было единственным подобным случаем в истории Русской Православной Церкви. Певческий дар прославил Великого архидиакона и в светской среде – он неоднократно выступал вместе с солистами Большого театра и Московской государственной академической капеллы.
Имя еще одного знаменитого музыканта мне бы хотелось затронуть в контексте возрождения церковной музыки в XX веке. Виктор Сергеевич Попов – дирижер и основатель Академии хорового искусства, создал коллектив, прославившийся на мировой сцене. Мужской хор академии популяризировал партесную духовную музыку, и наравне с хором Свято-Троицкой Сергиевой Лавры под управлением архимандрита Матфея исполнял давно забытый концертный репертуар церковной музыки, приобщая светского слушателя к исконному культурному наследию. Смешанный хор Академии хорового искусства так же многократно участвовал в записях и концертах духовной музыки. Несмотря на косвенное отношение Виктора Сергеевича к церковной жизни, стоит отметить, что многие выпускники Академии, в том числе и ученики Виктора Сергеевича в дальнейшем связали свою жизнь с регентским делом либо с церковным пением, как, например, регент Елоховского собора Александр Майоров, Сергей Маркелов, оперный певец и регент Олег Диденко, популяризатор знаменного пения Глеб Печенкин.
Мне посчастливилось нести свое регентское служение в храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище. Построенная в стиле зрелого ампира, церковь была освящена святителем Филаретом в 1831 году и на протяжении почти двух веков в ней не прекращают совершаться богослужения, включая советские годы. Возведенное чуть позднее здание гостиницы в настоящее время является храмом апостола Андрея Первозванного, которое вместе с другим флигелем и парадными въездными воротами образуют единый архитектурный ансамбль.
Сам ваганьковский некрополь имеет богатую историю и датируется второй половиной XVIII века: здесь нашли упокоение многие святые, в том числе репрессированные в годы советской власти. Среди них – настоятель храма Воскресения Словущего – протоиерей Неофит Любимов. У могилы протоиерея Валентина Амфитеатрова уже более века не прекращаются поминальные богослужения, не иссякает поток приходящих паломников, просящих молитвенной помощи. Ваганьково – поистине священное место для православной Москвы.
Понимая и осознавая уникальность Ваганьковского кладбища, мы стремимся к развитию и обмену опытом. Со многими активными и неравнодушными певчими, регентами и музыкантами уже несколько лет удается проводить панихиды в дни памяти вышеупомянутых музыкантов. В некоторых случаях мы лишь подхватываем устоявшиеся добрые традиции, как в дни памяти Чеснокова, Данилина и Матвеева, в каких-то случаях воссоздаем их, как на панихидах по Попову. Молитвенное служение объединяет разных людей из церковной среды и создает ту духовную нить между поколениями служителей Православной Церкви, которая сейчас, как никогда необходима. И я надеюсь, что подобные события в дальнейшем будут сопровождаться все бóльшим количеством участников, в первую очередь, из Москвы. Ведь для всех нас, присутствующих здесь, церковное поминовение должно осмысляться как очень ценное и важное дело, ведь кому, кроме нас, дорогие братия и сестры, объединяться в совместной молитве об упокоении душ этих людей.
Здесь же, на Ваганьково, активно обсуждаются и другие совместные мероприятия, посвященные упомянутым персоналиям. Неоднократно я получала в свой адрес предложения из разных городов России о создании именных фестивалей в нашем храме. Сосредоточение такого количества церковных музыкантов, погребенных в этом месте, вкупе с достойной акустикой старинного храма могли бы привлечь внимание многих церковных и культурных деятелей. Но самая важная цель таких мероприятий – это необходимость помнить тех людей, благодаря которым мы все имеем огромный пласт церковной музыки и культуры, помнить именно там, где они нашли свое упокоение. Нам бы не хотелось предавать забвению эти имена. Поэтому мы были бы благодарны и рады инициативе и отклику от московского регентского и певческого сообщества. Благодарю за внимание!
Церковно-общественный совет
при патриархе московском и всея Руси
по развитию русского церковного пения