12.07.2022 | Вера

Плоды апостолов

Мы совершаем память первоверховных апостолов Петра и Павла, один из четырех великих праздников годового круга, перед которыми положен более или менее продолжительный пост. Само наличие поста перед праздником напоминает нам о том, что в празднуемом дне сосредоточен такой смысл, который не постичь без усилий, «с наскока», для погружения в него необходима многогранная работа над собой. 

А если так, то это значит, что Церковь вложила в этот день некоторый особый смысл, о котором стоит порассуждать сегодня, чтобы осмыслить и усвоить, сделать практические выводы из духовного смысла нынешнего дня. Пётр исповедует Христа как Сына Бога Живого, а Господь говорит, что это исповедание Петра — камень, который станет основанием Церкви. Иными словами, то, что должно быть фундаментом Церкви, благодаря крепости которого и врата ада ее не смогут одолеть, — это христоцентричность Церкви и некий образ, который мы можем разглядеть в апостолах, в Петре, названным скалой, и в Павле, который и Христа не видел воочию, но сделал для благовестия очень и очень многое. 

Пример их жизней означает, что Христос должен быть основной темой, основным смыслом, главным нервом нашей церковной жизни. И вроде бы это вещи до того очевидные, что и говорить об этом вроде бы нечего. Но если всмотреться в нас самих, составляющих Церковь Христову, то увидим ли мы, что действительно Христос — наш Центр и единственный смысл? 

Апостол Павел, проповедуя среди афинского ареопага, среди язычников, говорил о Христе: «…мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: “Мы Его и род”» (Деян 17:28), показывая этими словами главное напряжение, основной нерв Церкви первых христиан — даже будучи призванными для ответа в главный орган власти государства, говорить только о Христе. Весь Новый Завет — свидетельство того, как апостолы и первые христиане, все те люди, благодаря которым Церковь распространилась среди народов, ставили не идеологию, не политику, не представления о собственной правде, не, может быть, чрезвычайно важную, но сиюминутную ситуацию в их мире, но именно Христа в центр всего, о чем они говорили и что они делали. 

Конечно, они могли бы поступать гораздо комфортнее, могли бы говорить о текущих событиях, в ареопаге — поддерживать тех или иных его представителей, имея благой целью распространение учения. Быть немного уступчивее, чуточку сговорчивее и не столь упрямыми и бескомпромиссными. Но они даже ценой собственных жизней выбирали говорить о Христе и только о Нем, и во многом благодаря этому их словам верили. Они проповедовали не силой государственного аппарата и не привлекая административный ресурс, да этого всего у них и не могло быть; привлекательность их жизней, правдивость их слов, которым придана самая высокая цена — цена свободы и смерти, — именно они становились свидетельством Бога в мире и увлекали за собой новых и новых последователей, новых членов Церкви Христовой и граждан Небесного Царствия.

Наша Церковь — апостольская, сказано в Символе веры. Апостольской Церкви присущи непрестанное ожидание нового пришествия Спасителя, трепет, горячность, любовь и волнение, всё то, что составляет истинную жизнь, а не мертвенную законсервированность в себе самих и собственных идеях. Мы помним о Пятидесятнице, когда родилась наша Церковь, — люди думали, что первые христиане просто пьяны, настолько велико было их воодушевление и внутренний подъем. Сегодня, заходя в наши храмы, чаще можно увидеть людей не словно бы пьяными от благодати и радости, но скорее спящими. А апостолы, появляясь где бы то ни было, как это было и при жизни Христа, никогда не оставляли людей равнодушными, будоражили местное сообщество своей необычностью, своей непохожестью, своим отличием от всего, что люди видели доселе. Это Церковь апостольская; но таковы ли мы?

Можно ли сказать, что вся наша социальная работа ныне — скорее просто гуманизм, нежели христианская любовь? Можно ли сказать, что часто слова наши, смешанные с сиюминутной повесткой, говорящие о Христе не напрямую, но как бы вскользь, а часто — и вообще обходящиеся без Него, — не потеряли свою силу, подобно соли? Можно ли сказать о том, что и мы сами, наша проповедь, облеченная в рамки согласия и норм, давно перестали быть будоражащими умы и интересными из-за своей искренности и непохожести на то, что нас окружает? Помогаем ли мы людям, незнакомым со Христом, увидеть именно Воскресшего и Живого Христа Иисуса, а не «добрые дела вообще», «социальную повестку», «призывы быть гуманнее»? 

Мне кажется, нынешний день, день памяти первоверховных апостолов, должен бы напомнить нам именно об этом. Сравнить себя с ними, чтобы понять, похожи ли мы на них, похожи ли наши дела на их дела, есть ли у дел наших плоды, хотя бы издали подобные тем плодам, которые были у апостолов. И, сравнив, постараться найти причину этой разницы. Ведь главной миссией Церкви, у истоков которой стояли они, были слова о Христе, способные изменить человеческие сердца. А помимо слов было бескомпромиссное и бесстрашное исполнение принципов, данных Христом. И мир, спорящий с верой, спорящий с догматическими положениями, спорящий с традициями и правилами, ничего не мог сказать против примеров изменившихся жизней. А именно это и совершается, когда Благая Весть Христа проповедуется и возвещается с силой и властью Святого Духа, как это делали святые апостолы.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 12 июля 2022 года. День памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.