02.04.2021 | 

Весы души

Мы только что слышали чтение из книги Притчей Соломоновых с поучениями о праведности и нечестии, о правде и лжи, о скудоумии и разуме. Это древняя книга, наполненная житейской мудростью, мудростью, которой учились жители древнего Израиля. Книга эта богодухновенна, и потому написанное в ней касается и нас, людей, живущих спустя три тысячелетия после её написания. И возраст её особенно открывает нам её значение, ведь эта мудрость прошла проверку временем и изменениями культуры, социального устройства, технического прогресса. И во все времена люди находили в ней великое сокровище для духовной да и для бытовой жизни. 

В сегодняшних поучениях мы слышали несколько таких, на которые хотелось бы обратить особенное внимание. Например, фраза «Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему» (Притч 11:1). Автор писал, конечно, о тех весах, которые стояли на восточных рынках, и, как это часто бывает, продавцы изменяли вес гирек и обманывали покупателей. Казалось бы, такая бытовая мелочь, вещь, к которой все мы, а особенно те люди, которые застали еще массовое использование весов с гирьками, привыкли. Но такая хитрость называется «мерзостью», таким словом, которым в Библии называется верх нечистоты. Мерзость пред Господом. 

Кажется, что эта фраза относится даже не столько к весам на рынке, сколько к тем «гирькам», которые мы используем в уме своём для других людей. Ведь так часто мы прощаем людям, которых боимся, даже какие-то тяжёлые проступки. А к тем, кто ведёт себя скромно и просто, к тем, кто не может постоять за себя, — бываем излишне придирчивы, неуступчивы, злы. Если первым мы можем улыбаться, даже когда они говорят с нами грубо и властно, то вторым не готовы простить даже их неловкости. Такое несправедливое отношение к другим, мне кажется, — это тоже неверные весы нашей души, которые, несомненно, мерзки не только перед Богом, но вызывают тяжёлые чувства даже у людей справедливых, столкнувшихся с ними. 

Но и к прямому обману других эта притча тоже относится. Я когда-то слышал историю об одном торговце, который продавал на рынке у моря рыбу. Он не был слишком плохим человеком, но в один из дней у него была всего одна рыба на продажу. Она лежала в ящике со льдом под прилавком, а на самом прилавке стояли весы. И вот к нему пришёл человек с намерением купить рыбу. Торговец достал из-под прилавка товар, положил на весы, сказал цену. Покупатель спросил, есть ли другая рыба, большего размера. Тогда торговец решил пойти на хитрость, чтобы окупить свой скудный день. Он увидел, что человек этот достаточно состоятелен, чтобы не слишком придираться. Он опустил эту рыбу под прилавок, сделал вид, что ищет там другую, но так как иной и не было, вновь положил на весы ту же самую, развернув её другой стороной. И весы показали вес вдвое больший. Он был доволен своей смекалкой и уже ожидал неожиданную прибыль. Но покупатель сказал: «Хорошо, давай мне обе этих рыбы».

Другое поучение, которое мы слышали сегодня, — «Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти» (Притч 11:4). Чаще всего нам может показаться, что это изречение точно не про нас. Вряд ли кто-то из нас чувствует себя богатым, тем более богатым настолько, что может рассчитывать как-то на свое состояние в минуту испытания, в день гнева. А значит, это выражение вроде бы к нам и не относится. Но если подумать о том, как живут многие люди в мире, то вполне может оказаться, что по сравнению ними многие из нас — действительно в гораздо лучшем материальном положении. Если у нас дома есть какая-то еда, одежда, место для сна и крыша над головой, то мы уже богаче, чем 75% населения земли. То есть мы относимся к той четверти мирового населения, которая имеет бытовые условия для жизни, мы уже гораздо богаче остальных трёх четвертей людей в мире. 

Но как среди бедных, так и среди богатых — есть люди праведные и неправедные. Другое дело, что мы в какой-то мере уверены, что не умрём завтра от голода, а значит, уверены, что наши материальные возможности помогут нам в сложный день, верим в собственное богатство. Но в день Суда богатство не будет иметь никакого значения, но будет иметь значение праведность. 

И, наконец, важное значение в прочитанном тексте отводится всему, что мы не только делаем, но и говорим. «Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется. Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых — развращенное» (Притч 10:31–32). Слова, которые мы говорим, отражают наше внутреннее состояние. Неслучайно чаще всего преступники выражаются грязными словами, они словно вырываются наружу из самых бездн души. И наоборот, от человека праведной жизни исходят слова добра, благословений и славословий. Как бы мы ни думали сами о себе, но мы в итоге — сумма всего сказанного нами, сумма всего сделанного нами. И добро, выраженное и в словах и в делах, может спасти нас и стать оправданием в час смерти. 


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 2 апреля 2021 года. День памяти преподобных отцов, в обители святого Саввы убиенных. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.