02.08.2021 | Святые

Наша пророческая миссия

О великом ветхозаветном пророке Божьем Илии Фесвитянине мы слышим и в апостольском послании, и в Евангелии. Но вообще, в Священном Писании Нового Завета пророк Илия упоминается больше, нежели другие ветхозаветные святые, пророки и праотцы. Мы помним, как он является во время Преображения Господа на горе Фавор. Мы помним, как при крестных муках Христа окружающие говорят об умирающем Господе: «Илию зовёт. Давайте посмотрим, явится ли Илия». То есть пророк Божий Илия имел огромное значение для народа Израильского. И мы знаем о пророчестве, что перед Вторым Пришествием Христовым Илия придёт, чтобы уготовить Ему путь, как во дни Христовы явился Иоанн Предтеча. 

Что мы знаем об этом великом пророке? В паремиях мы слышим о его ревностных подвигах. И ещё больше можем прочесть в древних Книгах Царств. По молитве пророка Илии «заключилось» небо и не давало дождя (3 Цар 17:1), из-за чего случился голод. По слову Бога пищу ему приносили вороны (3 Цар 17:6). По слову пророка пища в доме сарептской вдовы не кончалась (3 Цар 17:13–16). Илия воскресил отрока сарептской вдовы (3 Цар 17:21–22), который, предположительно, впоследствии стал пророком Ионой. Низвёл огонь на жертвенник в состязании с пророками Ваала (3 Цар 18:36–38). По его молитве Бог дал дождь на землю после трёхлетнего «заключения» неба (3 Цар 18:41–45). Говорил с Богом лицом к лицу, закрыв при этом своё лицо (3 Цар 19:9–14). Низводил огонь с небес как для наказания грешников, так и для знамения истинного Богопочитания (4 Цар 1:10–12). Разделял реку Иордан подобно Моисею, ударив по ней своей одеждою (4 Цар 2:8). Был вознесён живым на небо за особую праведность перед Богом (4 Цар 2:11).

История Илии пророка напоминает нам о том, что служение правде, служение пророческое — всегда не принимается человечеством. Любой пророк в истории приходил и возвещал глаголы Истины — и был гоним, уничижаем, проклинаем своим народом, поскольку говорил правду, а правда всегда неприятна и страшна для убегающих от неё. Так было с Илиëй, так было и с Господом нашим Иисусом Христом. Человек боится поступать по правде, когда все поступают иначе. Человечество боится правды о себе. Боится заглянуть в свою душу, увидеть в ней пороки, грязь, грех: увидеть всё это в себе действительно страшно. Не менее страшно заглянуть в свою душу и увидеть в ней Божественный свет, жажду чистоты и святости, стремление к Небесному Царствию. И то и другое правда. И то и другое есть в каждом из нас. Но и первое, и второе страшит нас, поскольку нам проще, комфортнее и ближе отвлекаться на что угодно другое, на любые развлечения, беспокойства и информацию, лишь бы не видеть правды. 

Правда Божия не сокрыта от нас. Господь дал её явно. Но чаще всего мы не то что не можем — мы не хотим её знать. Не хотим потому, что она нас ко многому обязывает. Не хотим потому, что она чаще всего противоречит нашим представлением о мире, Боге, о себе самих. Но без этой правды мы будем, как слепцы, искать в темноте свой путь и не находить. Именно поэтому для мира всякий, кто говорит правду, становится изгоем. 

Сегодня, как кажется, уже нет среди нас пророков. Хотя и нечестия в мире совсем не меньше, чем во время правления Ахава или Ирода. Сегодня пророческую миссию, повеление нести правду Божию миру, правду, открытую Самим Богом — Господом нашим Иисусом Христом, открытую уже не через пророков и Ангелов, но напрямую от Бога человечеству, — эту пророческую миссию несёт вся Церковь. Вся Церковь — то есть мы с вами, каждый, кто считает себя христианином, причащается Тела и Крови Христовых, становясь членом Богочеловеческого тела. И поэтому нам нельзя закрывать глаза на неправду. Поэтому мы должны прежде всего даже не словами, но делами и всею жизнью своей свидетельствовать о правде. Поступать по правде всегда, хотя все вокруг и поступают иначе. Говорить о Боге всегда, пускай для всех вокруг Он является скорее раздражающим фактором. Наша пророческая миссия — быть честными друг с другом и с самими собой. А быть честным в мире всегда сложно. 

Но только так, видя дела наши, понимая, что наша вера является утверждением этих дел — каждого на своём месте — ведь велики дела честного и верного Богу учителя, полицейского, врача, чиновника, предпринимателя, дворника и продавца, которые не обманывают никого, которыми движет не жажда наживы, обман и неправда, но желание оказать помощь ближнему, правда Божия, служение другим, видя, что верующие даже там, где все прочие лгут, — остаются непреклонны в правде Божией, — люди задумаются о том, Кто является источником этой правды в нас. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:16). Пожалуй, это и есть наше пророческое служение сегодня.


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 2 августа 2021 года. Ильинская церковь в Старице, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.