01.10.2022 | Вера

Правда о человеке

Евангелие всякий раз дает нам пищу для размышлений и ответ на вопросы нынешнего дня. Слова Христа уникальны тем, что они сказаны не на злобу дня, но произнесены как принцип сотворенного мира. Всякие события – проходящи, но вечно то, о чем говорил Господь. Именно поэтому мы вновь и вновь обращаемся к сказанному Господом и всякий раз получаем ответы на вопросы, казалось бы, не существовавшие в то время и в том обществе, к которому Он обращался.

Сегодня мы слышали Его ответ иудеям: “Много имею сказать о вас и многое судить…” (Ин. 8: 26). Именно это и делал Богочеловек: Он открывал правду о человеке, делал это сильными словами. Из этих слов мы знаем о состоянии человека так, как это видит Бог. Человечество заблудилось тогда, когда перестало знать правду о себе самих. Когда человек вместо искренности и честности стал придумывать и создавать мир иллюзий, погружаясь в них и веря в них настолько, что перестал различать, где правда, а где вымысел. Всякий вымысел и всякая придуманная картина мира, хотя и кажется нам порой невинной игрой – влечет в неправду, в ложное восприятие Богом созданного мира, в ложь и ее следствие – смерть. Неслучайно и сатану Он называет отцом всякой лжи – потому что ложь и ложное восприятие собственной жизни – ведет к непоправимым последствиям, поскольку затмевает истинные цели жизни человеческой и ведет к самым трагическим исходам.

Мы знаем, что на ложных предпосылках основывались многие нестроения. Мы знаем что ложь, как основное средство борьбы, использовалась и используется узурпаторами, убийцами, разжигателями войн и бедствий. Порой ложь эта имела в своем основании самые добрые мотивы и предпосылки. Но от того, что ложная картина мира построена на добрых предпосылках – она не перестает быть ложной и все так же ведет к боли, греху, крови, смерти. И именно поэтому все Евангелие – о том, как начать распознавать правду о себе и мире, как быть честными прежде всего с самими собой, потому что мы склонны погружаться как будто бы в альтернативные реальности и терять из виду правду. Это как будто бы если бы мы пытались найти маршрут в одном городе по карте другого города – вроде бы и улицы те же, и дома есть, и карта в руках – но никогда не найти нужного дома. А для нас самый главный дом – дом Отца нашего.

И мы знаем из Евангелия и из святоотеческого опыта о том, как справляться с этим своим ошибочным восприятием, с этим существованием в мире грез, фантазий, в мире навязанных идей и нарративов, выгодных кому-то, но опасных для нас самих. Это средство, вроде бы и простое, но на практике так сложно реализуемое: быть во всех поступках и мыслях своих, в каждом разговоре и действии неумолимо честными с самими собой и с другими людьми. Когда говорим что-то – не пытаться что-то доказать, чтобы потешить чувство собственного достоинство, не преувеличивать и не преуменьшать собственных возможностей и достижений. С каждым человеком, каким бы он ни был, не допускать и тени лицемерия и неправды. В собственных мыслях не тешиться мечтами и иллюзиями, а пытаться жить той минутой, в которой мы находимся – и воспринимать ее как самую важную в жизни. Ну и наконец – в общении с Богом быть предельно честными, говорить с Ним о том, что действительно волнует, не пытаться перед Ним показаться лучше, чем есть на самом деле. 

Все это способно рассеять дым неправды, который застилает нам глаза. Это может открыть с помощью Божией взор свой на себя самих и на весь мир – и увидеть, что мы делаем на самом деле, кто мы такие на самом деле, в каком дурмане мы проходим жизненный путь свой. Это помогает увидеть истинное положение вещей и навсегда победить страх, который живет в каждом из нас из-за нашего непонимания настоящего и будущего.

Сегодня мы собрались вокруг мощей преподобного Сергия Радонежского, простого монаха, жившего в далекой глуши, убежавшего от мира, чтобы найти мир в себе. Он смог, путем молитвы и сосредоточения, путем жизни с Богом найти эту правду о себе и о мире так, что за советом о том, как поступить, к нему начали съезжаться из всех уголков земли. Потому что он знал правду тогда, когда люди плутали и были связаны собственным непониманием, амбициями, злобой и страхом. Мы знаем преподобного Сергия, как миротворца, который тихими и кроткими словами мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца, который примирял враждующих между собой князей и утешал бушующие страсти, которые выражались в пролитии крови.

Давайте сегодня, когда все мы погружены в собственные страхи и непонимание происходящего, помолимся ему у его честных мощей о том, чтобы он помог и нам открыть правду о самих себе. Чтобы он, как он делал это и при жизни, помог и в нынешнем ожесточении и коснулся грубых и ожесточенных сердец. Чтобы в жизнь нашу вновь пришел мир, покой и тишина. Чтобы он вознес свои молитвы Богу о нашем Отечестве, как он это делал всю жизнь свою и сотни лет после смерти. И его святыми молитвами милостивый Господь да поможет всем нам видеть правду о себе и о мире и через это видение и через смиренное доверие своей жизни Богу – избавиться от страхов, которые терзают сердца наши. 

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 1 октября 2022 года. Принесение ковчега с частью мощей преподобного Сергия Радонежского в Тверь. Воскресенский собор, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.