Господь говорит: «Всякого, кто исповедает Меня перед людьми, — и Сын Человеческий исповедает пред ангелами Божиими. А отвергнувшийся Меня пред людьми, будет отвергнут пред ангелами Божиими. И всякий, кто скажет слово на Сына Человеческого, будет прощено ему. Но произнесшему хулу на Святого Духа не будет прощено».
Мы вспоминаем преподобноисповедника архимандрита Сергия (Сребрянского), который окончил свой земной путь на Тверской земле. Путь, который был полон лишений, страданий за веру, гонений и исповеднического подвига. Такой путь, итогом которого стала заметная современникам святость исповедника уже при жизни.
В последние годы жизни архимандрита Сергия, начиная с 1945 года, его духовником стал протоиерей Квинтилиан Вершинский, служивший в Твери и часто приезжавший к старцу. Впоследствии он вспоминал об отце Сергии:
«Всякий раз, когда я беседовал с ним, слушал его проникновенное слово, передо мной из глубины веков вставал образ подвижника-пустынножителя… Он весь был объят божественным желанием… Это чувствовалось во всем, особенно — когда он говорил. Говорил он о молитве, о трезвении — излюбленные его темы. Говорил он просто, назидательно и убедительно. Когда он подходил к сущности темы, когда мысль его как бы касалась предельных высот христианского духа, он приходил в какое-то восторженно-созерцательное состояние и, видимо под влиянием охватившего его волнения, помыслы его облекались в форму глубоко-душевного лирического излияния… Он в миру вел жизнь пустынника. Несомненно, эта способность созерцания стояла в связи с его душевной чистотой. Его ангельская чистота и бесстрастие, которыми была проникнута последняя, предсмертная исповедь, которую я принимал от него, привели меня в какой-то священный ужас. Я после этого понял душевное состояние Петра, когда он воскликнул: “Господи, отойди от меня, ибо я человек грешный”».
Мы знаем из Предания нашей Церкви святоотеческое толкование слов Господа о хуле на Духа Святого, отцы чаще всего говорят о грехе уныния как о хуле на Духа. Господь может изменить многое в нашей жизни, но мы сами можем закрыться от благодати Божией, и это — единственная причина, по которой Господь не сможет исправить наш путь. Мы называем Духа Святого Утешителем. И когда мы отказываемся добровольно от Его утешения, когда говорим, что Бог не может ничего изменить в нашей жизни, когда верим в это — всё это становится нашей реальностью. Реальностью, в которой мы сами себя закрываем от Божественной помощи.
В наше время, как кажется, даже и не нужно специально искать поводов для разочарований и уныния — мир вокруг в сильнейшем напряжении от экономических и эпидемиологических потрясений, всюду говорят об ухудшающейся экологии, о грядущей войне, нестабильности и туманности будущего. И, как кажется, нашим современникам слишком тяжело уповать на Господа, открываться Его утешению и не унывать.
Но вот мы собраны вокруг раки с мощами святого, который жил совсем недавно. Жил необычайно тяжело, в еще более сложном мире, с реальными войнами, со ссылками за веру, с преследованиями и с угрозами смерти. Но имел всю надежду свою на Господа, а потому ничего не боялся и никогда не унывал, ступал твердо по земле Божией и не сомневался в своем Небесном Отце.
Поэтому, когда нам будет казаться, что тучи сгущаются, что всё вокруг из рук вон плохо и никакой надежды уже не может быть, — давайте вспоминать о том, что этот мир наш — всё же творение Божие. Он его хранит, Он нас утешает и Он заботится о нас. Мы чувствуем страх и смятение лишь тогда, когда позволяем обстоятельствам и людям нас пугать, когда забываем о том, что и волос с головы нашей не упадет без воли Отца. Давайте вспоминать и о том, как гораздо более сложные и опасные времена с великой надеждой, упованием и любовью проходили на пути к дому Отца своего наши святые предки, такие как преподобноисповедник Сергий (Сребрянский).
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 28 декабря 2021 года. День памяти преподобноисповедника архимандрита Сергия (Сребрянского). Воскресенский кафедральный собор, Тверь.