24.10.2020 | 

Настоящее сопереживание — разделить трагичность жизни с другим до конца

Дорогие братья и сестры, мало кому из нас доступно поистине понять переживания
человека, потерявшего всех самых близких людей. Наверное, умом и, отчасти, сердцем
мы понимаем, что это великое горе, пережить которое кажется невозможным, но его
подлинная глубина и тяжесть остаются для большинства из нас чем-то недоступным.
Неслучайно именно евангельский рассказ о таком человеке, о наинской вдове, становится,
своего рода, символом огромного милосердия Божия и примером любви для всех нас.

В самом тексте этого евангельского чтения рассказчик оставил знаки, указывающие на
внимательность и любовь Господа. Увидев погребальную процессию, Христос не просто
утешает рыдающую женщину, не просто говорит ей “не плачь”, но и вопреки всем
указаниям Закона прикасается к одру с умершим. Это очень короткий, но очень
знаменательный эпизод, очень трогательный жест не особо понятный нам сегодня.

В русском языке отношение Спасителя к вдове передают слова “сострадал”, “сжалился”, а
в славянском тексте, который был прочитан только что — “милосердова”, которое
встречается в Евангелии всего два раза: один раз — здесь и другой — в притче о
милосердном самарянине. О наинской вдове больше никто не может позаботиться, она
потеряла последнего родного человека в этом мире. О пострадавшем от разбойников тоже
никто не мог позаботиться, пока ему на пути не повстречался милосердный человек. Два
раза встречается это слово, и каждый раз, когда оно используется, результатом
сострадания становится не только отстранённая забота или добрые слова, но полное
участие и действие.

Бог не просто входит в жизнь этой вдовы как посторонний, как прохожий, видящий чужое
горе и пусть и сочувствующий ему, но не могущий поистине им проникнуться до глубины
своего сердца. Он входит в её жизнь как близкий и родной, как Тот, Кто переживает
также, как она. Его любовь и сочувствие — не дань нормам морали и этикета, это
подлинное со-бытие, со-переживание, со-страдание, разделение жизни с другим со всей её
трагичностью до конца.

Мы, вероятно, мало способны на такое глубокое отдание себя другому, понимание
другого, любовь к другому. Но, будучи причастны Христу через общение с Ним в молитве
и Таинствах, мы можем стараться, по крайней мере, отчасти быть причастными Ему и
через Его любовь. И если мы и не можем воскрешать умерших, передвигать горы, и
повелевать стихиям, мы, тем не менее, можем иметь раскрытое сердце, готовое принять
боль другого и сделать её своей любовью.

И это чудо любви пусть и не утешает так, как может утешить возвращение любимого
человека из объятий смерти. Однако, оно, в отличие от воскрешения мертвых может и
должно происходить ежедневно и ежечасно. И когда оно происходит, мы все вместе
поистине переживаем нечто Божественное, становясь ближе друг к другу и к Богу,
предвкушая Царство Его уже здесь и сейчас. Аминь.


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 24 октября 2020 г. Проповедь на
Евангельское чтение (Лк. 7:11-16). Неделя 20-я по Пятидесятнице. Церковь
Иерусалимской иконы Богородицы пос. Белый Городок, Кимрский район.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.