17.03.2023 | Вера

Слова составляют нашу внутреннюю суть

Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется. Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается (см. Притчи 10:31–11:12), — слышали мы древнюю мудрость из книги Притчей Соломоновых. Казалось бы, речь всего лишь о словах, о произнесенных языком и голосом звуках, вроде бы довольно скромных с физической точки зрения явлениях — но о каких последствиях и физических проявлениях говорит пророк! Кажется, что это, скорее, образы и поэзия: слова, разрушающие города. Однако если мы посмотрим на историю хоть нашей страны, хоть общемировую историю, новейшую или чуть более давнюю, то увидим, что действительно именно слова, именно конструкты, произнесенные и выраженные человеческим языком, становились поводом, отправным пунктом, началом или концом трагедий, войн и разрушений. Города действительно рушатся сказанным словом.

Мы видим, что автор этих строк концентрируется даже не столько на произнесенных словах, сколько на источнике этих слов — на языке, а если трактовать чуть ближе к контексту — то на личности, произносящей слова. Ибо источник слов, добрых или смертельных, — всегда конкретный человек. В центре внимания этой притчи находится характер говорящих уст. Говорить могут и праведники, и нечестивые. Результат их слов различен, потому что различен их характер и внутреннее устройство. 

Бывает так, что мы произносим глупость, слова злые или едкие, слова гневные или скверные. Особенно — в некие кризисные моменты, в минуты раздражения, досады или страха. Кризисные моменты ведь действительно показывают нашу суть, неслучайно греческое «крисис» переводится как «суд», потому что и Суд Божий таким же образом покажет именно нашу суть. Суд будет таким кризисным моментом для нас, что мы не сможем удержать своего внутреннего «я», себя настоящего, которого мы так старательно скрываем за масками, когда это нужно. 

Так вот, часто после того, как мы произносим такие слова, мы говорим: «Я не хотел сказать этого» или «Я не знаю, почему я так сказал». На самом же деле то, что мы говорим в минуты искушения, лучше прочего отражает то, каковы мы на самом деле. Один человек, когда случайно ударяет себя молотком по пальцу, говорит «Господи, помилуй», другой же говорит иные слова. Потому что задолго до того, как что-то выходит из наших уст, оно рождается у нас в сердцах. Никогда мы не высказываем вслух тех слов, которых не высказали бы в тайном разговоре с самими собой. А образ наших мыслей — это и есть мы. И в таком смысле наши уста — лишь дверь, через которую выходит наружу наш характер, наше внутреннее устройство, мы сами, какие мы есть перед Богом.

Из одних и тех же уст исходят благословения и проклятия. Братья мои, этого не должно быть. Разве могут ручьи пресной и соленой воды бить из одного источника? Братья мои, разве может смоковница плодоносить маслинами, и разве может виноградная лоза плодоносить смоквами? И соленый ручей не может источать пресную воду (Иак 3:10–12), — обращается к Новозаветной Церкви апостол Иаков. Он напоминает нам о том, что если мы допускаем в словах своих скверну, особенно — в решающие, кризисные моменты жизни, то на самом деле мы и есть скверные, ибо вся наша благожелательность во времена мирные, вся наша законопослушность в мещанскую эпоху разобьется вдребезги во время Страшного Суда Божиего. Ибо мы таковы, каковы мы во время скорби и гнева, шума и ярости.

Будем помнить об этом, братья и сестры. И будем задавать вопросы своему внутреннему человеку и обращать внимание на те слова, именно на слова, которые составляют нашу внутреннюю суть. 

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 17 марта 2023 года. День памяти благоверного князя Даниила Московского. Храм иконы Божией Матери «Всецарица», Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.