05.12.2021 | Богослужение

Притча о богаче

Мы услышали притчу о богаче, которого Бог назвал безумным. Он трудился, и вот на его поле случился хороший урожай. Обрадовавшись, он решает разрушить старые хранилища зерна и построить новые, больше, чтобы собрать в них всё добро свое. А потом, думает он, скажу душе своей: душа! много добра у тебя теперь, на многие годы хватит. Покойся же теперь, ешь, пей и веселись! И слышим голос Бога, обращенный к богачу: безумный! В эту ночь душу твою возьмут от тебя. Кому достанется то, что ты заготовил? (См. Лк 12:16–21).

Что мы видим, чувствуем и понимаем, когда нашему внутреннему взору предстают образы этой притчи Христовой? Чаще всего мы видим ситуацию достаточно прямо: вот, злой и глупый человек, самонадеянный и жадный. Его ждет справедливое возмездие, Бог заберет его душу за такое поведение. Это то, что на поверхности, вольно или не отдавая себе в том отчет, нам хочется думать так. Но то ли это, о чем хотел сказать нам Господь?

Ведь если посмотреть с другой стороны, человек этот трудился, ответственно и мудро подходил к ведению своего хозяйства, и труд его был вознагражден. А теперь он думает о том, как сохранить плод рук своих, уберечь от сырости и зноя, от вредителей и воров собранный хлеб с поля. И тем более странным кажется обвинение его в глупости, звучащее из уст Бога, особенно в наше время развития технологий труда, время, когда уже и индустриализация с ее стремлением делать больше, получать больший результат, продумывать технологические процессы наперед, для более высокой отдачи с каждого клочка земли, кажется уже глубоким прошлым. Нам всем ведь кажется само собой разумеющимся то, что много трудиться и получать хорошую отдачу — с земли ли или из любого другого источника благосостояния — хорошо и правильно. 

Знаем мы и не хуже, что думать о завтрашнем дне, думать о пенсии и о благосостоянии детей — тоже важно. Правильно откладывать на старость, на образование детей, планировать свой быт и бюджет. Не осуждает в прочих случаях подобной мудрости и Христос: например, в той же притче о талантах Он говорит о том, что лучше умножать то, что дал Бог, а не просто закапывать и оставлять в неизменном состоянии. Так в чем же вина сегодняшнего богача?

«Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет», — слышим мы вердикт Христа об этом человеке. Он всё делал правильно, но он забыл о том, что то, что он получил, — не принадлежит ему, ибо всё в мире принадлежит только Богу, дающему плоды земные. Богатый человек неправ, потому что забыл о том, что полными житницами не избавить себя от смерти, ибо жизнь человеческая в руках Творца. Он радовался так потому, что думал, что хлеб — это и есть жизнь. У него есть хлеб на много лет, а значит, автоматически он проживет эти годы, питаясь собранным.

Но самое, пожалуй, главное, что можно заметить, — он не думает ни о ком. Не думает не только о Боге, но и вообще ни о ком другом. Он даже разговаривает сам с собой, что симптоматично. Мир его сузился до пределов его амбаров и дома, он так приучил себя во что бы то ни стало идти только к одной цели, богатству, что стал совершенно одинок, но не чувствовал себя несчастным от одиночества, наоборот, чувствовал себя удовлетворенным. Вместо разговора с ближними он предпринимает разговор с самим собой, вместо разделения радости от изобилия плодов земных с ближними — он разделяет ее только с собой. И в этом его величайшее несчастье. 

И Бог, Который обращается к нему и говорит о том, что он умрет в эту ночь, спрашивает: кому достанется всё то, что ты заготовил? Подумал ли ты о таком варианте исхода событий? Не забыл ли ты в своей гонке за богатством, за выполнением планов и целей о том, что перед лицом смерти, перед лицом Божиим это всё — ничего не значит? Что это было важным только для тебя одного, ты ни с кем не поделился и никого не имел в виду, двигаясь к своей цели. Ты делал всё это не для того, чтобы кому-то помочь, хотя бы своей семье. Но делал лишь для того, чтобы, достигнув это, сказать: как здорово, теперь я могу только наслаждаться, только есть, пить и веселиться. Именно в этом и была твоя цель жизни. И вот ты ее достиг. Неважно, умрешь ли ты сегодня ночью или такой же ночью через несколько лет. Ты точно умрешь. И что тогда? Что ты оставишь после себя? Плоды своего веселья, объедки со своего стола, да твое крайне растучневшее тело, которое едва будет помещаться в гроб? Не кажется ли тебе, что, даже не умерев, ты уже умер, объявив себя полностью счастливым и состоявшимся только потому, что теперь ты вволю можешь есть, пить и веселиться?

Мы все подвержены этому соблазну. Когда даже самый благородный труд, приносящий добрый плод, делается лишь средством обогащения. Когда обогащение это становится самоцелью, без привязки к пользе от богатства, без помощи ближним, без благодарности Богу. Таким богатством может быть не только зерно, как у богача из Евангелия или деньги, как у богачей современности. Что угодно может поработить сердце, если мы стремимся к этому, но забываем о Боге и о ближних: собственные успехи и таланты, признание от других людей, интеллект, внешняя красота, и даже — духовные проявления в жизни. 

И лишь только тогда, когда мы начинаем отдавать Божие обратно Богу, — только тогда наше богатство, внутреннее или внешнее, становится оправданным. Богу не нужно ничего; но Он хочет научить нас милосердию, состраданию и любви к ближним. И отдать что-то свое Богу мы можем лишь отдав это нуждающемуся человеку. Наверное, в этом самый главный урок притчи о богаче, который мы можем сегодня вынести. Чтобы на вопрос «Ты умрешь, кому всё это останется?» — мы могли бы с чистым сердцем ответить: «Уже осталось. Я уже всё это отдал другим. Ибо так и поступают те, кто не для себя собирает сокровища, но в Бога богатеет».

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.