20.12.2021 | Притчи

Взять иго Христово

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф 11: 28–29), — слышали мы только что вновь одни из самых знаменитых слов Господа в Евангелии. 

И всякий раз, когда мы слышим эти слова Христа, то задумываемся, что же значит — взять иго Христово, почему оно легко, что оно из себя представляет? Слово это со времен Господа приобрело несколько негативное значение, с ним связывают оккупацию Руси в средние века. Но иго в своем первоначальном значении — всего лишь ярмо, специальное приспособление, которым запрягают в пару крупный рогатый скот как для совместной работы, так и для обучения более опытными животными молодых. Сейчас в повседневной жизни мы уже не часто можем увидеть это устройство, поскольку всю работу подобного рода выполняют машины, потому и смысл этого слова ускользает от нас. 

Ярмо позволяет объединить усилия животных для того, чтобы делать тяжелую работу было легче. То, с чем не может справиться один вол, — с тем два справляются с легкостью. Таким образом, Господь говорит нам не о том, чтобы мы взяли на себя дополнительные трудности вместе с Его игом, но наоборот — речь о том, что Он Сам предлагает нам разделить наш тяжелый путь и сделать его легче. Мы часто берем на себя обязательства, которые нам потом крайне трудно нести. Сама жизнь подталкивает нас ко множеству решений, принимая которые мы усложняем свой путь. Порой нам становится невыносимо тяжело и мы уже не в силах тянуть всё то, что взяли на свои плечи. И Господь говорит нам, что готов разделить с нами этот труд и помочь. 

Другой смысл этих слов состоит в том, что земледельцы, благодаря ярму, обучали неопытных животных, ставя их в пару с уже обученными. Господь предлагает нам работать вместе с Ним, чтобы научиться жить для Царствия Божиего. Научиться от Него кротости и сердечному смирению. Он говорит, что только тогда, когда мы будем делать дело вместе с Ним, — сможем обрести покой. Ведь действительно, если мы оставим переживания о всём том, что поставили для себя во главу угла, — разве это не успокоит нас? Если мы внутри себя смиримся с тем, что имеем, и станем с благодарностью принимать из рук Божиих всё то, что Он дает нам, не метаясь в тоске о чем-то несбыточном, что мы сами для себя придумали, — разве это не сделает нас по-настоящему счастливыми?

И еще один смысл приоткрывается в словах Христа, если поразмышлять о том, правильное ли бремя мы несем, идем ли мы вместе со Христом. «Иго Мое — благо и бремя Мое — легко», — говорит Он нам, и тем самым заставляет задуматься о том, что мы чувствуем. Чувствуем ли мы легкость от своей жизни или несем ее как непосильную ношу? Когда мы берем Его иго на себя, отстраняясь от множества других, которые нам предлагает мир, — ига стремления к богатству и успеху, ига страха, ига страстей, — нам обязательно станет легко, мы будем чувствовать себя счастливыми. 

Слово это было сказано народу Израиля, который находился под религиозным игом, необходимостью соблюдать бесконечное множество правил, предписаний, законов, которые они сами написали, но выдавали за Божественное установление. Господь же принес им иную весть — весть о любви к Богу и человеку, на которой и строятся заповеди Божии. Любви, которая и есть главная заповедь. 

Взять иго Его на себя — это значит ответить согласием на Его призыв успокоиться и начать жить проще, без претензий к самому себе и ко всему окружающему. Взять иго Его — значит разделить с Ним скорби и сомнения и одному Ему доверять в жизни. Взять иго Его — значит с доверием и любовью исполнять всё то, что Он нам заповедал. Взять иго Его — значит доверить ему без остатка и жизнь свою, и смерть, которой все мы страшимся. Но Он не навязывает нам Своего ярма. Только добровольно каждый из нас может решиться на это. Потому и все заповеди Его — дело добровольное. Ведь невозможно никого заставить любить. 

Я слышал рассказ об одной женщине, у которой родился очень больной, неизлечимо больной ребенок. И ее друзья и родственники уговаривали оставить его в детском доме, говоря ей: «Зачем тебе такое ярмо на всю жизнь?» Она ходила в храм, и прихожане, жалея ее, говорили: «Господи, какой ей достался тяжелый крест на всю жизнь». И только она сама думала не так. Она не считала своего малыша ни крестом, ни бременем. «Как он может быть мне бременем, Господи? — говорила она. — Ведь это мой ребенок и я его люблю».

Иго Христово — не тяжелые обязательства, не путы, мешающие жить, а любовь, которой мы должны учиться у Него Самого. Любовь, которой Он любит нас, какими бы духовно больными, несовершенными и сложными мы ни были.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 20 декабря 2021 года. День памяти преподобного Нила Столобенского. Нило-Столобенская пустынь, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.