07.11.2021 | Притчи

Справедливость богача и Лазаря

Сегодня нашему духовному взору в притче предстали нищий Лазарь и безымянный богач, встретившиеся в загробной жизни, где каждый из них получил заслуженное ими по справедливости. Лазарь прожил всю жизнь в муках. Он лежал, покрытый язвами, на пыльных дорогах под палящим солнцем и у стен восточных городов, куда сбрасывали нечистоты. Он мечтал насладиться крошками, которые падали со стола богача, и псы, приходя, лизали язвы его. И так много, много лет длинной и мучительной жизни.

Богач же, наоборот, каждый день блистательно пировал, одевался в драгоценные ткани — порфиру и виссон, жил, ни в чем себе не отказывая и не замечая, что где-то у ограды его дворцов, изнывая от голода и боли, лежит голодный Лазарь.

И вот с ними обоими случается то, что происходит с каждым живущим в мире человеком, что уравнивает и приводит к единому знаменателю каждого на земле,  богатого и нищего, блистательного и бесславного, властного и безгласного: они умирают. А после смерти оказываются в противоположных ситуациях: Лазарь попадает в Лоно Авраамово — место, в котором обитают души праведников. А богач, наоборот, оказался в месте мучения. Но, видя как будто издалека нищего Лазаря, он попросил Авраама, чтобы Лазарь, намочив персты свои водой, обтер его губы, растескавшиеся от жара и мук. Он мечтал о каплях воды, падающих с рук Лазаря, так же, как прежде Лазарь мечтал о крошках со стола богача. Но Авраам отказал ему, сказав, что свои удовольствия и утешения он уже получил в земной жизни, а теперь, после смерти, это невозможно, ибо велика и непреодолима пропасть между ним и Лазарем.

Как кажется, эта притча имеет центральным смыслом справедливость. Богач был несправедлив сам к окружающим его обездоленным, нищим, убогим, жалким, голодным людям. Но после того как он оказывается по ту сторону жизни — сам начинает просить для себя справедливости. 

Удивительно то, что так совпало, что церковное воскресное чтение о богаче и Лазаре пришлось на такую дату календаря, в которую наша страна многие десятилетия праздновала событие государственного переворота, революции. Ведь тот переворот и то народное восстание были тоже связаны со справедливостью, справедливость была центральной идеей восстания. Дискурс справедливости и равенства был главным в риторике тех времен и послужил главным толчком к огромному кровопролитию гражданской войны, а затем — еще большему кровопролитию в первые десятилетия существования самой справедливой страны на земле. Всё это закончилось миллионами человеческих жертв, положенных на алтарь человеческой идеи о справедливости. 

И поныне некоторые говорят, что Христос был первым социалистом, потому что говорил о справедливости и поддерживал бедных, а богатых осуждал. В том числе и опираясь на нынешнюю евангельскую притчу о справедливом возмездии. И идея о справедливости и всеобщем благоденствии и равенстве так нравится людям, а особенно молодым, которые всем сердцем стремятся к правде. Идеология эта, будучи в корне своем действительно стремящейся к некому благу для людей, почему-то, реализуясь на нашей земле, породила колоссальную несправедливость ко многим, многим людям, от нее пострадавшим.

В нынешней дате мы видим исполнение всего того, что слышали в Евангелии. Богач при жизни не желает и говорить о какой-то справедливости, ведь справедливость означает базовые права и возможности для каждого, и для него, и для нищего Лазаря. Это права жить достойно, питаться достойно, иметь достойное образование и вести достойный человека образ жизни. Это ведь почти то же самое, о чем говорит и социализм в своей теории. Богач не хочет даже хоть чем-то малым поделиться ради хоть какой-то справедливости. Однако после смерти он ожидает чего-то противоположного, что ему будет предоставлена возможность реализовать себя как человека, иметь какое-то достойное место для существования.

Единственная проблема, которая произошла с социализмом, состоит в том, что его прекрасные идеи, получая земную реализацию, создают всё то же неравенство, но на качественно ином уровне: справедливость, которая была поднята на знамя и провозглашена главной целью жизни, достается только каким-то определенным людям. Другие же получают трудовые лагеря, обездоленность, побои, голод, расстрелы, обвинения без возможности оправдаться даже хотя бы по-человечески, перед смертью. И вот что важно: те, первые, считают такое положение вещей по-настоящему справедливым, и в этом смысле в их идеологии всё сходится.

Христианство, безусловно, содержит в себе идею справедливости. Оно говорит об уважении человеческого достоинства и о любви к каждому: и к другу, и к врагу. Но вместе с тем мы понимаем, что после грехопадения идеальный мир и идеальное человечество невозможны. Бессмысленны и попытки создать новый рай на земле вместо потерянного прежнего. И знаем, что единственный шанс достигнуть какой-то справедливости — то, что конкретно каждый из нас, стоящих здесь и внимающих словам Христовым, каждый из нас может стать таким пространством, где любовь и справедливость, достойное отношение без воззрения на статус или бесславие оказываются каждому. Когда каждый из нас, верующих во Христа, составляющих Церковь Его, будет не декларативно, не на словах, но действительно считать каждого человека достойным.

Считать каждого достойным, потому что пространство Церкви — это пространство подлинной любви и справедливости. И если мы составляем это пространство, то Бог поможет нам самим становиться любящими и справедливыми, когда мы этого захотим. Во вселенском масштабе мы никогда не сможем всего этого добиться, потому что там действуют другие законы, связанные с грехопадением. Ведь Христос сказал, что Царствие Божие внутри нас, и это не констатация факта, но призыв быть таковыми, чтобы Царство было в каждом из считающих себя Христовыми. И когда мы становимся проводниками этого, неземного, Царства, тогда мир и справедливость хотя бы в ограниченном пространстве прихода, монастыря или семьи возможны.

Мы Церковь, когда мы любим Христа, и исходя из этой любви любим ближнего. Когда относимся к любому встречному как к человеку, как к образу Божиему всегда, вне зависимости от его политических взглядов, социальных обстоятельств, приключившихся с ним, или греха, о котором мы знаем. У нас должно не получаться оказать эту любовь к другому только тогда, когда другой не хочет или не способен ее принять.

Так и богач просит сначала о себе, а потом и о родных своих, но получает ответ: они не поймут, даже если мертвый Лазарь к ним придет, они просто не хотят принимать закон любви и закон достоинства. Ведь и ты, когда жил, не хотел его принимать. Ведь у них есть пророки и Моисей, уж куда более авторитетные, чем умерший бедняк Лазарь, — но они и их не хотят слышать, потому что это всё им неблизко. 

А это означает, что всеобщее равенство и справедливость невозможны, к сожалению, потому что не все хотят добра. Не все хотят быть причастными благу. Не для всех справедливость означает то же, что под ней понимаем мы. И задача нас, христиан, состоит в том, чтобы быть людьми, в которых другие смогут разглядеть возможную справедливость Царствия Божиего, через которых можно войти в иное пространство жизни и приобщиться к благу. А для этого мы должны быть проводниками его.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 7 ноября 2021 года. Неделя 20-я по Пятидесятнице. Воскресенский кафедральный собор, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.