21.03.2021 | 

Следовать Истине

Мы с вами прошли маленький отрезок постного пути и достигли первого верстового столба, именуемого Церковью Неделей Торжества Православия.

И хотя вспоминаемое нами ныне торжество есть действительно радостное событие — восстановлено после лет забвения и многих распрей иконопочитание, восстановлена истинная вера в Восточной Римской Империи, — путь к этому торжеству был отнюдь не гладким, он выстлан телами мучеников и орошëн их кровью.

Мы уже достаточно привыкли к тому, что вера сейчас — это нечто безопасное, привыкли, что никто нас ни в чём не ограничивает в этом вопросе. И потому мы порой увлекаемся внешним, забывая о внутреннем содержании. Мы радуемся прекрасному убранству храмов, стройному пению церковных хоров, величественному шествию участников крестных ходов. И порой именно это нам хочется назвать Торжеством Православия, его величием, его красотой, его богатством.

Но исповедники иконопочитания, восстановление которого мы сегодня так торжественно отмечаем, не особо переживали обо всём этом, хотя, несомненно, и сокрушались, видя, как истинная вера оказывается отринутой. Но именно она — истинная вера — была для них самым важным, самым ценным, самым величественным и самым прекрасным.

Следовать Истине, независимо от обстоятельств, действовать, руководствуясь Истиной и только Истиной, — и означает быть православным, то есть членом Церкви. И подчас это бывает очень непросто, ведь Истина всегда понуждает нас быть не только верными догматическому учению отцов, красота которого действительно удивительна, но и верными их образу жизни, их моральному облику. И подлинное Торжество Православия возможно только тогда, когда Истина пронизывает всю нашу жизнь. Когда наше почитание Бога выражается не только в словах, но и во всей нашей жизни.

Как писал архимандрит Софроний (Сахаров),

быть православным — значит быть святым по жизни и совершенным в познании Божественной Истины».

И это невозможное требование. Неприложимое ни к кому из нас, но приложимое к Церкви. Будучи свята и непогрешима святостью и непогрешимостью Господа Иисуса Христа, Церковь наша потому называется православной. 

Но Церковь — это не величественные храмы, не иерархия, не духовенство и даже не миряне. Церковь, как пишет митрополит Антоний Сурожский, — «это место, где люди и Бог едины». Церковь — это прежде всего община, собранная вокруг Христа и следующая за Ним, куда бы Он ни пошел, и старающаяся во всём подражать Ему. Ибо Он и есть воплощëнная Истина. Истина, которую хранили как главную ценностью многие поколения членов Церкви, бывшие до нас. И именно эту ценность они и постарались нам передать. Торжество этой Истины мы и совершаем сегодня.

Торжество, которое в разное время может быть величественным и тихим, видимым всеми и скрытым в сердцах немногих верных, которые, по слову апостола Павла, прозвучавшему только что, 

верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр 11: 33–38).

Они сохранили всё то, что мы сегодня провозглашаем, как торжество веры нашей. Торжество не надменное, торжество не как превосходство, а торжество — как удивительная возможность быть причастными к людям, которых весь мир не был достоин.

Торжество, которому все мы стараемся соответствовать по мере сил. Эта попытка будет длиться всю нашу жизнь. И всякий раз, вставая на путь поста, мы как бы предпринимаем эту попытку заново. Мы как бы вновь сверяем наши карты и компасы, удостоверяясь, что за прошедшее время мы не сбились с пути, но идём в правильном направлении, в том направлении, которое многие и многие поколения праведников, на которых мы ориентируемся, и называли — Святое Православие.


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. Неделя первая Великого поста, Торжество Православия. 21 марта 2021 года. Воскресенский кафедральный собор, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.