11.07.2021 | 

Жить ради Царствия

Евангелие наполнено массой смыслов, о которых можно много говорить, размышлять и всякий раз находить всё новую и новую глубину, постигать которую можно всю жизнь. 

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло; если же око твоё будет худо, то всё тело твоё будет темно. Итак, если свет, который в тебе, — тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне… Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? …Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них… Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф 6: 22–24, 26, 28–29, 33).

Мы созданы Творцом состоящими из души и тела. Человек является полноценным только в таком виде, ни душа, ни тело не могут быть полноценными друг без друга. И поэтому на нашу духовную жизнь имеют такое большое влияние вещи физические, материальные. Мы не можем жить без нашего физического тела, поэтому Бог воскресит нас в последний день к вечной жизни. Воскресит — значит оживит погибшее тело, соединит вновь тело и душу. Воскресит так же, как Он Сам воскрес.

Поэтому физические вещи имеют влияние на нашу душу. Всё, что мы видим, осязаем, с чем взаимодействуем даже на физическом уровне, — безусловно, влияет на нас. Господь как раз подчеркивает это, говоря о том, что светильник для тела — око. Если око чисто — то всё тело чисто. Потому что мы можем видеть красоту мира, окружающих людей, восхищаться всему этому, радоваться и благодарить Бога. А можем видеть то же самое, но при этом завидовать чужой красоте, имуществу, желать себе такое же, раздражаться. И всё это может отравить всю нашу жизнь. 

Желание чего-то может уничтожить нас, если мы не будем держать свои желания под контролем. А это очень трудно и требует высочайшей осознанности, сосредоточенности, погружëнности в свой внутренний мир и понимания самого себя. Господь говорит: «Не беспокойтесь о пище, об одежде, о том, где живёте». Но если честно спросить себя, можем ли мы не беспокоиться об этом — что мы ответим? Скорее всего — нет, не можем. 

Но жизнь наша больше, чем одежда, еда, комфорт и прочие физические вещи. Наша доброта, наши таланты и высшие устремления и вовсе не связаны с ними. Вспомним о тех добрых людях, которых мы знаем. Разве мы думаем: он, конечно, добрый, но у него такой плохой дом? Или: он живёт святой жизнью, но у него такая простая и не очень красивая одежда? Конечно нет. Когда человек хороший, мы вовсе не обращаем внимания на то, как он одевается и что ест. Наша жизнь сосредоточена там, куда мы вкладываем наибольшее количество усилий. Если наша цель в материальном, то мы обязательно достигнем цели. Но если наша цель в духовной жизни, то мы достигнем её. Вопрос только в том, какой мы определим свою цель? 

«Ищите прежде всего Царствия Божиего и Его праведности, и всё это приложится вам»,

— говорит Господь. Если мы будем жить ради Царствия, то Бог обещает, что всё остальное для существования Он Сам даст, потому что всё в этом мире принадлежит Ему. Он даёт солнечный свет и тепло и богатым и бедным, он одевает мир красотой, заботится о всём сущем. Он заботится о нас. Он даст нам всё то, что нам нужно. Иногда это не то же самое, что мы хотим.

Давайте сложим в сердце своём нынешние слова Господни и постараемся хотя бы в какой-то мере учиться чрезмерно не беспокоиться о своём физическом существовании. Ведь если мы верим Богу, то верим Его словам, верим, что Он — Владыка жизни и смерти — Сам всё управит. Конечно, мы не привыкли так жить. Конечно, поначалу это сложно и принять, и тем более — выполнять. Но именно в этом заключается выбор, ведь наша вера — это выбор жить так, а не иначе. Невозможно служить двум господам — и Богу и материальному миру. Невозможно одновременно верить в Бога и не доверять Ему в вопросах повседневности. 

С памятью об этом, с молитвой Богу и Его святому угоднику благоверному князю Александру Невскому, вокруг честных мощей которого мы сегодня собрались, войдëм в новый день, веря в то, что Господь управит наши жизни.


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 11 июля 2021 года. Третья Неделя по Пятидесятнице. Воскресенский кафедральный собор, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.