08.03.2022 | Вера

Скорбь об утраченной любви

Мы вновь совершили покаянный плач от лица всего человечества и лично от каждого из нас. Произнесенные слова, мелодии песнопений Великого канона объединяют нас в этом плаче со всеми жившими прежде, со всеми, кто собирался в этом монастыре до нас, во многих храмах, в катакомбах и в своих домах во дни Великого поста для совершения богослужения с чтением Великого канона Андрея Критского. Слова покаянного канона словно стали живой нитью, объединяющей кающихся людей, сшивающей разорванные отношения, сшивающей наши души, поврежденные беспощадным лезвием греха.

Христианское покаяние всегда покаяние перед кем-то. Перед человеком, которого мы обидели или оскорбили, перед близкими, которых могли ранить. Такое покаяние мы совершаем регулярно. Но нынешнее покаяние — перед Богом, перед Небом, перед Отцом Небесным, покаяние, совершающееся в Церкви Христовой, всей общиной, словно предстояние человечества перед Богом. Сегодня мы каемся от лица всего человечества и каждый от себя, поскольку всё человечество и есть сумма, которая складывается из нас, из каждого человека в отдельности.  

Древние слова Великого канона напоминают нам, что с нами не всё в порядке. В ежедневной жизни мы настолько привыкаем к своему состоянию, настолько теряем ощущение благодатной жизни в мире с Богом и с окружающими нас людьми, что не чувствуем той глубины падения, в которой оказываемся. Самые большие падения ведь не происходят одномоментно. Когда мы падаем молниеносно — мы это замечаем и как раз можем скоро восстать, но когда мы сходим вниз поступательно, раз за разом опускаясь всё ниже, — это сложно заметить. И слушая творение святого Андрея, который представляет перед нашим внутренним взором историю падений человечества, истории падений и восстаний святых, историю греха и любви Божией, мы понимаем и начинаем чувствовать, насколько сами больны и насколько нуждаемся в Божественном вмешательстве в наши жизни.

Покаянное чувство — это не состояние угнетения, не жалость к себе, не уныние и мрак и не просто угрызения совести. Покаяние — это ощущение утраченного общения с Богом, желание восстановить порушенные отношения, желание изменить свою жизнь, чтобы выйти из того состояния, в котором мы оказались. Покаяние — это скорбь об утраченной любви. Любви, которая реализуется в общении с Богом и друг с другом. 

Бывает так, что мы, хотя и готовы каяться и сожалеть о своих грехах, отказываемся принимать прощение. Каким бы это ни казалось парадоксальным, но принимать прощение бывает тяжело. Потому что прощать нас должен кто-то: Бог или человек, а наша гордыня противится такой зависимости от чужой любви. Ведь быть прощенным — значит покориться чьей-то любви, принять эту любовь, будучи даже не всегда к ней готовыми. Таинственное действие покаяния именно в этом заключается: Бог любит нас всегда, но мы далеко не всегда готовы ответить Ему взаимностью. Об этой любви, которая готова принять нас, несмотря на все наши падения и отступления, вновь и вновь напоминает нам Великий канон. Ведь мы хотя и молимся, и просим о прощении, тем не менее часто оказываемся недостаточно мужественны и открыты, чтобы это прощение принять. Принять — а значит, развернуть свою жизнь и начать жить совершенно иначе. 

Господь открывает нам светлый и спасительный путь. Он вновь напоминает о том, что мы с этого пути свернули. И сегодня у нас есть возможность развернуть свою жизнь вспять, чтобы вернуться к Отеческому дому.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 8 марта 2022 года. Вечер вторника первой недели Великого поста. Свято-Екатерининский монастырь, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.