22.03.2021 | 

Неравный труд и одинаковая награда

В день памяти сорока мучеников Севастийских мы слышали евангельскую притчу о том, как хозяин виноградника нанимает работников, договорившись о дневной плате в один динарий. Это происходит рано утром. Чуть позже хозяин вышел из виноградника и увидел новых подëнщиков, которые хотели наняться. Он и их пригласил. Потом хозяин выходил ещё в полдень и пополудни и тоже находил ожидающих работы, он и их приглашал. В конце же рабочего дня, когда остался лишь час до конца работ, он вышел вновь и опять нашёл ожидающих работы людей. Он и этих, пришедших в конце рабочего дня, пригласил. 

Вскоре на землю опустилась ночь, работать уже стало невозможно, и все работники собрались у входа, чтобы получить причитающуюся оплату. И хозяин распоряжается, чтобы управитель дал полную плату — по динарию — всем, начав с последних и до первых. И те, кто пришёл на работу самым ранним утром, стали возмущаться, ведь они отработали не поднимая головы целый день, а эти, пришедшие только что, и десятой доли их труда не сделали. Но труд их был оценён как равнозначный. И они стали высказывать свою обиду и негодование хозяину. 

Хозяин ответил возмущающимся, задав три вопроса: Не за динарий ли ты договорился со мною? Разве я не властен в своём делать, что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр? (Мф 20:13–15). То есть, он сказал, что никого не обидел, выполнил всё, о чём договаривались, никого не обманул. И дело тут не в справедливости, а в зависти. Ведь, казалось бы, почему не порадоваться с теми, кто, возможно, ждал до вечера, уже отчаявшись найти работу и принести домой хлеб, в минуту отчаяния обрёл надежду, получил почти даром то, что другим досталось так тяжело?

Эта притча обращает наше внимание на наши собственные мотивы в службе Богу, в делании чего-либо ради Господа. Разве и мы, особенно те, кому посчастливилось быть в Церкви много лет, не думаем порой о том, что если мы с детства или юности в храме, прошли вместе с Церковью трудные годы, переносили тяготы и зной дня, а вот этот, новый человек, пришёл в Церковь совсем недавно — и он тоже получит столько же от Господа? «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф 19:30). Это слова повторяются в начале и в конце притчи.

Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» (Мф 20:16).

Господь напоминает нам о том, что в Царствии Небесном — всё совсем иначе устроено. И если мы привыкли вести счёт своим добрым делам, молитвам, поклонам, пожертвованиям — то мы будем разочарованы. Те, кто сделал гораздо меньше и, может быть, только пришёл, — могут стать первыми. Вспомним притчу о блудном сыне. Старший сын сказал отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлëнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими» (Лк 15:29). И здесь мы видим ту же логику. Для Господа один час работы может принести гораздо больше плода, чем десять или пятнадцать часов.

Прекрасный пример, в котором эта притча воплотилась в жизнь, — это сказание о мучениях сорока Севастийских мучеников. Они были подвергнуты мучению в озере, где стояли в ледяной воде всю ночь, до утра. И уже утром один из воинов, которые их стерегли, по сути, один из мучителей — Аглаий, видя их стойкость и веру, сам уверовал и присоединился к мученикам. Он зашёл к ним в воду, и уже вскоре всех их убили воины. И вот сегодня, перечисляя имена этих мучеников, мы произносим и имя святого Аглаия, пришедшего в последний час, но получившего ту же славу, что и остальные, подвергавшиеся мучениям всю ночь.

Господь милостив и щедр. Он щедр больше, чем мы, и Он даёт другому намного больше, чем дали бы мы. В нашей логике мы не оценили бы труд последнего часа. Но Господь ценит одну овцу более остальных девяносто девяти, и, как пронзительно сказал в огласительном слове на Пасху святитель Иоанн Златоуст,

щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печётся; и тому даёт, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдаёт честь и расположение хвалит».


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 22 марта 2021 года. Понедельник второй седмицы Великого поста, день памяти 40 мучеников Севастийских. Церковь 40 мучеников Севастийских в Конаково, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.